<p>Из Слонима к Ивацевичам бежит шоссе, вобравшее в себя почтенного возраста гостинец. Некогда он связывал две униатские обители - в Жировичах и Бытене. И если Жировичи вновь стали - после долгого забвения - оживленным местом паломничества, то о Бытене этого никак не скажешь. Во всяком случае - пока.</p>

Людмила Бендетович

Cпециалист по туризму

г. Минск ул. Ульяновская 29

Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29

Бытие Бытеня

Без малого 400 лет тому назад слонимский маршалок Григорий Тризна основал тут монастырь, ставший со временем знаменитым не только в округе, но и на просторах всего Великого княжества Литовского.

Доминантой архитектурного ансамбля обители, отстроенной в камне к середине ХVII столетия, была соборная церковь Св. Иосафата. Именем мученика Иосафата Кунцевича, убитого в Витебске в 1623 году, церковь назвали не случайно: до 1613 года он служил в Бытене настоятелем монастыря. Спустя полвека этот храм с уникальным купольным перекрытием перестроили в стиле "виленского" барокко, оснастив его двумя башнями на фасаде и расписав внутри фресками. С трудом пережив Первую мировую войну, собор не устоял после Великой Отечественной. Не сохранились и другие постройки монастыря. До наших дней дошла только "теплая" Успенская церковь (1654), которая помнит о том, что в 80-х годах ХVІІ века тут учился и вступил в базилианский орден Лев Кишка, впоследствии (1713-1728) униатский митрополит ВКЛ. И не он один: благодаря открытой здесь в 1615 году духовной школе Бытень воспитал многих известных деятелей униатства.

Однако духовные заслуги базилиан не произвели должного впечатления на наследников Тризнов - Тизенгаузов, и последние отсудили у монахов обитель, передав ее в 1779 году католикам. Тем не менее Бытень продолжал греться в лучах славы соседнего Жировичского монастыря, и, когда над последним накануне упразднения униатства, в 1828 году, сгустились тучи, жировичские монахи-базилиане нашли приют в Бытене. А вскоре 52 базилианских монастыря, которые размещались на территории Беларуси, после ее присоединения к России были переведены в православие - в их числе и Бытенский.

Напоминанием о католическом прошлом некогда оживленного местечка сегодня служит деревянный костел Св. Юзефа, который появился в начале ХХ века и решен предельно просто и компактно. Кроме того, тут хорошо сохранились местечковая застройка, старая мельница, пожарная каланча и небольшое еврейское кладбище.

Варшавский тракт

Миновав Бытень, шоссе вскоре выводит путешественника на Варшавский тракт, проложенный в 20-40-х годах ХІХ века из Варшавы на Москву. Собственно говоря, с этого тракта и ему подобных и стало входить у нас в оборот французское слово "шоссе", обозначающее дорогу с твердым - прежде щебеночным, а ныне асфальтовым - покрытием проезжей части (ее ширина составляла ранее 5-6,5 м при толщине утрамбованной щебенки до 20 см), а также с обочинами и кюветами определенных размеров. Когда строилась эта дорога, Пушкин мечтательно и иронично предрекал: "…Лет чрез пятьсот дороги, верно, у нас изменятся безмерно: шоссе Россию здесь и тут, соединив, пересекут".

Сегодня "Варшавка" - дорога республиканского значения Р2/43. Нам она представит на обозрение Любищицы и Ивацевичи. Судя по обнаруженной у Любищиц стоянке эпохи неолита, люди селились в этих местах уже в V-III тысячелетиях до н.э. Сегодня внимание заезжего гостя тут непременно обратит на себя колоритная церковь Св. Анны, сооруженная в 1845 году в виде куба со срезанными вверху углами и восьмью венчающими его треугольными щитами - по одному над каждой гранью и над каждым углом. Завершена вся эта уравновешенная композиция строго симметричного силуэта живописным пятикупольем.

Едва исчезли Любищицы, как впереди уже показались Ивацевичи. В 1508 году это поселение впервые зафиксировано в письменных источниках. Тогда это был двор, затем -имение, принадлежавшее крупным феодалам Ильиничам. В ХVІІІ столетии здесь появляются вино- и смолокурни. Строительство Московско-Брестской железной дороги (1871) привело к возникновению между станцией и имением небольшого поселения, которое значительно расширилось после размещения лесоперерабатывающих предприятий.

В 1966 году Ивацевичи получили статус города - сейчас в нем 20 тысяч жителей. Из архитектурных памятников здесь уцелело только здание дворца Юндзиллов, некогда окруженное парком. Франтишек Юндзилл был активным участником восстания 1863 года, сражался с карателями в знаменитой битве под Миловидами (в 40 км отсюда), командуя Слонимским отрядом повстанцев. Окончил свои дни в сорок лет, находясь в эмиграции. Собственность Юндзиллов после разгрома восстания была конфискована властями. В бывшем дворце сейчас размещается районная больница.

По следам Огинского канала

Из Ивацевичей берет начало стокилометровая дорога к столице припятского Полесья - Пинску. К созданию этой старинной дороги еще в ХVIII веке приложил руку гетман великий литовский и староста слонимский Михал Казимир Огинский. На ней расположены два городских поселка, а в прошлом местечка - Телеханы и Логишин, а также небольшие села, среди которых и село с "торжественным" названием - Святая Воля. На его окраине в 1994 году на месте прежнего деревянного храма, заложенного двумя столетиями ранее только что упомянутым гетманом, была выстроена монументальная, выдержанная в традициях византийского зодчества Крестовоздвиженская церковь с отдельно поставленной башней-звонницей.

Знаменитые на всю Беларусь своими лыжами Телеханы так и оставались бы сонным полесским местечком, если бы в ХVІІІ столетии по воле судьбы этот городок не оказался на бойкой водной дороге - Огинском канале, прорытом по инициативе и на средства все того же Михала Казимира Огинского. Реформатор по натуре, человек кипучей энергии и широких интересов, щедрый меценат, он был одержим идеей строительства двух каналов - Малого и Большого. Первый, длиной в полтора километра, появился в Слониме на месте выпрямленного левого рукава реки Щары и до сих пор украшает исторический центр города. Опыт строительства Малого канала был использован гетманом при создании Большого канала, который прошел через Телеханы.

Строительство канала с 10 шлюзами обошлось его создателю в 12 миллионов злотых - совершенно фантастическую по тем временам сумму. Начались работы в 1767 году, закончились 15 лет спустя. Длина канала вместе с Выгонощанским озером составила 54 км. Благодаря ему Черное море породнилось с Балтикой, а из Ясельды в Щару пошли первые грузы. То были главным образом лес и зерно, а также сырье для вотчинных промышленных предприятий Огинского в Телеханах. Местечко быстро разрастается и благоустраивается. Рядом с каналом, который органично вошел в местный ландшафт, возводится дворец гетмана. Широкую известность приобретают изделия здешней фаянсовой мануфактуры, основанной в 1779 году. Она выпускала декоративные вазы и посуду, украшенную горельефами, карнизы и фризы для печей и каминов, скульптуру малых форм, подсвечники, изразцы...

Уже первые годы эксплуатации канала показали, сколь заманчивые выгоды сулит эта водная артерия. В 1790 году британский министр Питт начал переговоры с Огинским о том, чтобы вложить в канал английский капитал. Специально созданная в Англии акционерная компания получила вскоре разрешение на покупку имений в долине Припяти. Уполномоченный компании Форстер скупил у графа Соллогуба и других местных помещиков едва ли не всю Туровщину с огромными лесными массивами. Затрещали под топорами крепостных крестьян дубы и ели...

Однако царское правительство после окончательного раздела Речи Посполитой наложило свою лапу на канал. Павел І откупился от англичан казенными деньгами и повелел тайному советнику Сиверсу обследовать канал на предмет его усовершенствования, на что было отпущено 800 тысяч рублей ассигнациями. В ХІХ веке канал трудился вовсю. Так, лишь в 1836 году по нему было перевезено грузов на сумму свыше полутора миллионов рублей.

Первая мировая война нанесла детищу Огинского мощнейший удар. Все гидротехнические сооружения были взорваны и сожжены. Вдоль канала пролегли кайзеровские окопы, а западный берег был укреплен железобетонными дотами, сохранившимися кое-где доныне. Возобновленный в 20-х годах ХХ века, канал использовался вплоть до 1941 года для сплава леса и перевозки пассажиров. Вторично шлюзы были разрушены в годы Второй мировой войны и более не восстанавливались.

Перестав быть гидротехническим сооружением, Огинский канал превратился в памятник истории. Впрочем, быть может, он еще оживет как интереснейший туристический объект. Разговоры об этом совсем недавно, на прошлой неделе, начались на самом высоком уровне. Что ж, поживем - и увидим Телеханы портовым городом двух морей. Аж дух захватывает!..

Королева Полесья

из Логишина

Известен Логишин в исторических документах с 1552 года. В ХVІІ веке это было местечко, центр староства, которым владели сначала магнаты Радзивиллы, затем - Огинские и Любецкие. По привилею короля польского и великого князя литовского Владислава ІV Логишин в 1643 году получает магдебургское право, которым пользуется на протяжении почти полутораста лет. Городу был дан уникальный герб, изображавший волка на журавлиных ногах (!) и с лисьим хвостом (!!).

Канцлер ВКЛ Альбрехт Станислав Радзивилл в том же 1643 году строит тут первый каменный костел, в который был помещен чудотворный образ Божией Матери. После поражения восстания 1863 года костел обратили в православную церковь, до наших дней не уцелевшую. Зато справа от дороги можно увидеть Спасо-Преображенскую церковь, построенную во второй половине ХІХ столетия на месте деревянного униатского храма 1795 года. Вертикалью своей звонницы и пятью куполами она формирует силуэт центральной части Логишина, дополненный высокой башней рядом стоящего костела во имя апостолов Петра и Павла. Последний возвели из красного кирпича в 1910 году в формах неоготики. Внутри храма установлен деревянный резной алтарь, в котором находится особо почитаемый образ Божией Матери Логишинской - Королевы Полесья. Икона была коронована 10 мая 1997 года, после того как усилиями кардинала Казимира Свёнтека образ, находившийся до 1938 года в православной церкви, был обновлен и возвращен на прежнее место - в костел.

В окрестностях Пинска

В нескольких километрах от Логишина, справа от дороги, в долине реки Ясельды, находится село Достоево. 6 октября 1506 года пинский князь Федор Ярославич выдал грамоту пинскому боярину Даниле Ивановичу Иртищу на вечное владение несколькими дворищами в различных деревнях, в том числе в селе Достоево. От названия этого села и пошло имя дворянского рода Достоевских. Их ветвистое генеалогическое древо дало спустя три столетия побег, обессмертивший род в веках. Это Федор Михайлович Достоевский, один из наиболее читаемых в мире писателей, чей голос звучит ныне более чем на 70 языках.

Он живо интересовался прошлым своей прародины, был хорошо знаком с людьми, связанными судьбой с нашим краем, гордился тем, что его предки происходили из Беларуси, и мечтал побывать здесь, но этим намерениям, увы, не суждено было сбыться. Уже после смерти мужа Анна Григорьевна Достоевская просила в письме священника села Достоева выслать ей сведения о роде Достоевских, почерпнутые из церковных книг. На месте той старой, позапрошлого века, достоевской церкви в 1990-х годах построен новый храм, а неподалеку от него у здания школы великий писатель предстал в бронзе.

У деревни Ставок с деревянной Вознесенской церковью (1853), раскрашенной в яркие тона, подобно провинциальной красавице, наш путь пересекает магистральная дорога М10. Прорезая Полесье из конца в конец, она идет почти параллельно его главной водной артерии - реке Припяти - и тянется на 540 км от Кобрина до границы с Россией.

За магистралью расположилась деревня Посеничи, где можно увидеть памятник, увековечивший первый бой легендарно известного партизанского вожака Василия Коржа. Бой состоялся 26 июня 1941 года. Правда, не здесь, а под Логишином, но памятник поставили в 1980-х годах поближе к Пинску, где случился уже второй бой двумя днями позже. Тут же 5-6 августа 1941 г. гитлеровцы расстреляли более трех тысяч евреев - то была первая массовая казнь еврейского населения в Пинске и его окрестностях. В честь погибших сооружен памятный знак.

Из Посеничей сразу же попадаем в деревню Голево, к которой примыкает территория бывшего имения Заполье, где сохранилась старинная усадьба со дворцом начала ХХ века, хозяйственными постройками и парком. В 1784 году тут пышно встречали последнего монарха Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Староста пинский Франтишек Хоминский стал автором сценария мифологизированного театрального представления, которое поведало королю - между прочим, полешуку по происхождению - о своеобразии Полесья вообще и Пинска в частности.

Да вот и сам город! Въезд в него оформлен фигурой полесской молодицы, а рядом с ней - дата "1097", напоминающая о весьма солидном возрасте столицы припятского Полесья. Но о древнем Пинске - разговор особый, а посему именно тут и поставим точку в описании этого 160-километрового маршрута.

Выпуск №36, 2004 год