https://www.traditionrolex.com/8
<p>Мраморные скульптуры и фрагменты отделки Королевского дворца Варшавы три с половиной века лежали на дне Вислы. Разграбившие во время польско-шведской войны дворец шведы увозили мрамор баржами. Одна из них затонула. Уровень воды в главной польской реке в районе Варшавы упал на 70 сантиметров – подобного здесь не случалось уже 200 лет</p>

Мраморные скульптуры и фрагменты отделки Королевского дворца Варшавы три с половиной века лежали на дне Вислы. Разграбившие во время польско-шведской войны дворец шведы увозили мрамор баржами. Одна из них затонула, сообщает «Гродзенская праўда».

Уровень воды в главной польской реке в районе Варшавы упал на 70 сантиметров – подобного здесь не случалось уже 200 лет. Еще хуже обстоят дела у Вислы на юго-востоке страны. Например, жители городка Демблина могут гулять практически по всему дну реки, в буквальном смысле не замочив ноги.
Обмелела в этом году не только Висла. В августе на 30–40 процентов меньше нормы была водность в Немане, Западном Буге, других белорусских реках.

Состоянием Немана обеспокоились наши соседи – МИД Литвы даже выслал 2 августа в адрес белорусской стороны ноту по поводу снижения уровня воды в реке до критического. Литовские эксперты предполагали, что явление могло быть вызвано человеческой деятельностью – заполнением водохранилища Гродненской ГЭС. Но,  как считают в Минприроды Беларуси, данный процесс почти не сказался на обмелении Немана ниже плотины Гродненской ГЭС. Хотя объем нового водохранилища 48 миллионов кубических метров, его заполнение проводилось постепенно. Главная причина снижения уровня воды в реке в том, что летом количество осадков было ниже средней нормы. Усугубило ситуацию и то, что с прошлой осени и зимы понизился и уровень грунтовых вод.

Кстати, уровень воды ниже опасных отметок для судоходства отмечался не только в Немане у Гродно, но и в других реках: в Днепре в районе Могилева–Речицы, в Соже – у Гомеля, в  Пине – у Пинска.

В июле уровень воды во многих белорусских реках снижался с суточной интенсивностью в 1–3 сантиметра. Дожди в августе сумели на время повернуть этот процесс вспять, но тут вмешался довольно сухой сентябрь.

Достаточно взглянуть сейчас на Неман в городской черте Гродно, и в глаза сразу бросаются подросшие песчаные островки в его русле. И плотина ГЭС теперь к этому уж точно не имеет никакого отношения: водохранилище практически заполнено, и через водослив проходит весь объем воды Немана.
Колебания уровня воды в Немане на 30–40 сантиметров в последние годы встречаются довольно часто, отмечают в Департаменте по гидрометеорологии Минприроды Беларуси.

Виновато в этом, как считает ученый-климатолог, академик НАН Беларуси Владимир Логинов, глобальное потепление и в первую очередь изменение погоды в далекой Арктике. Там теплеет значительно быстрее, и сокращение разницы температуры между севером и экватором как раз и вызывает аномальные явления. И их число в последнее время только увеличивается. Например, на территории европейских стран СНГ в период с 1881 года зафиксировано 29 крупных засух, но из них 20 пришлось на последние 50 лет.

Мягкую влажную погоду для Беларуси всегда несла Атлантика. Но теперь ее влажные массы все чаще натыкаются на стоящий над Беларусью антициклон, порожденный потеплением в Арктике. В итоге мы имеем уже засухи не только летом, но и осенью.

Заметим, что нынче актуальной становится и следующая народная примета: если летом было жарко – жди холодной зимы. А дело вот в чем. Если блокировка антициклоном воздушных масс с Атлантики летом приводит к засухе, то зимой – к сильным морозам. Ряд климатологов предполагают, что Европе нынче следует готовиться к достаточно суровой зиме.

И скорее всего в будущем интенсивность этих аномальных процессов будет только нарастать. Произойдет и смещение климатических зон.

Ученые установили, что в Беларуси за последнюю четверть века температура выросла на 1 градус. Исходя из этой тенденции климатологи предполагают, что к концу нынешнего века климат в Беларуси будет таким, какой он сейчас в Центральной Украине.

 Плюс это или минус? Сейчас на этот вопрос вряд ли кто сможет ответить. Очевидно другое: если ученые не ошиблись, то грядущие засухи должны в корне изменить отношение белорусов к воде, как к некому абсолютно не пересыхающему источнику.

Иван ГАВРИЦКИЙ

https://www.traditionrolex.com/8