https://www.traditionrolex.com/8
<p>В Испании обанкротилась четвертая по величине авиакомпания. Одновременно стало известно о том, что венгерский национальный перевозчик находится на грани банкротства</p>

В Испании обанкротилась четвертая по величине авиакомпания. Одновременно стало известно о том, что венгерский национальный перевозчик находится на грани банкротства.

Последний самолет Spanair приземлился в аэропорту Барселоны «Эль Прат», где базировалась эта четвертая по величине авиакомпания Испании, в пятницу, 27 января, в 22.00. Рейс из Барселоны в Валенсию, который был запланирован на 23.30, уже не состоялся.

Всего, по данным испанской газеты El Pais, в минувшие выходные не состоялось около 200 рейсов Spanair: в субботу авиакомпания отменила 91 рейс, в воскресенье – больше сотни вылетов. Банкротство Spanair затронуло десятки тысяч пассажиров, среди которых было много иностранцев. В итоге клиентам пришлось покупать билеты других перевозчиков. К примеру, только в воскресенье, 28 января, около 8500 пассажиров Spanair вынуждено были воспользоваться рейсами испанских авиакомпаний Iberia и Vueling, чтобы добраться до места назначения. Всего в результате прекращения деятельности Spanair было отменено 647 рейсов, и «за бортом» оказалось более 20 тысяч пассажиров.

Авиакомпания Spanair приняла решение прекратить полеты, после того как стало известно, что правительство Каталонии не собирается больше финансировать компанию. Среди других причин называют также неудавшиеся переговоры с арабской авиакомпанией Qatar Airways о покупке пакета акций испанского перевозчика. В итоге совет директоров Spanair принял решение начать процедуру банкротства. В свою очередь испанское правительство пригрозило Spanair судебным иском и штрафом в 9 миллионов евро за прекращение полетов без должного предупреждения пассажиров. Любопытно, что почти год назад руководство Spanair выступило с заявлением, в котором предупреждало о критической финансовой ситуации авиакомпании. Тогда причиной неустойчивого положения перевозчика называли авиакатастрофу 2008 года, в которой погибли 154 человека и от последствий которой Spanair так и не сумела оправиться. Авиакомпания была основана в 1986 году. Самолеты Spanair выполняли рейсы из 15 аэропортов Испании.

В летнем сезоне авиакомпания Spanair выполняла чартерные рейсы между Москвой и Барселоной, а буквально на прошлой неделе перевозчик объявил о том, что летом 2012 года откроет регулярный рейс Барселона–Москва–Барселона. Планировалось, что с 24 апреля по этому маршруту авиакомпания будет летать два, а с июня – четыре раза в неделю. Кроме того, перевозчик обещал также начать полеты по маршруту Аликанте–Москва–Аликанте. Впрочем, представители российских туристических компаний отмечают, что пользовались услугами Spanair только в тех редких случаях, когда надо было организовать для туристов сложные перелеты внутри Испании.

По мнению экспертов, коллапс испанского регулярного перевозчика свидетельствует о том, что долговой кризис в Европе подтолкнет авиакомпании на всем европейском пространстве от Средиземноморья до Прибалтики к объединению, иначе многие из них рискуют повторить судьбу Spanair. «Удивительно, как всем этим авиакомпаниям-«зомби» удается выживать, несмотря на убытки, которые он терпят год за годом, – отметил в интервью агентству Bloomberg эксперт Генрих Гросбонгардт. – Сегодня пассажирские авиаперевозки – это бизнес, в котором ключевую роль играет экономия, обусловленная ростом масштабов перевозки. Традиционным авиакомпаниям необходимо плюс 50 миллионов пассажиров в год, чтобы снизить стоимость до приемлемого уровня».

Между тем национальный венгерский авиаперевозчик Malev готовится к банкротству. Совет директоров принял такое решение, после того как Европейская комиссия потребовала от авиакомпании вернуть государственные субсидии, выделенные с 2007 по 2010 годы с нарушениями закона о свободной конкуренции. Всего, по данным Центра авиации САРА, за эти годы перевозчик получил 270 миллионов евро. Государство, которому принадлежит Malev, заявило, что попытается реструктурировать убыточную компанию, чтобы предприятие все же смогло продолжить деятельность. До сих пор поиски инвесторов ни к чему не привели.

Ежегодно Malev обеспечивает 40% пассажиропотока в аэропорту Будапешта. Авиакомпания выполняет полеты в 52 города в 32 странах мира, в штате работают 2600 специалистов. После неудачной попытки приватизации в 2010 году государство приобрело 95% акций авиакомпании. Тогда убытки компании превысили 100 миллионов долларов США. Флот компании насчитывает 22 пассажирских самолета. Для сравнения: у «Белавиа» в данный момент 17 воздушных судов, airBaltic – 34 самолета, Spanair – 30 самолетов, а у British Airways – более 230.

Если план спасения венгерского перевозчика провалится, Malev станет четвертой европейской авиакомпанией, обанкротившейся в декабре 2011 – январе 2012 года. Помимо Spanair, в этом списке значатся немецкая Cirrus и чешская Czech Connect. Впрочем, по информации Центра авиации CAPA, суммарный объем перевозки четырех авиакомпаний не превышал 217 тысяч креселе в неделю, или всего 0,6% объема европейского рынка. В данный момент европейский рынок пассажирских перевозок концентрируется вокруг пяти крупных перевозчиков: Air France–KLM, International Airlines Group, куда входят British Airways и Iberia, Lufthansa, EasyJet и Ryanair.

«Европейские эксперты мирового уровня, с которыми мне доводилось общаться не так давно, отмечают, что мелкие региональные перевозчики постепенно теряют рынки и становятся либо частью крупных авиакомпаний вроде Lufthansa, либо получают мощную поддержку государства. Если не будет солидных внешних вливаний, уже скоро мы не досчитаемся многих известных региональных авиакомпаний, – говорил в марте 2011 года в интервью газете «Туризм и отдых» Игорь Чергинец, заместитель директора национальной авиакомпании «Белавиа». – Меньше всего шансов у перевозчиков из Восточной и Центральной Европы. Скорее всего в ближайшие несколько лет компании «большой тройки» – Air France–KLM, Lufthansa и British Airways – будут скупать активы небольших европейских авиакомпаний по сценарию «Австрийских авиалиний», когда бренд сохранился, но фактически авиакомпания принадлежит Lufthansa. Мы также никуда не денемся от общемировых тенденций. Не секрет, что «Белавиа» внесена в список компаний для акционирования. Может так случиться, что через некоторое время мы будем принадлежать одной из европейских или азиатских авиакомпаний».

В то же время государства, которые имеют долю в авиакомпаниях, намереваются в ближайшее время сократить прямое финансирование и привлечь новых инвесторов. Известно, что в данный момент польское правительство ведет переговоры с авиакомпанией Turkish Airlines, которая намеревается купить акции LOT. Также среди компаний, от которых государственные собственники планируют отказаться, – TAP, SAS, Aer Lingus и CSA Czech Airlines. При этом наиболее вероятными инвесторами эксперты называют не только европейские авиакомпании из «большой тройки», но также авиакомпании стран Ближнего Востока и Азии.

https://www.traditionrolex.com/8