https://www.traditionrolex.com/8
<p>Это единственный в Беларуси журнал, посвященный дуде – традиционному  белорусскому инструменту. Несмотря на кризис и острую нехватку денег,  издание получилось ярким и насыщенным. Читатель найдет множество  интересных статей об истории дуды, о сложностях ее реставрации, о  сакральном значении этого инструмента.</p>

Екатерина ГУСЕВА

Это единственный в Беларуси журнал, посвященный дуде – традиционному белорусскому инструменту. Несмотря на кризис и острую нехватку денег, издание получилось ярким и насыщенным. Читатель найдет множество интересных статей об истории дуды, о сложностях ее реставрации, о сакральном значении этого инструмента.

Zmiter-Sosnovski Змитера Сосновского, стоявшего у истоков «Дударского клуба», «Дударского фэста», лидера группы «Стары Ольса», а теперь еще и одного из основателей журнала «Дудар», я поймала в «гримерке», перед выходом на сцену и задала несколько вопросов.

– Ситуация в стране сейчас непростая, а вы издаете журнал...

– Он должен всем доказать, что дуда – это исконный белорусский инструмент, который необходимо ввести в концертную практику, чтобы вернуть истинную эмоцию белорусского народа. Дуда – это инструмент, который подталкивает к действию, он вызывает сильные эмоции. Ведь только в середине XX века благодаря Язэпу Жиновичу символом Беларуси стали цимбалы. Но цимбалы, которые сами по себе не плохи, успокаивают человека, лишают его воли. Надо восстановить настоящий эмоциональный фон белорусского народа. Это и есть основная цель дударского движения и журнала «Дудар».

– Как часто будет выходить «Дудар»?

– Дважды в год, в перспективе будем распространять по подписке.

...А из зала уже доносится заливистый голос дуды – концерт, посвященный выходу первого номера журнала «Дудар», начался. Спешу туда и как раз успеваю на уникальное действо – на сцене не один и не два дударя, а человек пятнадцать.

– Сейчас вы увидите, что происходило в белорусской корчме, когда дудари, немного перебрав пива, начинали играть все вместе, – шутит со сцены Змитер Сосновский и начинает играть.

Как только зазвучит волынка, просто безучастно стоять в сторонке и слушать невозможно. Тело просит движения, танца. Поймав себя на этой мысли, я оглянулась по сторонам – так и есть! Первые робкие пары уже потянулись на середину танцпола. И их с каждой минутой становится все больше.

Меняются на сцене музыканты, танцуют люди. И, кажется, в этом действительно заключена какая-то древняя, изначальная эмоция. Я попробовала представить на этой сцене цимбалиста. Гремят цимбалы, танцуют пары… Нет, не выходит. Пусть простят меня все цимбалисты. А с дудой в сопровождении барабанов – все как-то само собой.

Тем временем на сцену вышел музыкант из… Новой Зеландии со вполне белорусским именем – Андрей Мороз. Его родители когда-то эмигрировали за границу, и Андрей рос и воспитывался в Новой Зеландии, где и увлекся игрой на волынке. Но затем музыкант решил вернуться на историческую родину, в Беларусь. На презентации он сыграл несколько композиций на очень красивой и необычной шотландской волынке.

Выступал также Василий Грынь из группы «Рада», лауреат многих международных конкурсов. Свое мастерство показали и музыканты из группы «Irdorath», завсегдатаи исторических фестивалей.

https://www.traditionrolex.com/8