https://www.traditionrolex.com/8
<p>Мы рады представить своим читателям новый цикл материалов под "говорящей" рубрикой "Карьера". К каждому конкретному человеку успех приходит своим путем, и сфера туризма - не исключение из этого правила. Мы не ставим целью рассказать обо всех self-made людях в туризме, хотя в жизни больше таких историй, чем можно себе представить. Мы хотим показать, что же такое белорусский турбизнес, кто и как сегодня определяет его лицо.  Наш первый собеседник - <strong>Игорь Шаршунов.</strong></p>

Мы рады представить своим читателям новый цикл материалов под "говорящей" рубрикой "Карьера". К каждому конкретному человеку успех приходит своим путем, и сфера туризма - не исключение из этого правила. Мы не ставим целью рассказать обо всех self-made людях в туризме, хотя в жизни больше таких историй, чем можно себе представить. Мы хотим показать, что же такое белорусский турбизнес, кто и как сегодня определяет его лицо.

charchunov Наш первый собеседник - Игорь Шаршунов.
Он не считает себя карьеристом, любит время после шести вечера, "потому что можно, наконец, начать работать спокойно", и свою жену, "которая, слава богу, сама из турбизнеса и понимает, что рабочее время заканчивается тогда, когда заканчиваются проблемы".

- Игорь, как для вас началась работа в туризме?

- Так как я учился на туристической специальности, на первом курсе я попал на практику в туристическую фирму. Мне это дело понравилось, и уже после первого курса я стал работать сопровождающим групп, направляющихся в Болгарию.

- Так быстро? А как все это совмещалось с учебой?

- Сначала это была сезонная работа. После практики, которая прошла в течение года, подошло летнее время, и компания "Подевюс" пригласила меня на работу - наверное, потому что проявил какие-то экстраординарные способности, или просто не натворил ничего плохого, что в нашем деле тоже немаловажно. То лето я возил группы в Болгарию, а когда закончился сезон - вернулся на учебу, так что совмещение началось уже потом, после второго курса, когда меня пригласили в компанию "Топ-Тур". Но и там работа сразу была сезонной - лето перед третьим курсом я провел в Турции. Как и последующее лето - мне так понравилось отдыхать в Турции, что я решил повторить. До этого я год помогал рекламному отделу компании, а потом уже сам вел всю рекламу. Впоследствии довелось поработать и в отделе по приему иностранных туристов - он тогда еще только создавался.

- Так ли уж отдыхать приходилось в Турции, это же, на самом деле, сложная работа.

- Конечно. Потому что теория - это одно, а на месте возникают совсем другие проблемы: вдруг выясняется, что у людей абсолютно иные пожелания, им не то рассказывали и так далее. И решать эти вопросы там намного сложнее, но необходимо - люди уже заплатили, уехать никуда не могут, поэтому ждут решения проблемы. Но этот период я расцениваю, как очень хороший опыт общения с людьми, который помогает в становлении собственных взглядов на жизнь.

- И по какому графику вы жили в Турции?


- Это был довольно стандартный распорядок. Где-то в 4-5 утра мы вставали, потому что всегда утром были или утренние экскурсии, или утренние трансферы. Днем у нас было часа 2 свободного времени, и обычно мы в это время собирались в офисе, чтобы обсудить какие-то вопросы. С 16.00 начинались посещения клиентов в отеле, и, естественно, вечерние и ночные экскурсии. Мы тогда принимали очень много молодежных групп, в том числе из России, и где-то 6 раз в неделю у нас были экскурсии на ночные дискотеки - сейчас, конечно, такая периодичность воспринимается как крайность.

- И сколько приходилось спать при таком ритме?

- Часа 3-4 в сутки, все лето. Со стороны кажется, что это ужасно, но когда ты живешь в этом графике, психологически ты привыкаешь. Это был хороший коллектив, хороший климат, вкусная еда, ты выполнял работу, за которую получал хорошие деньги, и все это рождало хороший эмоциональный настрой. Физическая усталость, естественно, была, и чем ближе к концу сезона, тем больше она накапливалась, но сам интерес к работе и вознаграждение за нее сглаживали эту проблему. Тем более что мы старались делать все на совесть, и, как следствие, на 99% получали положительные отзывы. Хотя, конечно, такой бешеный график жизни возможен только до определенного возраста. Спросите меня, поеду ли я сейчас гидом в Турцию - да нет, ни за что! А студентам это даже полезно. Молодой человек смотрит на события в своей жизни с точки зрения опыта, полученного от родителей, учителей, друзей. Когда же ты попадаешь в другую страну, где тебе некому помочь, кроме таких же, как ты сам, ты либо становишься самостоятельным либо закрываешься и уезжаешь. К началу "второй" Турции я уже отошел от определения "студент" и подошел к определению "молодой взрослеющий человек", который начал сам принимать решения и нести за них ответственность. И, как плюс, я не почувствовал перехода "студент - молодой специалист", когда время учебы закончилось.

- Работа по специальности давала вам поблажки во время учебы?

- Это зависело только от конкретного человека и его взглядов. Если это был не преподаватель, условно говоря "старой закалки", он мог и не обратить внимания на количество посещений, а оценить знания по ответу на экзамене. С такими людьми проблем не возникало, так как и богатый практический опыт, и работающая голова помогали все сдавать. Пара ночей перед экзаменом всегда выручали, так что больших проблем совмещение работы и учебы для меня лично не создавало.

- Прозвучало хорошее словосочетание "старая закалка". На ваш взгляд, в белорусском турбизнесе существует такое понятие?


- Нет, если мы говорим о постоянно работающих людях, а не о специалистах-сезонниках, которых на следующее лето может и не быть в туризме. Сейчас условия диктуются рынком и приходом новых технологий, и те люди, которые работают, постоянно подвержены влиянию самой сферы туризма. А это та сфера, которая каждый день меняется, и нужно уметь меняться вместе с ней. Когда я два года работал в Турции, я знал там каждый закоулок, но этих знаний хватило только на 2-3 года, через 4 их стало недоставать. Нужно уметь обновляться, другое дело, что у молодых здесь иногда бывает больше преимуществ. Они изначально растут в других условиях, их культура общения с технологиями выше и способность усваивать новое лучше. Туризм - это работа, связанная с информацией, которую четко и оперативно подали и которую воспринял клиент, так что турфирма - это, по сути, офис для обработки информации. И тут очень важны технологии, к которым молодое поколение привыкло сильнее. С другой стороны, любого человека можно обучить чему угодно, вопрос только в том, сколько времени на это понадобится.

- Как вы пришли работать в "АлатанТур"?

- Как-то так сложилось, что каждый раз не я хотел куда-то, а, так сказать, меня хотели, работа всегда сама меня находила, и я считаю это лучшей своей рекомендацией. Мне просто позвонили и предложили перейти. Когда я только пришел в "Алатан", здесь внедрялась система "Мастер-тур", сейчас это уже обыденная часть турбизнеса, но тогда было еще в новинку, сначала я технически поучаствовал в этом "внедрении", а потом стал работать в отделе бронирования.

- Насколько ярко выражена текучесть кадров в белорусском турбизнесе?

- Естественно, она присутствует.
Но далеко не в такой степени, чтобы удовлетворять потребность в рабочих местах для новых специалистов, которые появляются. Людей для турбизнеса у нас готовят 3 или 4 вуза, которые выпускают порядка двухсот человек ежегодно. Из них в работе по специальности остается 20-30%. Если бы в нашей экономике наблюдалась тенденция к росту, и все вдруг начали глобально расширяться, наращивать объемы и открывать новые офисы, тогда бы такое количество выпускников было бы оправданно. Тем более что с каждым новым специалистом, который после учебы приходит в компанию, нужно еще очень много работать. Они элементарно не умеют подавать продукт. Абсолютное большинство не может даже ответить на вопрос - когда сезон и несезон в основных странах, по каким направлениям летают из Минска, это та часть полезной теории, которую им почему-то не могут дать.

- Какими качествами нужно обладать, чтобы все-таки попасть в эти 20-30% оставшихся?


- В первую очередь, эмоциональной устойчивостью, хотя я не считаю, что работа в туризме более нервная, чем работа в магазине. В туризме очень важно не просто уметь убедить клиента, а сделать все то, что ты ему пообещал. Нужна очень большая четкость в работе, представление о процессе, который ты должен проделать. Если человек склонен вылетать из-за стола с воплем "Я совсем забыл! У меня завтра вылетают люди, а не хватает:" - это очень плохо. И дело тут во внутренней организованности, потому что офисные папки и папки на рабочем столе компьютера не помогут, если ты забудешь туда посмотреть. Так что успех в туризме, на мой взгляд, зависит, как минимум, от трех составляющих: знаний направлений и постоянного их совершенствования, уровня культуры общения и собственно внутренних качеств человека. Еще один важный момент - плохо, когда специалист склонен почивать на лаврах. Для того чтобы идти вперед, успокаиваться нельзя.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Игорь Шаршунов. Родился 25 июня 1982 года в городе Горки Могилевской области, там же получил среднее образование в школе No 4. В 2004 году окончил факультет международных отношений БГУ по специальности "менеджер в сфере международного туризма". Работал в турфирмах "Подевюс", "ТопТур", "Мастер путешествий". В настоящее время занимает должность начальника отдела по работе с филиалами и агентствами в компании "Алатан Тур". Женат, имеет сына.

Беседовала Ирина Шпаковская

https://www.traditionrolex.com/8