https://www.traditionrolex.com/8
<p>В 1960–1980-х гг., несмотря на существование т.н. «железного занавеса», отдельные жители Крыма получили уникальную возможность ощутить на себе экзотику отдельных стан «третьего мира», расположенных в Южной и Юго-Восточной Азии. Распределением путевок занимались профсоюзные организации предприятий, а отправляющими туроператорами выступали «Интурист» и Бюро международного молодежного туризма «Спутник». Например, в 1984 г. турпоездки за рубеж совершили 4790 жителей Крымской области, из которых 3 группы (90 чел.) посетили Индию и Шри-Ланку и 1 группа из 20 чел. – Социалистическую Республику Вьетнам</p>

В 1960–1980-х гг., несмотря на существование т.н. «железного занавеса», отдельные жители Крыма получили уникальную возможность ощутить на себе экзотику отдельных стан «третьего мира», расположенных в Южной и Юго-Восточной Азии. Распределением путевок занимались профсоюзные организации предприятий, а отправляющими туроператорами выступали «Интурист» и Бюро международного молодежного туризма «Спутник». Например, в 1984 г. турпоездки за рубеж совершили 4790 жителей Крымской области, из которых 3 группы (90 чел.) посетили Индию и Шри-Ланку и 1 группа из 20 чел. – Социалистическую Республику Вьетнам.

Индия не входила в число социалистических стран, но всегда имела дружественные отношения с Советским Союзом. Маршруты для советских туристов обязательно включали посещение т. н. «золотого треугольника» (Дели – Агра – Джайпур), несколько реже – Бомбея, Мадраса, Калькутты. Стоимость 15-дневного тура в Индию, включая авиаперелет, в 1970-е гг. составляла около 400 рублей (средняя зарплата за 3 месяца). Помимо осмотра экскурсионных объектов и отдыха на берегу Индийского океана, обязательно организовывались встречи и вечера дружбы с местными трудящимися.

Находясь в Индии, туристы из СССР получали достаточно высокий уровень сервиса, включавший комфортабельные двухместные номера и питание по системе «шведский стол» с большим разнообразием блюд и экзотических фруктов. Однако воспитанные в духе советских традиций, они старались «не унижать» местный обслуживающий персонал «чаевыми», что нередко приводило к недоразумениям и даже конфликтам.

Различные инциденты происходили и с участием туристов из Крымской области. Одна из групп потребовала заменить индийского гида после его «возмутительных» слов о том, что «…невыгодно работать с русскими туристами, так как они мало покупают в лавках, куда мы их заводим». Сравнивая гидов с советскими экскурсоводами, гости из СССР не могли предположить, что большую часть доходов может составлять не зарплата, а комиссионные от владельцев торговых и увеселительных заведений. Участница другой туристской группы была подвергнута коллективному осуждению за то, что, подвернув ногу, она воспользовалась услугами велорикши, что было воспринято остальными как «позорная эксплуатация человека человеком».

После того как в 1975 г. закончилась война во Вьетнаме, эта социалистическая страна также стала посещаться советскими туристами. Больше всего времени они проводили в городах Ханой и Хошимин (бывший Сайгон), где осматривали Музей революции, Музей преступлений американских империалистов, подземные коммуникации вьетнамских партизан в районе Кути. Также они совершали экскурсии на крокодиловые фермы и знакомились с традиционным музыкальным и танцевальным творчеством.

Посещение стран Южной и Юго-Восточной Азии давало советским гражданам не только новые экзотические впечатления, вызванные катанием на слонах или дегустацией тропических фруктов. Уровень жизни подавляющего большинства населения был здесь намного ниже, чем в СССР, что давало туристам определенный заряд оптимизма и патриотизма.

Напомним, Курортно-информационный центр Крыма совместно с Алексеем Поповым реализует проект «Крым – всесоюзная здравница», который посвящен истории крымских курортов в советский период.

Алексей Попов   

https://www.traditionrolex.com/8