Минские фудисты хотят сделать образ Беларуси узнаваемым в мире

13.11.2012 - Витрина туров

Минские фудисты хотят сделать образ Беларуси узнаваемым в мире

Мы хотели бы сделать образ Беларуси узнаваемым в мире, показать своеобразие и уникальность белорусской гастрономической традиции

Минские фудисты Алесь и Зоя Пришивалко своим традиционным белорусским хлебом и яблочным сыром покорили фестиваль Slow Food, который в конце октября прошел в Турине.

CityDog.by встретился с семейной парой.

Алесь (30 лет) и Зоя (27 лет) Пришивалко – создатели культурного проекта ?ORNY.

Ребята пекут традиционный белорусский хлеб и сладости по рецептам первых белорусских кулинарных книг и в меру возможностей пропагандируют национальную кухню в Минске, Беларуси и за границей.

1

– Какой хлеб вы возили в Италию и что такое яблочный сыр?

– Мы привезли два хлеба – «чорны» ржаной и «паловы», в котором смешаны рожь, пшеница и овес, добавлена «чарнушка», т. е.  черный тмин. У него очень своеобразный запах и вкус.

Многие из тех, кто пробовал наши хлеба, оценили его вкус, непривычный для большинства европейцев. Подходили немцы – а у них очень развита традиция черного хлеба, подходили латыши, у которых тоже множество видов хлеба, и все они говорили, что традиционный белорусский хлеб – очень своеобразный.

А яблочный сыр – это уваренные практически до твердого состояния яблоки с приправами. Раньше это была распространенная сладость в Беларуси, которая сегодня, к сожалению, практически забыта.

2

Реакция на яблочный сыр на Terra Madre была просто феноменальной. Люди подходят, ничего не подозревают, а пробуют – удивлению и восхищению нет предела. Переспрашивают: «Откуда вы?» А мы им с гордостью: «Из Беларуси!» Это тоже образ Беларуси: не только бульбянай, но и яблочной страны, где живы традиции приготовления местной уникальной еды.

3

4

5

– Вы единственные представители Беларуси в Slow Food?

– Нет, кроме нас, еще были представители конвивиума (сообщества) из Россон, которые привезли уникальные чаи. Детскими образовательными проектами по принципам Slow Food занимается конвивиум в Березе. И были представители минского конвивиума.

Кстати, конвивиум в Россонах входит в число специальных охранных проектов Presidia Slow Food, которые создаются для оказания помощи мелким производителям в деле сохранения традиционных способов производства.

А мы решили участвовать в Terra Madre, когда списки участников уже были сформированы. Когда мы написали координатору, получили в ответ восторженное письмо: «О! Как мы рады, а то думали, что в Беларуси ничего аутентичного из еды уже не производят».

Потребители – это сопроизводители


– Что особенно удивило во время выставки?

– Масштабы мероприятия. В этом году Slow Food одновременно проводил два мероприятия: Salone del Gusto и Terra Madre, которые занимали два огромных выставочных павильона. В зале Terra Madre представляли свою продукцию делегаты примерно из 150 стран мира. Второй зал был занят только производителями еды и вина из Италии. И он был раза в три больше, чем Terra Madre! За 5 дней выставку посетило около 220 000 человек.

6

На стенде Словакии делали огромный штрудель.

Удивило, как слоу-фудисты относятся к сезонности продуктов. Они берут только то, что созрело в настоящее время. Мы видели карту, по которой детей учат, какие фрукты в какой сезон надо есть. Вот у них сейчас растет хурма на деревьях. Мы: «О, хурма!» А они нам: «Нет, надо подождать две недели: пройдут заморозки, и хурма будет готова, тогда можно есть».

Удивило, с какой ответственностью они относятся к потреблению. Например, вся посуда была из перерабатываемого пластика и изготовлена из вторсырья. Но еще больше то, что в Slow Food потребителей считают сопроизводителями.

– Сопроизводителями чего?

– Slow Food как движение началось со стремления поддержать традиционно богатую гастрономическую культуру Италии. Напомнить людям в эпоху быстрого потребления о традиционных способах выращивания, переработки и потребления. В традициях – столетиями накопленные знания народа о наиболее рациональных, полезных, практичных способах питания.

Поэтому Slow Food и ввел понятие сопроизводителя – человека осознанного потребления. Слоу-фудисты пытаются укрепить и развить понимание того, что если ты потребляешь, то должен понимать, что ешь, понимать, что это требует определенных затрат, что нужно совершать ответственный выбор. Это все из области культуры человека и ответственного отношения к жизни.

7

Еда не возникает из ниоткуда: не покрутишь – не поешь.

Вот, к примеру, зачем производить в январе клубнику, когда на это требуются колоссальные затраты энергии и труда? Летом, в сезон, можно наесться свежих ягод  – и это будет намного полезнее.

– Как вы сами пришли к идеям Slow Food?

– Через своих детей. Когда появилась первая дочь Ульяна, мы придерживались педагогического, а не педиатрического прикорма. Появилось понимание, что если мы сами не станем питаться правильно, то ребенок, глядя на нас, будет делать то же самое. Нам пришлось пересмотреть все свое меню. То есть сначала мы пришли не столько к традиционной еде, а к домашней, не магазинной.

8

Образовательные занятия повара с детьми.

Мы много думали, как воспитывать детей, в какой традиции, почему так, а не по-другому? В общем, пошли по пути осознанного выбора. А потом Алесь увлекся хлебопечением.

– Что будете делать теперь, после участия в салоне Terra Madre?

– Мы хотели бы сделать образ Беларуси узнаваемым в мире, показать своеобразие и уникальность белорусской гастрономической традиции. Поэтому Slow Food нам интересен не только своими идеями, которые постулирует изначально, но и как канал информации, связь с теми людьми, которые находятся с тобой на одной волне.

Еда – это то, что тебя непосредственно связывает с твоей родной землей.  Поэтому хочется поспособствовать росту уровня гастрономической культуры нашего общества. Чтобы люди знали, что в Беларуси есть богатые кулинарные традиции, например, приготовление хлеба, сыров, пива, питного меда. Чтобы любили, ценили и гордились своим, белорусским.

Ми_О

Фото из личного архива героев

Рубрики: Выставки Гастрономические Туры

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах