https://www.traditionrolex.com/8
<p>Огромное золотистое крыло словно парит над землей во внутреннем дворе Лувра. Под ним скрывается галерея исламского искусства, работа над которой продолжалась десять лет. Теперь публика сможет любоваться изделиями из стекла, керамикой, миниатюрами, текстилем и коврами. Самым старым экспонатам коллекции более 1200 лет</p>

Огромное золотистое крыло словно парит над землей во внутреннем дворе Лувра. Под ним скрывается галерея исламского искусства, работа над которой продолжалась десять лет. Теперь публика сможет любоваться изделиями из стекла, керамикой, миниатюрами, текстилем и коврами. Самым старым экспонатам коллекции более 1200 лет, сообщает Посольство Франции в Минске.

Контраст между стилями поразителен. За строгим неоклассическим фасадом бывшей резиденции французских королей, под пристальным взглядом Моны Лизы, шедевра Леонардо да Винчи, расположились новые музейные помещения. В 1989 г. публика была шокирована появлением стеклянной пирамиды, и сегодня музей снова рискует вызвать недовольство, соединяя классическую архитектуру с творчеством современных мастеров. Архитекторы, проектировавшие галерею исламского искусства, хотели, чтобы ее крыша напоминала прозрачные крылья стрекозы. В итоге одни видят в этой работе легкость и грациозность насекомого, другие – сказочный ковер-самолет, который, как по волшебству, переносит путника в мир восточного искусства.

Новое выставочное пространство

С появлением новой галереи площадью 3000 кв. м общая площадь, уделенная исламскому искусству, увеличилось в четыре раза. Помимо 14 000 экспонатов из коллекции Лувра, здесь будет выставлено 3500 произведений, переданных Музеем декоративных искусств. Новые экспонаты познакомят посетителей с культурой стран Магриба и Индии.

louvre2-1cf40

Отныне в самом сердце Парижа, в нескольких шагах от Сены, можно перенестись в мир, когда-то простиравшийся от Испании до Индии, и совершить путешествие во времени от VII до XIX в. Хотя исламское искусство очень узнаваемо, и в большинстве случаев можно с легкостью догадаться, в какой части света был создан тот или иной предмет, экспозиция наглядно показывает, как по-разному может трактоваться одна тема. Манускрипты, миниатюры, текстиль и ковры выставлены в подземных помещениях, вдали от пагубного для них солнечного света. Скульптура, украшения, изделия из стекла и металла расположились этажом выше в специально оборудованных угловых витринах, которые позволяют рассмотреть экспонаты с разных точек зрения и по достоинству оценить их.

d76394a6

Традиция и современность

Проект по расширению коллекций, запущенный десять лет назад, является частью традиционной музейной политики. Первые произведения исламского искусства появились в Лувре после Великой Французской революции. Часть из них происходит из королевских коллекций, как, например, баптистерий Святого Людовика, великолепная металлическая чаша с инкрустациями, изготовленная на территории Сирии в XIV в., или несколько нефритовых кубков османского периода, принадлежавших Людовику XIV. Другие экспонаты хранились ранее в аббатстве Сен-Дени, усыпальнице французских королей. Среди них удивительной красоты кувшин для воды из горного хрусталя, созданный в Египте в начале XI в. В дальнейшем коллекция постоянно пополнялась за счет подарков из частных собраний, и в 1893 г. в Лувре открылся отдел исламского искусства. Для реализации нынешнего проекта потребовались значительные финансовые вливания. Более 98,5 миллиона евро было выделено правительствами Франции, Омана, Марокко, Кувейта и Азербайджана, французской нефтяной компанией Total и меценатами, среди которых член саудовской королевской семьи принц аль-Валид ибн Талал (Alwaleed Bin Talal).

musee-louvre-entree

Уникальные экспонаты

В ходе работы над этим масштабным проектом ученые сделали несколько удивительных находок. Было обнаружено 3000 изразцов, созданных в XVI-XVII вв. в Османской империи. Драгоценную мозаику, последние 30 лет пылившуюся в запасниках, заново собрали и представили на суд зрителей. Еще один грандиозный экспонат – сложенные из 300 камней входные ворота каирского дома. Этот шедевр, редкое свидетельство величия Мамлюкского султаната, доставили из Египта в Париж ко Всемирной выставке 1889 г. – в год, когда небо над Парижем пронзила Эйфелева башня. Прибыв в пункт назначения, разобранные на отдельные камни ворота остались лежать в ящиках и только в 2012 г. возродились, как птица Феникс из пепла, в самом сердце Парижа. Выставленные в новой галерее экспонаты происходят из разных уголков мусульманского мира: Андалузии, стран Магриба, Ирака, Сирии, Египта и даже Бухары, Самарканда, Афганистана и Индии. Все они свидетельствуют об изобретательности и богатом опыте мастеров и художников, которые в разные эпохи выполняли заказы частных лиц, принимали участие в воплощении масштабных проектов, создавали предметы быта и украшали жилища.

NIVEL-SUELO_CLAIMA20120106_0186_19

Культурный мост

Хотя понятие «исламское искусство» отсылает не столько к религиозной общности, сколько к культурной, экспозиция организована не по географическому принципу, а по хронологическому. В новой галерее делается акцент на связи и взаимодействие между разными народами, относящимися к одной культурной традиции. Посетителям предлагают перейти границу между Востоком и Западом, вступив в диалог между цивилизациями. Лувр, самый популярный музей мира, который в 2011 г. принял более девяти миллионов посетителей, бесстрашно делает этот смелый шаг.

Паскаль Бернар (Pascale Bernard)

https://www.traditionrolex.com/8