Дискуссии о том, кто мы и что с этим делать, вновь набирают обороты. Тема самоидентификации белорусов была востребована всегда. Теперь, когда в стране задумываются над развитием въездного туризма, этот вопрос особенно актуален: турист должен знать в чью страну едет. Сегодня правила игры во многом диктует мода. На пресс конференции кампании «Будзьма беларусамі!», которая прошла в галерее «Ў» в середине апреля, солист группы DaVinci рассуждал о том, как сделать белорусское модным. Специально для TIO.BY Денис Дудинский продолжает рассуждения о белорусской культуре, а также о том, при каких условиях быть белорусом станет модно.

Дискуссии о том, кто мы и что с этим делать, вновь набирают обороты. Тема самоидентификации белорусов была востребована всегда. Теперь, когда в стране задумываются над развитием въездного туризма, этот вопрос особенно актуален: турист должен знать в чью страну едет. Сегодня правила игры во многом диктует мода. На пресс конференции кампании «Будзьма беларусамі!», которая прошла в галерее «Ў» в середине апреля, солист группы DaVinci рассуждал о том, как сделать белорусское модным.

Денис Дудинский – выпускник МГЛУ. Говорит на английском и итальянском языках. Несколько лет жил за рубежом. Работал в Анкоридже на Аляске, Анахайме и Сан-Франциско в Калифорнии, был переводчиком при Массачусетском институте аллергии и иммунологии. Торговал музыкальными дисками в магазине «Erasmus Music Production» в Голландии. Работал менеджером на заводе, выпускающем детали для фрезерных станков, в Италии. Возвратившись в Беларусь, устроился переводчиком в издательство Адама Глобуса. Был сотрудником Радио Би-Эй, радиостанции «Мелодии века», вел телепередачу «Доброе утро, Беларусь!» Теперь работает ди-джеем на РАДИУС-FM. Увлечение музыкой привело к созданию группы DaVinci, в которой солирует Денис.

Специально для TIO.BY Денис Дудинский продолжает рассуждения о белорусской культуре, а также о том, при каких условиях быть белорусом станет модно:

– С историей у меня особые отношения: я ее уважаю, но не увлекаюсь. И, поскольку я занимаюсь дайвингом, мне легче рассказывать о глубинах белорусских озер, нежели рассуждать о конкретных исторических событиях. Судя по фрагментам из белорусской истории, которые мне попадались, летопись нашей страны так до конца и не написана: кто-то хватается за Великое княжество Литовское, кому-то больше по нраву Речь Посполитая, а кто-то упорно отказывается от советских времен. На мой взгляд, историю нельзя настолько сильно эксплуатировать, как это от некоторой безысходности пытаются сделать у нас. Историю нужно изучать, понимать, не соглашаться с ней, а не делать ее средством пропаганды. Мы слишком часто задаем себе вопрос: кто мы? Балты, литвины, белорусы? Такое копание в себе может завести в глубокие дебри. Сегодня многие правила диктует мода. Образ белоруса, сложившийся в литературе, за исключением нескольких писателей, – это пан сохи и косы. Это не герой нашего времени и не элегантный завсегдатай салона, где звучит клавесин. Это не модно. К сожалению, я не встречал успешных людей – рестораторов, бизнесменов, шоуменов, – непринужденно говорящих на белорусском языке. Тем не менее он красив и певуч. Только говорят на нем у нас почему-то без улыбки. Да и реакция на попытки заговорить на родном языке далеко не адекватная – ты невольно обращаешь на себя внимание. Когда я начинаю говорить на белорусском языке, в ответ вижу только удивленные и недоумевающие лица. Или того хуже – слышу просьбу не валять дурака. Когда говорят, что сохранить язык должно государство, я неизменно повторяю – оно ничего не должно, пусть пенсии нам обеспечит. А о языке давайте подумаем сами. И начинать нужно с урегулирования правил, чтобы не возникало вопросов, как правильно или как модно говорить: «рэклама» или «рэкляма».

В молодежной среде уже началось движение, что говорить на белорусском языке и быть белорусом это модно. Однако остается еще много людей, которым это нужно доказать. Я благодарен людям, которые стали задумываться над вопросом, что значит быть белорусом. Только я не всегда согласен с методами, которыми пытаются популяризировать белорусскую культуру. Довольно глупо в который раз пытаться создать шедевр из красного и белого. Так сложилось, что именно эти цвета, за которыми люди шли, теперь их отталкивают и настораживают. Если мы хотим добиться положительного результата, нужно много работать. И привлекать к этому делу профессионалов, которые знают, что такое PR. Мне хочется видеть дорогую, качественную, разработанную дизайнерами одежду с белорусским орнаментом – и я первый буду ее носить. При условии, что это не будет классическая косоворотка с нелепыми кисточками. Поскольку я музыкант, то не могу не сказать о музыке. Качественных песен на белорусском языке, увы, не много. И здесь претензии предъявлять следует не только к исполнителям, но и к музыкальным редакторам. Почему-то последние не слишком охотно берут на радио композиции на белорусском языке. Во всеуслышание я предлагал СМИ организовать встречу с музыкальными редакторами, на которую смогли бы прийти, в том числе и неизвестные группы, рассказать о своем творчестве и обязательно кого-то заинтересовать. Однако мое предложение пока никого не заинтересовало. Понимаю, что сейчас кто-нибудь да спросит: «Человек, поющий на итальянском, рассуждает о белорусском языке?» В репертуаре группы DaVinci уже есть композиция на белорусском языке, и мы готовы спеть больше. Даже возникла идея записать белорусский альбом, если соберется достаточное количество песен. Здесь и начинаются проблемы. Во-первых, петь на белорусском языке для нас нелегко – для этого нужно некоторое время тренироваться. Во-вторых, отсутствие белорусских текстов. Я кинул клич, кто из белорусскоязычных авторов сможет взять да и написать под наши, уже существующие песни, белорусские тексты – и не важно, перевод ли это будет, или же оригинальный текст, мы сами их запишем, выпустим отдельным диском, распиарим, однако авторы пока молчат. Быть белорусом станет модным, когда за работу по созданию его имиджа возьмутся профессионалы: модельеры, композиторы, авторы текстов, дизайнеры. А пока, на мой взгляд, нужно меньше задаваться вопросом, кто мы и что нам с этим делать. А просто работать.