БезВИЗЗовый режим: что вынудило единственного украинского лоукоста уйти с рынка?

30.03.2015 - Новости для профи / Турбизнес

БезВИЗЗовый режим: что вынудило единственного украинского лоукоста уйти с рынка?

Украинская "дочка" венгерского бюджетного авиаперевозчика Wizz Air закрывается в преддверии туристического сезона. По всей видимости, инвесторы опасаются за свои вложения, так как не видят улучшений в Украине, и спешно эвакуируют из страны свои активы.

История первой украинской бюджетной авиакомпании оказалась слишком короткой. А ведь еще совсем недавно – в 2008 году – перевозчик торжественно появился на отечественном рынке, предлагая билеты по 9 гривен. Причем первые рейсы "дочка" венгерского Wizz Air выполняла именно внутри страны, летая из Киева в Одессу, Симферополь и Львов. После этого лоукост начал постепенно выходить на международные маршруты, добавив к карте полетов Дортмунд, Кельн, Катовице и Осло.

Пассажирам идея понравилась, тем более, что рекламная кампания велась при поддержке министра транспорта и связи Иосифа Винского, который пролоббировал реконструкцию взлетно-посадочной полосы в аэропорту Жуляны, куда показательно приземлился Airbus 320 "Визз Эйр Украина". Впоследствии эта гавань стала для первого украинского бюджетника базовой.

Однако вскоре в работе перевозчика произошли изменения. После успешной промо-кампании "Визз Эйр Украина" начала постепенно закрывать нерентабельные внутренние рейсы, концентрируясь на более выгодных международных маршрутах.

"В момент прихода Wizz Air в Украину рынок был более, чем на 80% не готов к полноценной работе модели лоукоста. В частности, их украинская дочерняя компания столкнулась с непредсказуемостью национального налогового законодательства, высокой стоимостью топлива, монополизмом услуг в аэропортах, недостаточным уровнем сервиса, привычкой пассажиров покупать авиабилеты через агентства и так далее. Если взять список из 10 базовых требований бюджетника к внешним условиям, определяющим его шансы на успех, то в 2008 году их в лучшем случае удовлетворялось два", - сказал Центру транспортных стратегий партнер консалтинговой компании "Авиаплан" Евгений Трескунов.

По его оценке, за семь лет, в течение которых в Украине базировалась Wizz Air и летали другие иностранные бюджетники, этот список удалось расширить еще на пару пунктов и тем самым принести пользу всему рынку. Они приучили украинских пассажиров массово покупать билеты через интернет. Wizz Air также удалось заставить местные аэропорты задуматься и сократить время оборачиваемости рейса в аэропорту – одно из наиболее критичных требований для эффективности лоукоста. Например, в Европе между посадкой и следующим вылетом лоукостов проходит 20-25 минут, что позволяет им выполнять больше полетов и соответственно увеличить доход с каждого самолета. В Украине изначально никто не мог обеспечить такой цикл обслуживания рейсов меньше, чем за 50-60 минут.

"Та же Wizz Air показала аэропорту Борисполь, что, если посадку и высадку пассажиров производить не через одну дверь, как обычно, а сразу через две, то это уже сокращает время простоя самолета на земле. При этом и багаж можно выгружать и загружать быстрее, если это требование авиакомпании, жестко контролируемое договором наземного обслуживания", - отметил Трескунов

Амбициозные планы были несколько скорректированы украинскими реалиями и экономическим кризисом, который переживала страна в 2008-2009 годах. Тем не менее, флот лоукоста со временем увеличился до пяти самолетов, появились планы по открытию новых баз во Львове и Донецке.

Внешние факторы. События 2014 года радикально изменили ситуацию в стране и обернулись для нее еще более тяжелым экономическим кризисом. Потеря двух коммерчески привлекательных аэропортов в Симферополе и Донецке, стремительная девальвация гривны и замораживание доходов населения на фоне военных действий ударили по пассажиропотоку. Объемы перевозок отечественными авиакомпаниями, по данным Государственной авиационной службы, упали на 20,2%. Аэропорты континентальной Украины потеряли 22,5% клиентов.

Нарастив убытки в зимний период, странным выглядит решение остановиться весной.

Положение в авиации также осложнялось валютным регулированием, которое обязывало перевозчиков продавать львиную долю своей выручки, а затем снова покупать доллары через некоторое время, что лишало их возможности своевременно проводить необходимые платежи и приводило к потерям на курсовой разнице при покупке валюты.

На фоне всех этих событий единственный украинский лоукост объявил о прекращении своей деятельности. Если говорить точнее, то с 20 апреля не будет работать компания "Визз Эйр Украина". Часть ее маршрутной сети, а это восемь направлений, будет обслуживаться материнской структурой – Wizz Air Hungary. Один из самолетов перебазируется в Кошице и будет выполнять рейсы в Милан и Шеффилд с начала июня 2015 года.

Из Киева будут по-прежнему осуществляться полеты в Будапешт, Лондон, Дортмунд, Гамбург, Кельн, Мюнхен, Катовице, Ларнаку. Рейсы в Москву, Кутаиси, Барселону, Валенсию, Милан, Неаполь и Венецию будут закрыты.

Внутренние причины. Чем же объясняется уход украинской Wizz Air. "Это связано с продолжающейся нестабильностью в Восточной Украине, девальвацией и нестабильностью местной валюты и влиянием контроля обмена валюты. Wizz Air Hungary постарается уменьшить влияние данных факторов и позволит Wizz Air остаться одной из ключевых авиакомпаний на украинском рынке. Авиакомпания будет готова к расширению активности в Украине, когда ситуация на рынке улучшится", - приводится в пресс-релизе перевозчика официальное объяснение такого решения.

Впрочем, специалисты полагают, что дело не только в этом. По их мнению, закрывать бизнес было бы логичнее в конце более прибыльного летнего сезона. "Такой шаг выглядит несколько странным. Зачем закрывать компанию в преддверии высокодоходного летнего сезона? Нарастив убытки в зимний период, странным выглядит решение остановиться весной. На мой взгляд, есть две вероятных причины подобного решения. Во-первых, учредители не видят возможности дальше зарабатывать деньги в Украине с прогнозируемым падением спроса на перевозки. Однако, с учетом вышесказанного, больше напрашивается вторая версия: столь радикальные изменения, вопреки экономической логике, могут иметь скрытые политические мотивы", - сказал Центру транспортных стратегий директор компании "Стиль Авиа" Евгений Хайнацкий.

"На самом деле истинные причины такого решения могут отличаться от того, что сказано в официальном заявлении. Посудите сами: зачем закрывать рейсы перед выгодным для авиации маем, когда спрос на билеты со стороны туристов растет? Тем более, по законодательству компания обязана заблаговременно предупредить и авиационные власти, и пассажиров о таком решении. Скорее всего, инвесторы опасаются за свои вложения, так как не видят улучшений в Украине, и спешно "эвакуируют" из страны свои активы", - подтверждает его слова бывший коммерческий директор "Визз Эйр Украина" Вадим Третяк.

Свою роль мог сыграть выход компании на IPO. Опытные торговцы ценными бумагами привыкли использовать любой информационный повод для спекуляций. Поэтому наличие "актива с высокой степенью риска" в Украине могут негативно отражаться на стоимости акций материнской структуры.

Свою роль мог сыграть выход компании на IPO.

"Для глобальных авиационных инвесторов наличие дочерней компании в Украине сегодня — это некий риск для их общего бизнеса. И, казалось бы, как могут влиять на котировки два самолета Wizz Air, зарегистрированных в нашей стране, когда в парке группы Wizz Air их больше 50? Ответ привожу из очень печального недавнего опыта. После катастрофы Airbus 320 компании Germanwings, которая является дочерней структурой Lufthansa, акции последней подешевели в течение одного дня на 4%. Финансовые рынки моментально реагируют на любые риски для авиабизнеса. Поэтому при неблагоприятном развитии военно-политических событий в Украине и одновременном выходе на IPO всей группы Wizz Air появляется существенный риск их недооценки. Так что этот фактор тоже очень логичен, и, безусловно, мог повлиять на решение об уходе", - говорит Трескунов

Иначе зачем нарушать законодательство и уходить в преддверии прибыльного сезона, продав майские билеты по выгодным ценам? "Согласно статье 94 Воздушного кодекса, авиаперевозчик обязан уведомить уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации о прекращении регулярных перевозок за 30 дней до запланированной даты с указанием причин", - сказал Центру транспортных стратегий адвокат Андрей Гук. По неофициальным данным, решение было принято в ходе расширенного заседания наблюдательного совета "Визз Эйр Украина" в середине февраля. Однако огласить его почему-то забыли. Возможно, между украинским менеджментом и венгерскими акционерами до последнего момента велась дискуссия о продолжении работы…

В Госавиаслужбе говорят, что не получали уведомления от украинского Wizz Air. "Такая новость, безусловно, является плохой для рынка, поскольку уменьшает выбор для пассажиров. Однако при 30-процентном падении рынка и трехкратной девальвации национальной валюты сохранить емкости очень сложно. Мы прекрасно осознаем, что это оптимизационное решение, принятое материнской компанией. Хочу при этом отметить, что Wizz Air Hungary остается оперирующим перевозчиком на восьми маршрутах, которым мы со своей стороны будем оказывать максимальную поддержку", - сказал ЦТС глава регулятора Денис Антонюк.

Турагентам эта ситуация скорее в плюс: с Wizz Air трудно зарабатывать, при этом они влияли на рынок тем, что задавали невысокий уровень цен по ряду направлений, что уменьшало маржу агентов.

Что дальше? А вот останется ли венгерский Wizz Air оперирующей компанией – это пока что открытый вопрос. Несмотря на данное в пресс-релизе обещание выполнять рейсы бортами материнской структуры, перевозчик пока не получил назначений на эти маршруты. Для этого ему придется в очень спешном порядке уладить формальности со своими властями, а затем обратиться за разрешением к украинским. Пока что, по словам Антонюка, никто заявок на указанные направления ему не подавал.

Каковы последствия ухода Wizz Air? "Пассажирам станет хуже, как и при любом уменьшении предложения. Партнерам Wizzair в Украине - аэропорту Жуляны, хэндлерам, заправщикам станет хуже, так как уменьшается и без того небольшой объем работ. Персоналу Wizz Air надо искать работу и, скорее всего, менять место жительства. Возможности для трудоустройства авиаторов в Украине уменьшаются, рынок труда сжимается. Турагентам эта ситуация скорее в плюс: с Wizz Air трудно зарабатывать, при этом они влияли на рынок тем, что задавали невысокий уровень цен по ряду направлений, что уменьшало маржу агентов даже при продаже перевозок конкурирующих авиакомпаний", - говорит владелец компании "Тревелдеск" Сергей Кадученко.

На возвращение Wizz Air можно будет рассчитывать после прекращения боевых действий и постепенного восстановления экономики, а также после подписания и имплементации договора о Едином воздушном пространстве, когда венгерский перевозчик сможет беспрепятственно наращивать предложение на европейских маршрутах. 

Cfts.org.ua

Рубрики: Авиа

Страны: Украина


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах