https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Туристическая фирма «Гермаида» была зарегистрирована 11 марта 1997 года.  Накануне 15-летия компании мы встретились с ее основательницей и  бессменным руководителем Татьяной Савельевой, чтобы поговорить о  достижениях, о мечтах и о Румынии – любимом и главном направлении  компании.</strong></p>
<p>– Татьяна Дмитриевна, первый вопрос – традиционный. С чего все начиналось?</p>
<p>– По первому образованию я педагог-дошкольник. В самом начале 1990-х, <br /> еще работая в детском саду, я заочно окончила курсы при Белорусском  институте туризма, где одним из моих преподавателей был Владимир  Геннадьевич Булатов. Я начала туристическую деятельность в 1992 году в  МКП «Раубичи Спорт», а спустя два года Владимир Геннадьевич пригласил  меня на работу в фирму «Турбизнесцентр», где в то время был директором. Я  очень благодарна Владимиру Геннадьевичу и считаю, что мне повезло в  жизни, потому что у меня были настоящие учителя. Вначале я вела Одесскую  область, так как хорошо знаю этот регион, а в нояб­ре 1994 года мы  взялись организовать первую выставку «Турбизнес», в которой тогда, кроме  белорусских фирм, принимало участие около 122 иностранных компаний.</p>

Туристическая фирма «Гермаида» была зарегистрирована 11 марта 1997 года. Накануне 15-летия компании мы встретились с ее основательницей и бессменным руководителем Татьяной Савельевой, чтобы поговорить о достижениях, о мечтах и о Румынии – любимом и главном направлении компании.

– Татьяна Дмитриевна, первый вопрос – традиционный. С чего все начиналось?

Татьяна-Савельева – По первому образованию я педагог-дошкольник. В самом начале 1990-х,
еще работая в детском саду, я заочно окончила курсы при Белорусском институте туризма, где одним из моих преподавателей был Владимир Геннадьевич Булатов. Я начала туристическую деятельность в 1992 году в МКП «Раубичи Спорт», а спустя два года Владимир Геннадьевич пригласил меня на работу в фирму «Турбизнесцентр», где в то время был директором. Я очень благодарна Владимиру Геннадьевичу и считаю, что мне повезло в жизни, потому что у меня были настоящие учителя. Вначале я вела Одесскую область, так как хорошо знаю этот регион, а в нояб­ре 1994 года мы взялись организовать первую выставку «Турбизнес», в которой тогда, кроме белорусских фирм, принимало участие около 122 иностранных компаний.

Помимо того, что я работала по разным направлениям, еще и много училась. К 1997 году я профессионально выросла и открыла собственную фирму, для чего еще пришлось окончить курсы руководителей туристических предприятий. А в 1998 году поступила в Высшую школу туризма.

– Вы с самого начала определились, что Румыния станет вашим главным направлением?

– Накануне открытия собственной фирмы я возвращалась с туристами поездом из Греции через Румынию. Вскоре я опять попала в эту страну – и была поражена. Я увидела широкие ухоженные пляжи, утопающий в розах курорт Мамая. При этом Румыния считалась, мягко говоря, бедной страной, но везде чувствовалась рука хозяина. Меня поразила необыкновенная красота природы и удивительная аккуратность Черноморского побережья в стране, еще не полностью оправившейся после социальных потрясений. В итоге я пробыла в Румынии две недели, а когда вернулась, приняла решение открыть свое дело. Это было в ноябре 1996 года, а в феврале я уже подала документы на регистрацию фирмы.

– Сложно было находить первых партнеров в Румынии?

– Мне везло. На моем пути встречались добрые хорошие люди. В Румынии есть такое место Наводари, где живут русскоязычные липованы. Это староверы, очень интересные люди, среди которых я нашла знакомых, можно даже сказать, родственников, потому что моя семья происходит из Бессарабии. Меня познакомили с директорами оте­лей курорта Мамая. Сразу были некоторые сложности с языком, но мне в тот момент помогли. Так я начала работать с двумя прекрасными гостиницами прямо на берегу Черного моря, и по сути мы организовали первый автобусный тур из Беларуси в Румынию.

Начало работы на румынском направлении запомнилось еще и тем, что у меня не складывались отношения с Посольством Румынии в Минске. Тогда в одном из буклетов я нашла координаты румынского консула в Молдове, позвонила, села в поезд и поехала в Кишинев. Консул любезно меня принял, обеспечил рекламными материалами и нашел мне прекрасных русскоговорящих партнеров в Бухаресте, с которыми уже в 1997 году мы начали активно сотрудничать, и одна из крупнейших компаний «Ont Carpati» – мои давние партнеры.

– У Румынии, как вы заметили, имидж не самой благополучной страны. Как вам удалось уговорить первых туристов отправиться туда на отдых?

– Я не знаю, почему влюбилась в Румынию. Я объездила эту немаленькую страну вдоль и поперек на автобусе, поезде, машине и теплоходе и увидела огромный потенциал не только для пляжного отдыха. Наверное, мне удалось найти нужные слова, передать туристам свою любовь и восхищение.

Безусловно, направление было сложно раскручивать на белорусском рынке. В Минске всего несколько туристических фирм организовывали поездки в Румынию. На протяжении 5-6 лет мы каждый год проводили рекламные туры, чтобы как можно больше показать коллегам. Причем румынская сторона всегда нас принимала на высшем уровне и организовывала такие туры с минимальными затратами для участников.

Также по мере сил помогало Посольство Румынии в Беларуси: в консульский отдел пришли новые сотрудники, которые всегда шли навстречу. Поначалу было легко, можно было открывать групповые визы, а потом наступил сложный момент, когда требовалось оформлять миграционные приглашения, но мы все равно не остановились. Конечно, поток туристов уменьшился, но мы это пережили.

– Последние несколько лет также были довольно непростыми: часто до последнего момента неясно, будет ли железнодорожное сообщение с Констанцой или сколько будет стоить виза. Не возникало желание переключиться с «проблемной» Румынии на более стабильные направления?

– Может быть, и появляются такие мысли время от времени. Но есть спрос, есть туристы, которые, как и я, полюбили эту страну. Именно они вынуждают нас двигаться дальше, и благодаря нашим туристам мы не стоим на месте. К примеру, вагоны до Констанцы появились не сразу, к тому же по сравнению с автобусом поезд – недешевый вид транспорта, и дорога занимает больше времени. Чтобы туристам было легче переносить тяжелый автобусный переезд, я придумала комбинированный маршрут. Начиная с 2006 года мы везем туристов автобусом до Измаила. Трасса Минск – Киев – Одесса – Измаил очень хорошая и интересная. Затем мы пересаживаемся на прогулочный теплоход, где туристов уже встречают румынские партнеры. Вот таким образом мы с экскурсией по Дунаю, со сменой движения в пути добираемся до Румынии. Тратим те же 26–28 часов, и многие туристы, кто не боится пересадок в дороге, выбирают такой способ доставки. Этот маршрут создает сложности для организаторов, поскольку нужно координировать работу многих людей и все время быть «на телефоне». Не стану скрывать: было желание остановиться и не делать, но не могу – туристы не дают. И потом, иногда включается самолюбие. Я слишком много знаю о Румынии, поэтому хочется всем рассказать и показать как можно больше.

– Есть ли еще потенциал у румынского направления на нашем рынке?

– Конечно! Это многогранная страна. Добруджа и побережье Черного моря – это одно, горная Трансильвания – другое. С первого дня работы компании мы начали возить туристов на горнолыжные курорты.

Каждый год, за исключением нынешнего, мы собирали группу и 2 января выезжали в Синаю – красивейший город-курорт, где находится резиденция румынских королей. Там очень удобно жить, так как неподалеку находится сразу пять горнолыжных курортов. Поскольку мы выезжали под Рождество, с 6 на 7 января румыны организовывали для нас праздничный ужин. Поверьте, они это умеют!

В 1998 году я отвезла первый директорский рекламный тур по бальнеологическим курортам Румынии. Теперь белорусам очень полюбился отдых на озере Текиргёл. Это аналог Мертвого моря, и даже туристы из Израиля приезжают на это озеро, потому что отдых в Румынии обходится дешевле, чем на родине. Я думаю, что и у туристов из Беларуси это будет востребовано всегда, независимо от стоимости виз и проезда. Я сама не могу дождаться, когда снова смогу поехать на Текиргёл. Там можно воспользоваться услугами бальнеологических клиник. Это очень удобно: прямо при отеле есть клиника, где можно заказать комплекс услуг и пройти процедуры под наблюдением врача. В целом это прекрасное совмещение оздоровления и отдыха на море, которое буквально напротив озера. Утром можно позагорать и самостоятельно принять процедуры на озере, используя сапропелевые грязи, а после обеда – отдыхать на море, или наоборот.

В свое время мы делали и винные туры. Возили туристов, в том числе и корпоративные группы по комбинированному маршруту, особенно в конце сезона. Мы начинали с Измаила, затем садились на теплоход и совершали прогулку по Дунаю. В Румынии мы прибывали в Тульчу, портовый город, где нас забирал автобус и вез на экскурсию по румынским монастырям. Потом мы посещали завод «Alcovin» в Мэчине, где наш соотечественник работал главным технологом и проводил для нас дегустацию. Теперь там большой поток иностранцев, но мы были первыми, для кого построили специальный дегустационный зал, что и дало толчок к приему туристов на заводе. Кстати, в 2011 году завод «Alcovin» стал официальным поставщиком Королевского двора в Бухаресте.

– Почему при таких прекрасных условиях до сих пор нет чартерных авиарейсов в Румынию?

– Был один сезон, когда летал чартер из Минска, но мне сложно понять, почему программа не продолжилась. Цена билетов на самолет и на поезд была фактически одинаковой, разница не превышала 30–40 евро. Я бы с удовольствием летала, это удобно и быстро. Скорее всего повлияла визовая политика Румынии: после введения миграционных приглашений поток туристов в страну уменьшился.

К сожалению, и сегодня чартер на Румынию вряд ли стоит поднимать, хотя румынские курорты ничуть не хуже тех же болгарских. Побережье ухоженное, румыны доброжелательно настроены к туристам и вообще очень стараются. Языковой барьер больше не проблема. Во-первых, многие в Румынии научились говорить по-русски, а во-вторых, язык цен везде одинаков. Как заметил один умный румынский гид, румыны любят деньги и очень хорошо относятся к людям, которые дают заработать.

– Что бы вы отнесли к достижениям компании?

– Наше движение вперед. Мы не стоим на месте, я постоянно разрабатываю интересные туры и программы. Возможно, не всегда получается заработать много денег, зато я умею создавать любопытные новинки.

В какой-то момент я была готова поставить собственную цепочку на Черногорию и впервые составила маршрут автобусного тура через Румынию, через территорию которой можно проложить много интересных маршрутов. В каждой провинции есть уникальные объекты, мимо которых невозможно проехать, не посмотрев. Иногда мне кажется, что Румынию невозможно узнать до конца.

Так вот Николаэ Пахонэа, бывший тогда советником в Беларуси, подсказал маршрут. Мы с коллегами сели в машину и поехали из Минска в Черногорию через Западную Украину, Румынию и Сербию. Последним пунктом на румынской территории стала Тимишоара – красивейший город, после которого мы въехали в Сербию, и насколько красиво было в Румынии, настолько уныло стало в Сербии. Тем не менее мы удачно съездили, а возвращаясь из Черногории, случайно заехали в Бая-Маре и открыли еще одни туристический центр Румынии. Увы, тогда этому маршруту не суждено было состояться, а через несколько лет после нашей поездки по нему повез туристов «Визит-Тур». Я искренне рада, что мои знания и советы пригодились коллегам, несмотря на то, что у «Гермаиды» так и нет собственной цепочки в Черногорию.

– Как вы сами любите отдыхать?

– Только активный отдых! Я не могу долго лежать на пляже. Я люблю узнавать что-то новое, поэтому никогда не задерживаюсь на одном месте. Моя работа и моя жизнь – это одно целое. Путешествуя с семьей, я нахожу новое для своих туристов. Самое главное в нашем бизнесе – огромное желание. Если есть желание, будет и все остальное.

Я хотела бы побывать на Дальнем Востоке России, в Японии и Китае. Когда я окончила курсы, мечтала о том, чтобы возить туристические группы на Байкал. Но я туда так и не попала. Это моя несбыточная мечта, и я очень хочу воплотить ее в жизнь.

– Мы вам желаем, чтобы эта мечта непременно осуществилась! А что вы сами пожелали бы себе и своим коллегам?

– Чтобы наш коллектив был дружным и сплоченным и оставался бы со мной на долгое время. За 15 лет работы мы подготовили много кадров. Я не могу сказать, что молодые специалисты задерживаются у нас надолго: они быстро и легко обучаются, а затем уходят в крупные компании или открывают свои фирмы. Конечно, не обходится без профессиональной ревности, но если человек уходит, как говорится, красиво, тогда в этом нет особых проблем. Иногда не очень корректно ведут себя и коллеги-директора, переманивая кадры, но все-таки я по призванию педагог и люблю учить, поэтому радуюсь, когда наши питомцы продолжают успешно работать в других фирмах.

«Гермаида» – семейная фирма. Со мной со дня основания работает моя дочь Алеся, всегда рядом верный помощник и единомышленник супруг Валерий. У нас подрастает внучка Вероника, которая, несмотря на свой семилетний возраст, повидала много стран. Себе и своей семье я пожелала бы больше путешествовать и оставаться оптимистами. И еще удачи, которая уже очень скоро нам пригодится: на выставке «Отдых» мы представим новое для нас направление. Пока могу сказать, что это далекое, но знакомое направление, куда будем добираться поездом.

Беседовала Татьяна ЧУДАК, фото Катерины Касилович

https://www.traditionrolex.com/8