https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Это уникальная экспозиция музея Рокишкского края. Еще в советские времена академик Келдыш после ее посещения сказал, что только из-за одной этой вещи стоит приехать сюда, в Литву. Что Ленгинас Шепка имеет все права называться народным архитектором, как он, впрочем, себя и величал.</strong></p>

Ленгинас Шепка создал около полутора тысяч работ разного размера – от «карманных» барельефов до пространственных композиций высотой несколько метров.

2012-07-01_q7_5234

…Ленгинас Шепка  родился в 1907 году в небогатой семье примерно в 30 км от города Рокишкиса в деревне Шяудине. В семье было шестеро детей, и осиротел Ленгинас рано, в 13 лет. Начал работать: пастух, батрак, дорожный рабочий. Больше всего он любил брата Пятраса, в семье которого и проживал. На чердаке. Как выглядел чердак сельского дома, вы представляете: не отапливаемый, все, что в доме становилось ненужным, поднималось туда. В 1949 году брат умер, и его вдова попросила Ленгинаса сделать памятник на могилу брату. Тот вышел на улицу, отыскал две кривые палки и поставил страшный крест. В результате чего был выдворен из дома. Тогда Ленгинас разозлился, дав зарок, что сделает такой памятник, которого мир еще не видел. И это заявил человек, который до тех пор не умел изготовить и черенка для лопаты или топорища, – и сразу же начал работу над памятником. Ушел из дома и поселился в бане, но родственники, чтобы не позориться, «свернули» эту баню. Тогда он вырыл землянку в огороде и прожил в ней 10 лет. И все10 лет работал только над памятником брату. За этот период сделал 400 больших и маленьких скульптур. В музее выставлен один из вариантов, крест сложен более чем из 100 деталей.

237Q9675

237Q9677

Работал творчески, воплощая то, что приходило в голову. Видел во сне красивую деталь – и вырезал ее. В центре – сердце Иисуса, по сторонам – описание Крестного пути. Ленгинас считал, что у брата все должно быть красиво, а птицы должны веселить его душу. Так на стилизованных кустах цветущей сирени и на ветках ели поселились птицы.

237Q9678

Птицы – это еще одна тема работ Шепки, к ней он обращался неоднократно.

За десять лет Шепка создал три памятника брату и один – родителям. Главный акцент во всех памятниках – фигура Девы Марии. В одном она изображена в образе деревенской женщины с книгой в руках, в двух других – как королева.

237Q9695

2012-07-01_q7_5240

237Q9690

На пьедесталах вырезаны имена, даты, посвящения, даже предусмотрено точное время установки. В1955 г. он создает более крупную композицию: в нее входят коленопреклоненные ангелочки.

2012-07-01_q7_5235

237Q9691

237Q9696

Цепи, вырезанные из цельного куска дерева, должны были окружить всю могилу. Самый сложный и большой памятник был начат в 1955 г., на что указывает посвящение на доске: мастер, «почитая своего умершего брата, вручил ему этот памятник как дар в день его именин». Эта работа создана из множества разнообразных деталей. Центральная композиция – крест, оплетенный цветочными гирляндами и венками, осененный лучами, а на досках вырезаны тексты, переходящие в орнаменты. Игра светотеней словно вдыхает жизнь в эту деревянную симфонию: кажется, что она движется, дышит. Мастер мечтал установить этот памятник на кладбище в Панделисе.

237Q9697

Бытовые удобства Л. Шепке даже и не снились. Единственные чудеса техники в его жизни – радио и велосипед. Радио было для него единственной связью с внешним миром. Он слушал его дома, брал с собой в поездки. До лета 1976 года он жил без электричества, пользовался свечами, а когда их не хватало, делал светильники из жира. Транзисторные приемники же часто ломались...

Деревья, что примечательно, он таскал на себе. Был очень сильным. Сделанные из этих деревьев работы  в музее под силу было переносить 4-5 мужчинам. У его двери всегда стоял мешок, набитый камнями. И когда к нему приезжали мужчины, то разговор с ними начинался только после  подъема мешка. Если мужчина не справлялся, Ленгинас просто посылал его подальше. Однажды культработник (а сегодня глава департамента культуры, туризма районного самоуправления) Пятрас Блажявичус, который нам и рассказывал историю о Ленгинасе, вместе с фотографом музея купили ему двухпудовую гирю – тот испробовал гирю в музее, Шепке понравилось, и он заменил на нее мешок. Мешок было очень неудобно поднимать.

Не понятый родственниками, постоянно в насмешках соседей, одинокий, Ленгинас чувствовал себя совершенно счастливым в творчестве. Он прославился по всей Литве, только на пике славы пребывал совсем недолго. В 1961 году по инициативе властей Шепка был вывезен в дом престарелых и инвалидов. Это была большая трагедия для мастера.

...Однажды в музей позвонили: выбрасывают какие-то деревянные работы. Трактор выравнивает землю, забирайте. Когда увидели, остолбенели. Например, скульптура Иисуса вместо моста была переброшена через канаву, по ней ходили люди. По всей стране прошла волна возмущения, что работы мастера – можно сказать, родоначальника возрождения литовской народной монументальной скульптуры! – находятся в таком состоянии, и случилось чудо: его вернули обратно в 1963 году, назначили  персональную пенсию – и в те времена, в 1971 году открыли экспозицию (!) чисто религиозного содержания. Два зала. Его работы летят в Оттаву и Нью-Йорк представлять советское народное искусство и т. д.

237Q9693

2012-07-01_q7_5238

Только это был уже другой человек, надломленный духовно и физически. Начались годы скитаний – нигде не останавливался надолго, не находил душевного покоя.

Он не оканчивал школы, писать его научила мать. С детским восторгом он вырезал на своих работах большие текстовые композиции, иногда основой для них служили репродукции из журналов. Очень любил повторять некоторые сцены, например, святого Георгия, Тайную вечерю. Причем работал самым примитивным инструментом: топор, пила, нож и заостренный гвоздь. Это часть работ, сделанная в первый период творчества. После возвращения в родные места начинается второй период.

Самая масштабная работа этого периода называется «Бал птиц» (Птицебал). Пир, на который слетается множество птиц: некоторые – самолетами, некоторые сами, как самолеты…

237Q9706

237Q9704

237Q9700

237Q9699

Командуют пиршеством четыре женщины, хозяйки бала. У них у всех имеются прототипы. Все скульптуры были в очках, к сожалению, удалось сохранить лишь одни окуляры.

237Q9702

Шепка сам прекрасно видел, но носил очки и считал, что каждый ученый человек обязательно должен их иметь.

Женился уже после 70 лет. Перед свадьбой сделал две деревянные короны, для себя и для будущей жены Дануте. После свадьбы уехал к супруге в Вильнюс, где начался третий период его творчества. Ленгинас больше думал о прошлом. Создал галерею родственников, своих и жены. Работал уже более современным инструментом.

237Q9709

237Q9716

237Q9714

237Q9713

Где-то в работах этого периода ощущается переосмысление материала, где-то сквозит легкая ирония. Жизненный опыт и возраст Ленгинаса позволяли это делать. Его святой Георгий, например, с пистолетом. А репродукция «Джоконды» Леонардо да Винчи – с вырезанной подписью.

Умер Шепка в 1985 году. Когда Пятрас Блажявичус приехал в Вильнюс, то с обеих сторон гроба увидел солдатиков времен независимой Литвы. Предчувствуя свою смерть, больной раком Ленгинас задумал сделать этот почетный караул и вырезал солдатиков.

237Q9715

Каждую осень, начиная с 1994 года, лучший мастер Литвы по дереву получает премию Шепки – это самое почетное и престижное звание. В городе, за зданием самоуправления есть большой парк имени Шепки, он создавался с 2001 года. На пленэрах, как интерпретация его жизни и творчества, рождаются большие деревянные скульптуры. Сегодня их около 90. Разные темы были в разные годы, мастера работали за зданием музея. Парк охраняют солдатики – в честь трагически погибшего Довидаса, сына участника почти всех пленэров резчика Адольфаса Тересюса.

 

https://www.traditionrolex.com/8