Дарья ГУШТЫН, фото Сергея ПЛЫТКЕВИЧА
С белорусской стороны в воркшопе участвовали ведущие инкаминговые туристические компании, каждая из них подготовила свою презентацию.
Мероприятие состоялось в рамках специального проекта по продвижению туризма в странах СНГ. Организатором воркшопа выступило белорусское представительство латвийской авиакомпании airBaltic при поддержке Национального агентства по туризму Беларуси, SBBA (Шведско-белорусской бизнес-ассоциации), посольств Беларуси и Украины.
Проект был инициирован и консолидирован благодаря усилиям главы представительства airBaltic в Беларуси Татьяны Белоусовой. С белорусской стороны в воркшопе участвовали ведущие инкаминговые туристические компании, каждая из них подготовила свою презентацию: «АлатанТур» – «Викинги и Беларусь», «Беларустурист» – «Маршруты Северной войны», «Прайм Тур» – «Марк Шагал и его Витебск», «СМОК ТРАВЕЛ» – «Бизнес-туризм», «Туссон Вояж» – «Большой спорт: события и площадки в Минске», «БеларусТурСервис» – «Онлайн-бронирование отелей в Беларуси».
Основа интереса к белорусско-шведскому туристическому обмену была заложена проектом «Панорама Двина-Даугава» (2006–2008), в рамках которого Беларусь посетило несколько шведских туристических и incentive-групп.
Заместитель директора компании «Туссон Вояж» Руслан СЕГЕНЮК отметил, что воркшоп прошел успешно: «Это был наш первый опыт, когда воркшоп организовывали сами белорусы за границей, а не зарубежные партнеры для нас. Более 20 компаний проявило интерес к нашему мероприятию. Благодаря тому, что мы заранее распределили все темы, которые могли бы заинтересовать шведских коллег, работа прошла плодотворно. Например, мы презентовали спортивный потенциал Беларуси, особое внимание уделяли предстоящему Чемпионату мира по хоккею-2014 в Минске. На презентации были шведские специалисты, для которых это направление ведущее. На чемпионаты такого уровня они готовы отправлять до 200 тысяч туристов. Понятно, что это не наш вариант и нам бы хватило даже 20 тысяч, но самое главное, что интерес к Беларуси есть. В том числе как к площадке для детских тренировок во время каникул. Так что шведы готовы заключать контракты уже сейчас. Кроме того, задавали вопросы насчет белорусской оперы. Наша труппа достаточно известна в мире, а в Швеции есть клубы любителей оперы, поэтому это также перспективное направление для инкаминга».
Татьяна Белоусова отметила, что обратная связь от шведских гостей была сдержанно-позитивной, и это на данном этапе нормально и достаточно: «Естественно, никто не пришлет нам завтра из Швеции десятки больших групп, но мы постарались вписать себя в «нишевые оферты»; и когда подобные запросы возникнут, более вероятно, что на белорусский продукт обратят внимание. Другое дело – спорт. Ввиду мероприятий и ожидаемого прогресса инфраструктуры эта тема может получить более динамичное развитие».
Обратную связь в гораздо более четкой форме белорусские компании получили в Риге. «Общение проходило с латвийскими туроператорами, консолидирующими скандинавских туристов или продающими наши регионы индивидуальным туристам из разных стран. 90% FIT на данном этапе совершают импульсивные покупки в онлайн-каналах, а наш статус продукта (в первую очередь визы, затем – нехватка дешевых транспортных возможностей и отелей) и каналы продвижения (в т.ч. мало онлайн-механизмов) этому тренду не соответствует. Что с этим делать? Есть два варианта – срочно улучшать продукт (что объективно нереально) или выбирать другие группы клиентов (за этим мы и поехали в Стокгольм). Мы получили дельный – хоть и не новый – совет, что укрупненный продукт (Беларусь+) будет лучше продаваться туристам из дальних стран (Юго-Восточная Азия, Латинская Америка), чем европейцам. Сможем ли мы этим быстро и массово воспользоваться? Вряд ли, т.к. не готовы транспортные пути, а визы являются камнем преткновения во всех видах продукта», – считает Татьяна Белоусова.
Так совпало, что пока наши менеджеры презентовали Беларусь в Швеции, в Минске разгорался дипломатический скандал, в результате которого послы из стран ЕС покинули нашу страну. «Шведы были в курсе и дипломатического скандала, и ситуации с возможной отменой ЧМ-2014 в Минске, но они очень тактично вели себя, задавали профессиональные вопросы, стараясь обходить эти моменты. На следующий день мы были с деловой поездкой в Риге. Вот латвийские партнеры пока даже не хотят обсуждать Чемпионат мира по хоккею. Говорят, сначала нужны гарантии, состоится он или нет. Нужно, чтобы разрешилась эта ситуация», – прокомментировал Руслан Сегенюк.
Организаторы и участники оценивают воркшоп и сам проект как очень удачный со всех сторон – определение продукта и целевой группы, подбор участников, контент, организация.