<p>Мы рады представить своим читателям новый цикл материалов под "говорящей" рубрикой "Карьера". К каждому конкретному человеку успех приходит своим путем, и сфера туризма - не исключение из этого правила. Мы не ставим целью рассказать обо всех self-made людях в туризме, хотя в жизни больше таких историй, чем можно себе представить. Мы хотим показать, что же такое белорусский турбизнес, кто и как сегодня определяет его лицо.  Наш первый собеседник - <strong>Игорь Шаршунов.</strong></p>

Людмила Бендетович

Cпециалист по туризму

г. Минск ул. Ульяновская 29

Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29

Мы рады представить своим читателям новый цикл материалов под "говорящей" рубрикой "Карьера". К каждому конкретному человеку успех приходит своим путем, и сфера туризма - не исключение из этого правила. Мы не ставим целью рассказать обо всех self-made людях в туризме, хотя в жизни больше таких историй, чем можно себе представить. Мы хотим показать, что же такое белорусский турбизнес, кто и как сегодня определяет его лицо.

charchunov Наш первый собеседник - Игорь Шаршунов.
Он не считает себя карьеристом, любит время после шести вечера, "потому что можно, наконец, начать работать спокойно", и свою жену, "которая, слава богу, сама из турбизнеса и понимает, что рабочее время заканчивается тогда, когда заканчиваются проблемы".

- Игорь, как для вас началась работа в туризме?

- Так как я учился на туристической специальности, на первом курсе я попал на практику в туристическую фирму. Мне это дело понравилось, и уже после первого курса я стал работать сопровождающим групп, направляющихся в Болгарию.

- Так быстро? А как все это совмещалось с учебой?

- Сначала это была сезонная работа. После практики, которая прошла в течение года, подошло летнее время, и компания "Подевюс" пригласила меня на работу - наверное, потому что проявил какие-то экстраординарные способности, или просто не натворил ничего плохого, что в нашем деле тоже немаловажно. То лето я возил группы в Болгарию, а когда закончился сезон - вернулся на учебу, так что совмещение началось уже потом, после второго курса, когда меня пригласили в компанию "Топ-Тур". Но и там работа сразу была сезонной - лето перед третьим курсом я провел в Турции. Как и последующее лето - мне так понравилось отдыхать в Турции, что я решил повторить. До этого я год помогал рекламному отделу компании, а потом уже сам вел всю рекламу. Впоследствии довелось поработать и в отделе по приему иностранных туристов - он тогда еще только создавался.

- Так ли уж отдыхать приходилось в Турции, это же, на самом деле, сложная работа.

- Конечно. Потому что теория - это одно, а на месте возникают совсем другие проблемы: вдруг выясняется, что у людей абсолютно иные пожелания, им не то рассказывали и так далее. И решать эти вопросы там намного сложнее, но необходимо - люди уже заплатили, уехать никуда не могут, поэтому ждут решения проблемы. Но этот период я расцениваю, как очень хороший опыт общения с людьми, который помогает в становлении собственных взглядов на жизнь.

- И по какому графику вы жили в Турции?


- Это был довольно стандартный распорядок. Где-то в 4-5 утра мы вставали, потому что всегда утром были или утренние экскурсии, или утренние трансферы. Днем у нас было часа 2 свободного времени, и обычно мы в это время собирались в офисе, чтобы обсудить какие-то вопросы. С 16.00 начинались посещения клиентов в отеле, и, естественно, вечерние и ночные экскурсии. Мы тогда принимали очень много молодежных групп, в том числе из России, и где-то 6 раз в неделю у нас были экскурсии на ночные дискотеки - сейчас, конечно, такая периодичность воспринимается как крайность.

- И сколько приходилось спать при таком ритме?

- Часа 3-4 в сутки, все лето. Со стороны кажется, что это ужасно, но когда ты живешь в этом графике, психологически ты привыкаешь. Это был хороший коллектив, хороший климат, вкусная еда, ты выполнял работу, за которую получал хорошие деньги, и все это рождало хороший эмоциональный настрой. Физическая усталость, естественно, была, и чем ближе к концу сезона, тем больше она накапливалась, но сам интерес к работе и вознаграждение за нее сглаживали эту проблему. Тем более что мы старались делать все на совесть, и, как следствие, на 99% получали положительные отзывы. Хотя, конечно, такой бешеный график жизни возможен только до определенного возраста. Спросите меня, поеду ли я сейчас гидом в Турцию - да нет, ни за что! А студентам это даже полезно. Молодой человек смотрит на события в своей жизни с точки зрения опыта, полученного от родителей, учителей, друзей. Когда же ты попадаешь в другую страну, где тебе некому помочь, кроме таких же, как ты сам, ты либо становишься самостоятельным либо закрываешься и уезжаешь. К началу "второй" Турции я уже отошел от определения "студент" и подошел к определению "молодой взрослеющий человек", который начал сам принимать решения и нести за них ответственность. И, как плюс, я не почувствовал перехода "студент - молодой специалист", когда время учебы закончилось.

- Работа по специальности давала вам поблажки во время учебы?

- Это зависело только от конкретного человека и его взглядов. Если это был не преподаватель, условно говоря "старой закалки", он мог и не обратить внимания на количество посещений, а оценить знания по ответу на экзамене. С такими людьми проблем не возникало, так как и богатый практический опыт, и работающая голова помогали все сдавать. Пара ночей перед экзаменом всегда выручали, так что больших проблем совмещение работы и учебы для меня лично не создавало.

- Прозвучало хорошее словосочетание "старая закалка". На ваш взгляд, в белорусском турбизнесе существует такое понятие?


- Нет, если мы говорим о постоянно работающих людях, а не о специалистах-сезонниках, которых на следующее лето может и не быть в туризме. Сейчас условия диктуются рынком и приходом новых технологий, и те люди, которые работают, постоянно подвержены влиянию самой сферы туризма. А это та сфера, которая каждый день меняется, и нужно уметь меняться вместе с ней. Когда я два года работал в Турции, я знал там каждый закоулок, но этих знаний хватило только на 2-3 года, через 4 их стало недоставать. Нужно уметь обновляться, другое дело, что у молодых здесь иногда бывает больше преимуществ. Они изначально растут в других условиях, их культура общения с технологиями выше и способность усваивать новое лучше. Туризм - это работа, связанная с информацией, которую четко и оперативно подали и которую воспринял клиент, так что турфирма - это, по сути, офис для обработки информации. И тут очень важны технологии, к которым молодое поколение привыкло сильнее. С другой стороны, любого человека можно обучить чему угодно, вопрос только в том, сколько времени на это понадобится.

- Как вы пришли работать в "АлатанТур"?

- Как-то так сложилось, что каждый раз не я хотел куда-то, а, так сказать, меня хотели, работа всегда сама меня находила, и я считаю это лучшей своей рекомендацией. Мне просто позвонили и предложили перейти. Когда я только пришел в "Алатан", здесь внедрялась система "Мастер-тур", сейчас это уже обыденная часть турбизнеса, но тогда было еще в новинку, сначала я технически поучаствовал в этом "внедрении", а потом стал работать в отделе бронирования.

- Насколько ярко выражена текучесть кадров в белорусском турбизнесе?

- Естественно, она присутствует.
Но далеко не в такой степени, чтобы удовлетворять потребность в рабочих местах для новых специалистов, которые появляются. Людей для турбизнеса у нас готовят 3 или 4 вуза, которые выпускают порядка двухсот человек ежегодно. Из них в работе по специальности остается 20-30%. Если бы в нашей экономике наблюдалась тенденция к росту, и все вдруг начали глобально расширяться, наращивать объемы и открывать новые офисы, тогда бы такое количество выпускников было бы оправданно. Тем более что с каждым новым специалистом, который после учебы приходит в компанию, нужно еще очень много работать. Они элементарно не умеют подавать продукт. Абсолютное большинство не может даже ответить на вопрос - когда сезон и несезон в основных странах, по каким направлениям летают из Минска, это та часть полезной теории, которую им почему-то не могут дать.

- Какими качествами нужно обладать, чтобы все-таки попасть в эти 20-30% оставшихся?


- В первую очередь, эмоциональной устойчивостью, хотя я не считаю, что работа в туризме более нервная, чем работа в магазине. В туризме очень важно не просто уметь убедить клиента, а сделать все то, что ты ему пообещал. Нужна очень большая четкость в работе, представление о процессе, который ты должен проделать. Если человек склонен вылетать из-за стола с воплем "Я совсем забыл! У меня завтра вылетают люди, а не хватает:" - это очень плохо. И дело тут во внутренней организованности, потому что офисные папки и папки на рабочем столе компьютера не помогут, если ты забудешь туда посмотреть. Так что успех в туризме, на мой взгляд, зависит, как минимум, от трех составляющих: знаний направлений и постоянного их совершенствования, уровня культуры общения и собственно внутренних качеств человека. Еще один важный момент - плохо, когда специалист склонен почивать на лаврах. Для того чтобы идти вперед, успокаиваться нельзя.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Игорь Шаршунов. Родился 25 июня 1982 года в городе Горки Могилевской области, там же получил среднее образование в школе No 4. В 2004 году окончил факультет международных отношений БГУ по специальности "менеджер в сфере международного туризма". Работал в турфирмах "Подевюс", "ТопТур", "Мастер путешествий". В настоящее время занимает должность начальника отдела по работе с филиалами и агентствами в компании "Алатан Тур". Женат, имеет сына.

Беседовала Ирина Шпаковская