https://www.traditionrolex.com/8
<p>Темпы роста туристической отрасли не удовлетворяют государство</p>

Татьяна ЧУДАК

В конце минувшей недели в Министерстве спорта и туризма состоялось расширенное заседание коллегии Департамента по туризму, во время которого обсуждался всего один вопрос – реализация Государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011–2015 годы.

stockxpertcom_id151523_size2_fc9e54f6e6e1bfdf75e86f6de34416d6

В 2011 году границу Беларуси пересекли 4 037 078 иностранцев, в то время как в программе было заложено на 400 000 больше прибытий, подсчитанных по методологии ВТО. Судя по всему, среди плановых показателей, по которым оценивается эффективность туристической отрасли Беларуси, по итогам года удастся достигнуть всего один. Пока нет окончательных статистических данных, но, по прогнозам Департамента по туризму МСиТ, которые озвучил на коллегии заместитель директора департамента Андрей Мартынов, количество организованных туристов, посетивших в 2011 году Беларусь, немного превысит запланированные 130 тысяч. Что касается еще одного показателя – экспорта туристических услуг, то при плане 175 миллионов долларов США в 2011 году туризм принес в бюджет только 151,6 миллиона долларов. По сравнению с 2010 годом, когда туризм заработал 146,7 миллиона долларов, рост объема экспорта составил 9,8%, хотя и не достиг запланированного уровня. В то же время, по словам Андрея Мартынова, главной проблемой, помешавшей выполнить плановые показатели, стала девальвация белорусского рубля и разница курсов, возникшая в начале летнего сезона: в 2011 году в белорусских рублях экспорт туристических услуг вырос до 187% по сравнению с 2010 годом.

Меньше всего в 2011 году заработала на экспорте туристических услуг Могилевская область – 4,6 миллиона долларов, а самый медленный рост продемонстрировала Гродненская область – 4,3% к уровню 2010 года. По подсчетам заместителя министра спорта и туризма Чеслава Шульги, чтобы восстановить темп, заданный Государственной программой, в 2012 году туристическая отрасль должна увеличить экспорт на 50–60%.

Из всех регионов Беларуси достичь прогнозных показателей развития туризма, закрепленных в Государственной программе, смогла только Витебская область, которая в 2011 году заработала на иностранных туристах 11,69 миллиона долларов и увеличила экспорт на 26,8% к уровню 2010 года. Как отметила начальник сектора туризма и оздоровления населения управления физической культуры, спорта и туризма Витебского облисполкома Наталья Елисеева, валютный кризис, безусловно, не мог не отразиться на туризме, однако благодаря немалым вложениям в инфраструктуру региона с проблемами все-таки удалось справиться. «В рамках областной программы «500» в прошлом году на территории области было открыто 30 объектов придорожного сервиса и 28 домов охотника, обустроено 45 зон отдыха. В девяти приграничных районах были установлены информационно-рекламные щиты. При районных отделах физической культуры, спорта и туризма было создано 13 туристско-информационных центров, – такую информацию Наталья Елисеева привела в ответ на вопрос, как Витебская область смогла выполнить плановые показатели. – Мы регулярно выезжаем в районы с наибольшим удельным весом в общем объеме туристических услуг, чтобы посмотреть, что реально востребовано и необходимо туристам. Кроме того, в прошлом году мы провели пять рекламных туров для российских операторов, что также сработало на увеличение потока туристов».

В общем объеме экспорта туристических услуг Беларуси доля Витебской области составляет около 8%, в то время как доля города Минска – 51%. Однако столица, которая в 2011 году заработала на иностранных туристах 77 миллионов долларов, или всего на 4,3% больше, чем годом ранее, не сумела достичь заданной планки. По мнению Андрея Мартынова, одна из основных причин, из-за которой Минск не справился с поставленной задачей, заключается в работе столичных отелей. Во-первых, в апреле 2011 года, накануне массового туристического сезона, «опрометчиво» была закрыта на ремонт одна из самых популярных гостиниц – «Беларусь», 600 номеров которой было загружено почти на 100% круглый год. Во-вторых, минским гостиницам стоило бы проводить более гибкую ценовую политику и внедрить, в частности, специальные сниженные тарифы «выходного дня». «Мы консультировались в Министерстве по налогам и сборам, никаких законодательных ограничений для этого нет», – подчеркнул Андрей Мартынов и добавил, что применять такой подход в скором времени начнет одна из гостиниц Бреста. Кроме того, департамент предлагает разрешить принимать оплату «всех услуг во всех валютах в любых средствах размещения».

Между тем проблемы въездного туризма не ограничиваются только несовершенством гостиничного хозяйства столицы. «Сегодня туриста не привлекает просто пребывание в гостинице, ему нужна анимация, хороший смотровой ряд, активный отдых, – отметил министр спорт и туризма Олег Качан, выступая на коллегии. – Туризм, о котором мы говорим, – это реальный сектор экономики, в котором надо работать предметно, точечно, системно. В Минске, к сожалению, нет глубины работы, нет системы. Раньше в планы закладывали объем платных туристических услуг, из которых 94% составлял импорт. Теперь – экспорт, потому что ситуацию можно назвать нормальной, когда один турист выехал, а десять – въехали. Экспорт можно увеличивать только в том случае, если существует достойный внутренний продукт, а его нет». По мнению Олега Качана, недостаточный рост экспорта туристических услуг в Минске не в последнюю очередь связан с проблемами в вертикали государственного управления туризмом: зачастую в районных исполнительных комитетах один и тот же чиновник отвечает и за развитие детского спорта, и за создание туристической инфраструктуры.

В свою очередь заместитель министра Чеслав Шульга, выступая на коллегии, отметил, что «административная подсказка – это вчерашний день», поэтому частное и государственное сотрудничество в сфере туризма должно видоизмениться. По словам заместителя министра, новый подход заключается не в том, чтобы требовать выполнения планов, а в том, чтобы создать условия и предоставить равные возможности всем, кто желает оказывать туристические услуги в Беларуси.

Для того чтобы придать новый импульс формированию и развитию привлекательного туристического образа Беларуси, было принято решение посвящать каждый год определенному виду туризма или знаковому событию. Как сообщил директор Департамента по туризму Вадим Кармазин, главной темой 2012 года станет культурный туризм и наследие ЮНЕСКО в Беларуси. Следующий год пройдет под знаком активного и «зеленого» туризма. В 2014 году состоятся мероприятия, объ­единенные идеей Чемпионата мира по хоккею, а 2015 год в белорусском туризме будет посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

По мнению Чеслава Шульги, в Беларуси все еще не работают некоторые инструменты продвижения национального туристического продукта, которые широко применяются в мировой практике, и проведение Года культурного туризма и наследия ЮНЕСКО может дать старт новому этапу позиционирования Беларуси на иностранных рынках. В качестве приоритетных направлений в 2012 году чиновники выделили Германию и Россию. Также заместитель министра отметил, что для продвижения Беларуси практически не используются возможности интернет-пространства: «Экономика символов сегодня выходит на первый план. Это не требует затрат, а успех будет внушительным». Размер успеха закреплен в Государственной программе: в 2012 году экспорт туристических услуг должен увеличиться до 210 миллионов долларов, а к 2015 году достигнуть суммы в 510 миллионов долларов.

https://www.traditionrolex.com/8