«САФАРИ»
Safari, Франция, 2009. Реж. Оливье Бару («Сегодня ночью я сплю с тобой»); в рол.: Кад Мерад (Ришар Дасье), Лионель Абелански (Бенуа), Валери Бенгиги (Магали), Фредерик Бел (Фабьен), Гай Леклюиз (Бертран), Дэвид Саракино (Реми), Николя Марье (месье Шарль), Грег Жермен (Бако), Фридерик Пруст (Беккер), Янник Ноа (Сага)
Жанр. Криминально-приключенческая комедия.
Формат тура. Групповое сафари с гидом по глубинке ЮАР.
Сафа?ри (на арабском языке – путешествие). Первоначально так назывались поездки охотников по Восточной Африке. Но с ходом времен толкование расширилось и сегодня к сафари относят вполне мирные и сравнительно недорогие экскурсии в дикую природу едва ли не по всему миру. В ряде стран существует индустрия подобных туров с опытными сопровождающими и гарантией определенного комфорта. Есть и традиции сафари, прежде всего связанные с реализацией ожиданий туристов. Например, с обеспечением фотографирования зверей и растений, а также людей, ведущих реликтовый образ жизни.
Криминальная подоплека. Обитатель Йоханнесбурга, поджарый бородач Ришар Дасье выглядит, как классический путешественник. И не случайно он снялся в рекламном ролике сафари, привлекающем к красотам Южной Африки тех, кому надоело дождливое прохладное лето Европы (при этом, не забывая обращать внимание на то, что Черный континент – колыбельная человечества). Но являясь лицом стиля, Ришар на самом деле далек от него. А в данный момент жизни его больше всего волнует очередной жестокий проигрыш в карты, приведший к долгу в 25 тысяч. А так как отдавать надо бандитам, то ситуация близка к критической. Как это нередко бывает в кино, Ришар получает возможность отработать долг. Он должен возглавить группу иностранных туристов, прибывающих на сафари. Однако главное для него – доставить кейс с грузом куда должно (завернув в Мозамбик), иначе можно лишиться жизни.
Тур-прикрытие. Ситуация не столь уж и особенная. В «лихие 90-е» сам сталкивался с тем, что тур-группа являлась лишь удобной формой доставки чего-нибудь за рубеж. Могу вспомнить, например, автобусные туры с превалированием челноков. В пути регулярно возникали проблемы из-за логичного прессинга со стороны таможенников разных стран, а на месте базирования вдруг объявлялось, что заявленная в рекламе экскурсионная программа решительно меняется. По просьбам коллектива вместо памятников культуры и истории предлагается просмотр торговых баз и фабрик. Неприятно вспоминать, но приходилось конфликтовать. В другой раз, уже на поезде, перед пересечением границы, всей группе попытались раздать ящички разных размеров. Мол, что вам стоит, раз уж так дешево тур приобрели. А иначе всякое может случиться. И дома вас, если что, разыщем, ведь в турфирме имеется вся информация. Занимавшиеся этим парни были крепкими, но еще больше было страху от перспективы быть пойманным с поличным. Пришлось выкинуть коробки в коридор вагона и запереться… Подобные истории мог бы рассказывать долго, но мне важнее подчеркнуть, что замысел бандитов в «Сафари» был логичным, тем более что речь идет о стране, которая дорожит иностранными туристами.
Групповод. Понятно, что главное для Ришара в сложившейся ситуации уцелеть, но сделать это намного проще, если в его группе будет полный порядок и туристы будут спокойными и довольными. Сделать это трудно хотя бы из-за отсутствия должной квалификации. Это на сайте турфирмы он герой, лихо вещающий на придуманном языке (выдаваемом за аборигенский), на деле же он городской обыватель. Поэтому Ришар на ходу прочитает книгу «Опасности буша» (буш – это обширное пространство, поросшее кустарником или низкорослыми деревьями), понимая, что в любом случае легкой прогулки не получится. И благо, что он изворотлив и изобретателен, поэтому при первой встрече со своими подопечными, сразу придумывает, как отреагировать на разочарование, вызванное тем, что гид – белый человек. «Неважно какого цвета моя кожа, главное, что мое сердце – черное». Согласитесь, это звучит и пронзительно, и успокаивающе. Ришар сам ведет микроавтобус, в котором разместилась пятерка туристов (в т.ч. две дамы) и «прикрепленный» представитель… бандитской группировки. Насколько может, наш герой выдает себя за знатока дикой природы, аса африканских просторов. Но порой ему приходится невероятно трудно.
Программа. Туристы намерены пережить настоящие приключения, разумеется, в рамках разумного. Им обещано близкое знакомство с несколькими представителями фауны из очерченного круга. Мол, как повезет. В принципе, Ришар опасается почти всех животных, следя и за их поведением, и за отношением к ним туристов. Поэтому, при близком контакте с повстречавшимися зебрами быстро расслабляется, а в это время их автомобиль подвергается разграблению со стороны налетевшей стаи мартышек. Затем приходится общаться с самодовольным львом, упрямыми носорогами и почему-то недружелюбным слоном, который по-хозяйски трогает людей хоботом, а с машиной и вовсе упражняется. В этой обстановке проблемой становится туалетный вопрос, ведь приходится отрываться от группы и на время замирать, подставляя себя опасностям. А ведь можно запросто привлечь внимание хищников. Ночевки проводятся в лагерях, состоящих из вполне основательных, но палаток. И залезть в такую гигантскому пауку – плевое дело. Обнаруживший такового персонаж логично испугался, но лучше бы не пытался нейтрализовать. В итоге дело оборачивается атакой массы кусачих паучат.
Племя. На мой взгляд, его посещение – лучший момент фильма. Конечно же, данное пламя – это шоу с бутафорскими декорациями. Мы видим, как до приезда наших героев в «настоящую туземную деревню», ее население просматривает видеозапись предыдущей экскурсии, а «художественный руководитель проекта» указывает на выявленные ошибки. В основном они связаны с внедрением в племенное бытие современных предметов, начиная с мобильников. Когда туристы подъезжают, то все «дикари» облачаются в соответствующие костюмы и занимают позиции, чтобы возникало ощущение кипящей жизни. Эх, сколько раз я подобные мизансцены видел и в любительских съемках, и в телерепортажах с сафари. И поэтому смеялся, не сдерживая эмоций. Но этим программа визита не ограничивается. Действо продолжают эффектные белые разбойники, нападающие на деревню, отчего туристы становятся заложниками. Впрочем, агрессоров тоже ожидает сюрприз…
Контроль. Особо отмечу, что в ходе событий фильма выясняется, что среди туристов, возможно, есть скрытый инспектор министерства туризма. По результатам его отчета турфирму, о ужас, могут запросто лишить лицензии. Насколько я понял, в тех краях – это серьезный сдерживающий фактор для недобросовестных турбизнесменов. Любопытно знать, существует ли в Беларуси подобная форма контроля и какие результаты она принесла? И живо себе представляю, как недовольные туристы обращаются с жалобой на системные недочеты в организации и проведении тура, после чего надежный человек (снабженный фиксирующей техникой) внедряется в качестве туриста в одну из ближайших подобных поездок…
Туристы. В связи с их немногочисленностью, у авторов фильма было экранное время, чтобы поведать, как эти европейцы «докатились до жизни такой». Например, закомплексованный Бенуа изучал мир только по книжкам и обеспокоенные этим родители на 35-летие подарили ему путевку в ЮАР. Другая туристка, наоборот, чересчур раскованна, ведь она работает в порноиндустрии. Как следствие, картина не обходится без «мыльных» линий, которые придутся по вкусу части зрителей. В конце фильма его героям придется изрядно побегать, поплавать, пересечь пороги водопада и близко познакомится с крокодилами. Несмотря на заявленный жанр, без жертв все равно не обойдется…
Прочая информация. В фильме снялся прославленный теннисист 80-х годов Я.Ноа. Рейтинг IMDb – 4,7/203 голоса. **