Ни для кого не секрет, что о событиях, отдаленных от нас многими столетиями, историки узнают из летописей и хроник, договоров и судебников, мемуаров и дневников, частной и официальной переписки.
И, безусловно, об одном из величайших событий начала XV века – Грюнвальдской битве сообщают как хроники Великого княжества Литовского, так и польские, немецкие, прусские, и даже русские летописи. Но ни хроника Быховца, ни хроника Стрыйковского, ни «Прусская хроника» Петра из Дуйсбурга, ни «Хроника» Поссильге, ни Новгородская летопись, ни любой другой источник не могут сравниться с «Historia Polonicae» Яна Длугоша – одним из самых интересных и часто цитируемых произведений XV века. Почти через 50 лет после самой битвы Яну Длугошу удалось дать одно из самых подробных описаний драматических событий начала столетия. Секрет, сделавший его «Историю» столь популярной, прост – для ее написания краковский каноник Ян Длугош разыскал и изучил большое количество документов, которые словно кусочки мозаики сложились в общую картину. На страницах «Истории» Длугош не только ссылался, но и размещал полные тексты документов, оказав тем самым неоценимую услугу для позднейших историков, так как подлинники многих из них не дошли до наших дней. Так, не сохранилась для потомков часто цитируемая Длугошем «Хроника войны короля польского Владислава с крестоносцами», которая, как предполагают историки, была составлена сразу после Грюнвальдской битвы или в 1411 г. (после заключения мира) неким польским автором, непосредственным участником событий. Исследователи также считают, что в текст «Истории» была включена и хроника, написанная кем-то из членов Тевтонского ордена и известная под названием «Торуньский летописец». Для описания битвы и событий 1409–1411 гг. Длугош использовал и воспоминания живых еще на момент создания «Истории» участников и свидетелей войны с Орденом. Среди их числа, вероятно, были отец и дядя автора, а также его покровитель, епископ Збигнев Олесницкий, который некогда служил секретарем у Ягайлы и также участвовал в Грюнвальдской битве.
Ян Длугош родился в 1415 г. в г. Бжезнице, где его отец занимал должность бурграфа – помощника старосты в местном замке. После его отец был переведен на службу в г. Новый Корчин, где в возрасте шести лет Ян Длугош пошел в школу. Его успехи в учебе и склонность к наукам подтолкнули родителей к решению направить сына по духовной дороге. Тем более что дядя Яна Длугоша, Бартош, который служил во времена Грюнвальдской битвы капелланом (священником при войске) у Ягайлы, был священником богатого прихода в Клобуцке, неподалеку от Кракова. В 1428 г. тринадцатилетний Длугош поступил в Краковский университет на философский факультет. Окончание этого факультета в те времена давало учащимся право поступать на любой из других факультетов университета. Однако Длугош его не окончил. Причины этого до сих пор не совсем ясны: то ли обремененный большой семьей отец не смог до конца вносить плату за обучение, то ли сам Ян Длугош не находил интереса в обучении господствовавшей тогда оторванной от жизни философии. Так или иначе, но в 1431 г. Длугош оставил университетскую скамью и получил место писаря в канцелярии краковского епископа Збигнева Олесницкого.
Биографы Длугоша предполагают, что этому назначению поспособствовало личное знакомство его дяди с епископом. Вскоре Олесницкий заметил молодого талантливого юношу и сделал его своим секретарем, а после и управляющим всеми земельными владениями епископства. В 1434 г. Длугоша посвятили в духовный сан, после чего его дядя отказался от своего прихода в Клобуцке и передал его племяннику. В 1436 г. Длугош стал краковским каноником.
В тот момент, когда Ян Длугош появился при дворе Збигнева Олесницкого, авторитет церкви был очень высок. Олесницкий являлся фактическим правителем Короны польской, благодаря успешной борьбе за ограничение королевской власти. Епископский двор был и политическим центром, местом, где сходились нити управления страной, где встречались виднейшие политические деятели, где обсуждались и разрешались основные вопросы внутренней и внешней политики, и, конечно же, центром культурным.
Секретарь епископа Ян Длугош не принимал активного участия в этой жизни, однако был ее непосредственным свидетелем. Тут он восполнял пробелы образования и приобретал жизненный опыт. Естественно, что главным авторитетом для Длугоша стал сам епископ. Длугош принял очень многие взгляды и убеждения своего покровителя.
Во время службы Длугош зарекомендовал себя как хороший дипломат. В 1448 г. он отправился в Рим к папе Мартину V с поручением добиться для своего покровителя звания кардинала. После того, как миссия Длугоша была успешно завершена, епископ, весьма ценивший таланты своего секретаря, отправил его с новым поручением в Венгрию. Здесь Ян Длугош должен был отстоять личные владения Олесницкого в области, пограничной с Венгрией. Проблема состояла в том, что на тот момент в Венгрии разыгралась гражданская война, ставившая под угрозу положение приграничных земель. Длугошу удалось добиться заключения перемирия между враждующими сторонами, что гарантировало безопасность епископских владений.
Однако успехи, достигнутые Длугошем, навлекли на него недовольство короля. После гибели старшего сына Ягайлы короля Владислава III с 1447 г. королем польским стал второй сын Ягайлы, Казимир Ягеллончик. Его вступление на престол принесло значительные перемены в политической жизни страны. Казимир начал наступление на неограниченную власть костела. Он утвердил за собой право назначать епископов, чем поставил последних в зависимость от себя. Могущество Збигнева Олесницкого стало падать. Его отношения с молодым королем были весьма натянутыми. Естественно, что получение Олесницким кардинальского звания, как и вмешательство его в польско-венгерские пограничные дела, раздражали Казимира. Свое недовольство он перенес и на исполнителя епископских поручений Длугоша.
В 1455 г. Збигнев Олесницкий скончался. Его смерть стала тяжелым ударом для Длугоша. Он лишился службы в канцелярии и остался только краковским каноником, членом Краковского капитула. Именно в этот сложный момент в свей жизни Ян Длугош решает искать утешение в работе и приступает к написанию «Истории Польши».
Когда-то заняться этой работой его уговаривал сам Олесницкий, но в те бурные времена у Длугоша не находилось свободной минуты. Хотя к моменту смерти епископа Длугош уже являлся автором нескольких работ, не менее ценных для современных исследователей, чем «История». Еще около 1440 г. Длугошу пришлось по обязанности управляющего владениями епископства заняться кропотливым делом – составлением описи всех городов, деревень, угодий и доходов, принадлежавших епископству. Именно тогда Длугош впервые соприкоснулся с древними документами, получил доступ в краковские архивы. Все эти исследования легли в основу его труда «Опись доходов краковского диоцеза». Позднее, где-то около 1448 г. за авторством Длугоша появилось описание гербов польских земель и капитулов, а также около ста шляхетских гербов с краткими характеристиками. Одновременно из-под пера Длугоша вышел другой труд – «Прусские знамена» – описание стоявших в соборе на краковском Вавеле трофейных знамен, захваченных в Грюнвальдской битве. По его поручению краковский художник Станислав Дуринк сделал точные изображения знамен, а Длугош снабдил их указаниями, кому принадлежало данное знамя, кто стоял во главе несшего его отряда, каковы были размеры знамени. Как писал сам Длугош, создавая свой труд, он преследовал единственную цель – чтобы память об этих славных победах осталась жить в веках. Длугош также является автором «Жития епископов польских». Но все же главным его трудом остается «История Польши», которая состоит из 12-ти книг и охватывает период от древнейших времен до первых месяцев 1480 г.
Будучи типично средневековым автором и считая божью волю главной и решающей силой в истории, Длугош показывает, как разворачивались события в двух планах – земном и небесном. Так, например, описанию победы над крестоносцами под Грюнвальдом предшествует рассказ о победоносном сражении покровителя Польши, св. Станислава с монахом. Далее Длугош пишет, что накануне Грюнвальдской битвы «ночь была в королевском лагере тихой и спокойной, в войске же крестоносцев сильный ветер, налетев, свалил все палатки наземь».
На страницах «Истории» Длугоша можно встретить и библейские родословные народов, и описание знамений, чудес, и любопытные рассказы. Так, например, под 1416 г. Длугош упоминает о растущих в земле, «созданных рукой самой природы» горшках. Этот эпизод современные исследователи считают первым историческим свидетельством об археологических находках в Польше.
Свою «Историю Польши», как и все другие свои труды, Длугош написал на латинском языке. Подражая Цезарю, писавшему о нравах и обычаях галлов и германцев, Длугош несколько глав посвящает происхождению и обычаю литвинов. Длугош вкладывает в уста своих героев – польского короля Ягайлы, великого маршала Ордена Ульриха фон Юнгингена, послов, отдельных крестоносцев – длинные речи, через которые он раскрывает характеры исторических персонажей, поясняет точки зрения воюющих сторон, поясняет политическую ситуацию. В его изображении Ульрих фон Юнгинген предстает перед нами как гордый и заносчивый тиран – очень похожий на героев античных книг. Повествование Длугоша весьма поэтично и наполнено образами. Например, он описывает, как кровь павших в Грюнвальдском бою смешивается с вином из разбитых бочек и «образует своим течением русло и берега наподобие потока».
Два года Длугош спокойно трудился над страницами своей «Истории». Но уже в 1457 г. король, зная о дипломатических талантах Длугоша зовет его на службу. В 1457 и 1459 гг. Длугош входит в состав польской делегации на переговорах с Орденом во время войны с ним, в 1460 г. участвует в переговорах с Чехией во время попыток чешского короля Иржи Подебрада заключить союз с Казимиром Ягеллончиком.
В 1461 г. Длугош вновь становится нежеланной особой при королевском дворе. Во время борьбы за должность краковского епископа, он поддержал неугодного королю кандидата. В результате Длугошу приходится бежать из Кракова. Его дом и владения по приказу короля были разграблены. Но через некоторое время король решает забыть старые обиды. В 1464 г. начались очередные мирные переговоры с Орденом, и опытный дипломат Длугош оказался вновь востребованным. Он вошел в состав делегации с польской стороны и бессменно работал в ней вплоть до успешного заключения в 1466 г. Торуньского мира. Фактически только благодаря Длугошу Польскому королевству удалось вернуть земли Восточного (Гданьского) Поморья.
В 1467 г. Казимир Ягеллончик поручил Длугошу воспитание своих сыновей, и на этом новом посту он оставался вплоть до самой своей смерти. В 1471 г. Длугош отправился в качестве сопровождающего своего старшего воспитанника, Владислава, избранного чешским королем, на коронацию в Прагу. Здесь ему было предложено занять пустовавшую тогда кафедру пражского архиепископства. Однако Длугош отказался от этого предложения и вернулся в Краков.
Перед самой смертью Длугош был назначен львовским архиепископом. Однако папская булла с утверждением его в этом сане уже не застала Длугоша в живых. В мае 1480 г. он скончался.
«История» Длугоша впервые была напечатана Иоганном Гербуртом в Добромиле в 1615 г. После выхода первого тома, содержавшего первых 6 книг, издание было запрещено указом короля Сигизмунда III. Многим представителям известных крупных шляхетских родов не понравилось то, что написал Длугош об их предках.
Полное собрание всех сочинений Длугоша увидело свет только через 400 лет после его смерти. Первые тома вышли в 1863–1864 гг., после чего еще несколько раз переиздавались. Одна из этих публикаций через некоторое время попадет в руки к польскому писателю Генрику Сенкевичу и вдохновит его на создание романа «Крестоносцы».
Безусловно, Длугош в своей «Истории» представляет многие факты в пользу польской стороны. Он грешит преувеличением роли польских войск в Грюнвальдской битве и приуменьшает значение участия Великого княжества Литовского в войне с Тевтонским орденом. Длугош пишет, что литовские войска бежали с поля боя, но через несколько страниц, описывает участие войск Великого княжества Литовского при штурме Мальборка, тем самым сам себе противореча. Потому читать Длугоша стоит очень внимательно, замечая мелочи и, подобно Шерлоку Холмсу, с помощью дедуктивного метода пробираться сквозь нагромождения суждений автора, воссоздавая истинную картину событий. Ведь как писал известный российский историк XIX века В.О. Ключевский: «Настоящий историк не тот, кто умеет прочитать строки старинных летописей, а тот, кто умеет прочитать между ними».