https://www.traditionrolex.com/8
<p>Дмитрий Новицкий неделю провел в Армении. И, как уверяет, в Армении лучше, чем в Париже. В отличие от Беларуси, Армения – страна победившего капитализма: чтобы жить хорошо, нужно очень постараться и очень отличаться</p>

Как сообщает ABW.BY:

То, что Дмитрия Новицкого неделю не было в редакции, никого не удивило – отпуск. Удивило другое – эту неделю он провел в Армении. И, как уверяет, в Армении лучше, чем в Париже.

– Если знать английский язык и быть хорошим специалистом – неважно, где ты живешь: в Армении, Беларуси или ЮАР. Ты везде будешь жить хорошо, – размышляет за бокалом пива мой ереванский друг Артак.

Мы сидим в центре Еревана, на открытой террасе одного из лучших заведений города. Разговариваем, пьем пиво.

Периодически к нам подходят нищие, чтобы попросить монетку, и Артак твердо отсылает их на курсы английского и освоение новой профессии.

3  

Это Армения – страна, где, кроме камня, почти ничего нет. Поэтому три миллиона армян живут в стране, а семь миллионов – за ее пределами. В отличие от Беларуси, Армения – страна победившего капитализма: чтобы жить хорошо, нужно очень постараться и очень отличаться. Впрочем, то же самое касается и Грузии, где я уже был. И Армения, и Грузия мне очень нравятся. Я понял, что люблю Кавказ. В моем рейтинге must see Кавказ сейчас на первом месте. Причина проста: природа, люди. Лучше Кавказских гор могут быть только те Кавказские горы, на которых ты еще не бывал. А люди...

2


– Друг, куда едешь?

– В ущелье Нораванк.

– Ой, а фотографировать будешь? У жены день рождения, а так бы я с тобой поехал! Заходи к нам. Вина выпьем, посидим, поговорим...

4

Посидим, поговорим... – вот самая большая опасность для туриста на Кавказе. Еле-еле вырвавшись из дружеских посиделок в Ереване, я стартую в небольшое путешествие по Армении. На все про все времени в обрез – полтора дня. Зато есть хороший «конь» Suzuki Grand Vitara, взятый в прокатной компании Sixt. Итак, встречай, Армения!

Заранее прошу прощения за нестабильное качество снимков: фотоаппарат по пути постоянно «глючил» плюс соринки на матрице.

5

Армению рекомендовано начинать с ереванского сооружения «Каскад». Это «стержень» города – местная Голгофа, с которой открывается отличный вид. Весь Ереван – как на ладони. Если повезет и не будет облаков, увидите и Арарат.

6

Помимо города, с «Каскада» видны как на ладони влюбленные парочки, которые используют ступеньки для встреч. Я поля влюбленным постелил, сам присел в кафе снизу. Чашка кофе за 1 евро, 10 минут спокойствия и тишины. Взгляд на припаркованный черный Mercedes-Benz – Кавказ – поехали!

7  

Двигаться на машине по Еревану легко. Весь город усыпан камерами, которые фиксируют нарушения. Полиция рассылает штрафы по почте, поэтому скорость ереванцы превышают редко, ездят для Кавказа очень аккуратно.

Ереван – город победивших такси. Поездка стоит недорого: 600–1500 драм (1,1–3 евро) почти в любой конец города. Поэтому на такси ездят и стар и млад. Сам видел, как школьники возвращаются на такси домой.

9

– Почему такси так много? Так работы нет, каждый, у кого есть машина, «таксует» по городу, – откровенничал со мной таксист.
Самое главное отличие: в этом городе нет основного оплота империализма – ресторанов McDonalds!

10

– Штаб-квартира Кавказского региона находится в Турции – это ошибка McDonalds. Чтобы армянами управляли из Турции – такого никогда не будет...

И правда нонсенс. После геноцида армян и многочисленных конфликтов это явная ошибка менеджеров, поэтому, если мы говорим «гамбургер и кола» в Ереване, то подразумеваем KFC.

11

Ереван небольшой город – 1 миллион 120 тысяч жителей. Поэтому красивый новострой центра заканчивается очень быстро. Мелькают затрапезного вида окраины – трасса! Мой маршрут очень простой: за день нужно описать круг, посетив несколько монастырей и озеро Севан.

12

Горы Арарат на повестке дня не будет. Она для армян потеряна, как для белорусов Вильнюс. Теперь Арарат находится на территории Турции. Но гора является стержнем национальной культуры и философии армян. По легенде именно к Арарату пришвартовался Ноев ковчег после Всемирного потопа – в армянской церкви до сих пор хранятся кусочки судна.

13


Щурясь от яркого солнца, сворачиваю к монастырю Хор-Вирап. Короткий взгляд – дальше еду.

14

Первая же остановка в придорожной деревне моментально опускает с романтических небес на землю. Обычная дорога, обычная деревня. Хожу, фотографирую разруху, похожую на послевоенную.

16

– Мистер, мистер, фото! – подбегают две девочки.

– Мистер, фото!

Делаю фотографию.

– Мистер, мани! Мани, мистер!

17

Отдаю оставшиеся монеты и, притихший, возвращаюсь в машину. Я был в Историческом музее Армении. Я читал историю этой нации и этой страны. Там есть глава «Античная Армения (VI век до н.э. – V век до н.э.)». А сейчас – «мистер, фото!», «мистер, мани!».

18

Теперь понятно, почему все армяне грустят о развале СССР.

Отъезжаю от армянской деревни в полном согласии с дотационной и «поддерживающей» политикой государства для белорусского села.

Мы богачи, если сравнивать белорусскую и армянскую деревни.

20

– Работы нет, жить не за что... – обычная фраза в армянской деревне.

Уф, все, отставить острый «социал»! В аудиосистеме музыка играет, за спиной остался Арарат. Я поднимаюсь в горы – курс на ущелье Нораванк.

19

23

И коптящие в агонии «КамАЗы», и современные европейские фуры Евро-5 остаются позади. Старые грузовые «американцы» да мощные шестицилиндровые легковые Mercedes – короли армянских горных трасс. Ну и Grand Vitara с горы, как Пятачок с воздушным шариком, подпрыгивает, взлетает на воздух, но траекторию держит. «Рулится» Grand Vitara отлично. Правда, агрессивный темп езды заканчивается сразу после очередной остановки.

22

– Из Ми-и-инска-а-а? Гость, дорогой, гранатового вина попробуй!

Стаканчик, дегустация. На Кавказе главное – держать себя в руках. Со всеми ритуалами вежливости отказываться от продолжения банкета и дальше ехать. Иначе можно остаться на пару дней в гостях. Цены на «домашнее» – 1000 драм (2 евро) литр. Гранатовое вино, виноградное, еще какое-то. Плюс чача, соленья, варенья.

25

– Скажите, вам нужно отчитываться в налоговой, регистрироваться как-то?

– Да нет, мы просто так стоим, продаем. Никто нас не трогает – все понимают, что нужно как-то жить...

26

Слегка разговевшись пластиковым бокалом гранатового, дальше подгоняю своего японского «конька».

Ущелье Нораванк. Красиво. В нем монастырь, гостиница и ресторан. Всем, кто поедет после меня: запишите в плане «не меньше трех часов». Погулять по монастырю, посмотреть на горы и пообедать. Обед на двоих – шашлык, мацони, сыр, овощи и зелень, кофе – 10 000 драм (20 евро). Дальше еду.

28

32

Армянские дороги похожи на белорусские после зимы: асфальт слезает вместе со снегом. Поэтому всегда нужно держать ухо востро, чтобы вовремя увернуться от внезапной ямы. Дорожники, как и у нас, практикуют ямочный ремонт. Но если наши склонные к суициду дорожные рабочие выставляют знак за 20 метров, их армянские коллеги к смерти относятся еще проще: в лучшем случае знак прикручен к трактору. А иногда его вообще нет. Вылетел из-за поворота, а там «МТЗ-80» и мужчина с лопатой наперевес...

34

Чем выше горы, тем выше снег. В почетном эскорте белых «Нив» и белых шапок гор карабкаюсь на перевал.

Дорога петляет все выше и выше, в какой-то момент Grand Vitara поднимается к облакам. Я начинаю срезать участки пути по направлениям. И от всего готов петь песни и танцевать лезгинку.

Армения – это настоящее приключение, которое легко устроить. Билет «Белавиа» Минск–Ереван туда–обратно стоит 330 долларов. Машина напрокат на сутки – 50–100 долларов, гостиница – 20–100 долларов, поесть, попить – в итоге с бюджетом 800–1000 долларов можно выкроить у жизни 2-3 счастливых дня. Я понимаю, что вся страна живет немного в другой реальности, но тем, у кого есть возможность, вместо тюленьего отдыха в Египте и Турции я рекомендую Кавказ.

31

Впрочем, отвлекся. Дорога постепенно превращается в снежный тоннель. Высота покрова метра полтора, то тут, то там встречаются брошенные деревни. Я тороплюсь, «кручу» мотор, весенним раллийным жуком порхаю из одного поворота в другой.

38  

Иногда горы прощают ошибки: вылетая из «слепого» поворота, вижу справа стену снега, прямо – узкую полоску асфальта, слева – «грузовые» колеи. «Ход» километров 80, стрекот АBS, мама, мама – вписался в узкую асфальтовую полоску. Ехала бы «встречка», был бы, как говорят шахматисты, мат.

35  

Деревни, горы, деревни, деревни – и наконец-то озеро Севан. К тому времени и я, и Suzuki покрылись дорожной пылью и порядком устали.

39  

Севан... Байкал в России, в Киргизии Иссык-Куль. Слова бессмысленны опять. Красиво. Небольшой отдых, небольшой привал. И краткая пометка нотабене: та часть Севана, что я видел, – это не золотистые пляжи и песок. Кругом рыбацкие деревни – «промышленный» Севан. Но красиво.

30

А дальше монастырь, люди 1эй, друг, посидим, поговорим»... – и спешка в Ереван. Превышать скорость в Армении никому не рекомендую. Контроль полиции жесткий. Видимо, у власти слишком свежи воспоминания, когда в каждой машине лежал «калашников». Поэтому полиция сейчас бдит: контроль есть даже на самых второстепенных трассах. Но с туристами разговор простой.

– Что, из Минска? Служил я в Минске. Передавай, брат, всем белорусам от армян привет...

Кавказ. Мчу дальше.

42

«Урэшце» Ереван. Город такси, отсутствия McDonalds. Город, который остался в моем сердце навсегда, – всему армянскому народу привет от белоруса. Который сдал машину в офис Sixt в аэропорту, стюардессе улыбнулся и в самолете спит: прощай, Армения. В Минске, в офисе, я буду вспоминать Кавказ.

43

Армения и Грузия – мои личные «открытия» двух последних лет. Рекомендую.

44

Дмитрий НОВИЦКИЙ
Фото автора


https://www.traditionrolex.com/8