https://www.traditionrolex.com/8
<p>В марте 2012 года после трехлетнего перерыва Беларусь вернулась на ITB – одну из крупнейших туристических выставок. Эффект и эффективность возвращения экспоненты и организаторы национального стенда оценили по-разному. В то время как туристические компании довольны результатами своей работы и недовольны тем, как было представлено белорусское направление в целом, организаторы считают большой удачей, что участие в выставке в Берлине стало возможным в принципе, а подготовиться удалось в донельзя сжатые сроки.</p>

Эффективность участия в выставках напрямую зависит от времени подготовки?

Татьяна ЧУДАК, фото Ирины БРИНКЕВИЧ

В марте 2012 года после трехлетнего перерыва Беларусь вернулась на ITB – одну из крупнейших туристических выставок. Эффект и эффективность возвращения экспоненты и организаторы национального стенда оценили по-разному. В то время как туристические компании довольны результатами своей работы и недовольны тем, как было представлено белорусское направление в целом, организаторы считают большой удачей, что участие в выставке в Берлине стало возможным в принципе, а подготовиться удалось в донельзя сжатые сроки.

Перевод часов

По словам Юрия Акудовича, руководителя компании «Экспобизнестур», благодаря работе которой Беларусь снова появилась на ITB, никто не оценивает результаты только по одной выставке, в любом случае рассматривается участие в мероприятии в течение нескольких лет подряд, хотя критерии оценки у всех могут отличаться. К примеру, Национальное агентство по туризму, оценивая эффективность, принимает к сведению как информацию о бизнес-контактах, которые были налажены белорусскими компаниями по итогам мероприятия, так и данные статистики, которые свидетельствуют об увеличении или уменьшении туристических потоков в Беларусь.

Главный способ оценить эффективность участия в выставке относится к области финансов. «Мы привлекаем соэкспонентов на условиях оплаты, – объясняет директор НАТ Вячеслав Чернов. – Если компании заинтересованы участвовать в той или иной выставке и готовы платить за участие, значит, мероприятие эффективно». При этом у туристических компаний существуют собственные способы оценки: от количества визиток потенциальных партнеров и клиентов, полученных во время выставки, до количества туристов, принятых в итоге в Беларуси. И если об ощутимых результатах ITB фирмы пока не говорят, обходясь общими фразами о проявленном интересе и положительной динамике, то единогласно утверждают, что эффективность выставки могла быть выше, если бы Беларусь была представлена по-другому.

Традиционно критические замечания звучат по поводу место­расположения белорусского стенда. На ITB-2012 соседями Беларуси оказались Украина, Россия и, как отметил начальник отдела приема компании «АлатанТур» Денис Романюк, «реклама люксового российского отеля». «Когда мы подали заявку на участие в выставке в Берлине, нам отдали место, от которого кто-то отказался, у нас не было выбора, – подчеркивает Юрий Акудович. – Я считаю, что место оказалось не худшим. Во-первых, мы были в славянском блоке, а в африканском Беларуси пришлось бы сложнее. Во-вторых, то, что мы стояли на фоне «монстров», было даже на руку, поскольку мы не успели попасть в каталог выставки: посетители шли к «монстрам», а заодно заглядывали на белорусский стенд». Другое дело, что площадь стенда, который представляет страну, по мнению экспертов, не может составлять всего 20 квадратных метров, тогда как общая площадь выставки – 100 тысяч квадратных метров. Чтобы получить бульшую площадь и в лучшем месте, необходимо побеспокоиться заранее. «Если ты участвуешь в выставке постоянно, организаторы оставляют за тобой постоянное место, если оно тебе подходит и нравится, – говорит Юрий Акудович. – Конечно, в любом павильоне более выигрышными считаются места у центрального прохода, но и цена соответствующая. Впрочем, если ты появляешься на выставке от случая к случаю, то на такие места однозначно не стоит рассчитывать».

Другой момент, который часто подвергается критике, касается оформления национального стенда. Однако эта проблема также решается, если в запасе остается несколько месяцев. В Берлине белорусский стенд начали застраивать за пять дней до открытия выставки, и создать шедевр за это время физически невозможно. К тому же из-за того, что все делалось в последний момент, белорусский стенд не попал в каталог выставки: справочник был сдан в печать 1 февраля, а белорусские компании подали заявку на участие только на следующий день.

Перевод часов2

Привлечь внимание к Беларуси помогло не только соседство с крупными яркими стендами, но и небольшая дегустация белорусской настойки и конфет, которыми посетителей угощали юноши и девушки в национальных костюмах. По мнению Вячеслава Чернова, реализовать идею с дегустацией удалось не в полной мере, поскольку на презентацию у стенда собралось не более 20 человек: «Реальность, как всегда, внесла коррективы в планы. Хотя Украина, которая пыталась привлечь внимание к Евро-2012 и, соответственно, проводила более масштабные мероприятия на стенде, также не смогла собрать достаточную аудиторию. ITB – большая выставка, во время которой проводится масса мероприятий». «На мой взгляд, удалось привлечь достаточно людей, но это случайные посетители, на которых компании, конечно, не должны ориентироваться», – считает Юрий Акудович. Чтобы привлечь целевую аудиторию, а именно потенциальных партнеров, о встречах нужно договариваться задолго до открытия выставки.

Недостаточное количество времени на подготовку – это, пожалуй, главная причина, по которой возвращение Беларуси в Берлин оказалось весьма скромным, и в целом белорусскому турбизнесу свойственна некоторая недальновидность при подготовке к выставкам. Чтобы участвовать в выставке ITB-2013, нужно подать заявку до конца марта 2012 года. В Беларуси, по наблюдениям Юрия Акудовича, практически ни одна компания не задумывается о том, что будет происходить через год. НАТ в свою очередь получает утвержденный план выставок, где будет представлен национальный стенд Беларуси только в ноябре-декабре, когда на подготовку остаются сжатые сроки.

Ежегодно Беларусь участвует примерно в 20 международных выставках и ярмарках, на участие в которых выделяются деньги из республиканского бюджета. Одновременно частные и государственные компании самостоятельно оплачивают участие в десятках выставок. «Если ты самостоятельно участвуешь в выставке, выстраиваешь политику так, как считаешь нужным. И получается ненамного дороже», – говорит Юрий Акудович. По словам эксперта, туристические компании, которые побывали в 2012 году в Берлине, в следующем году готовы организовать присутствие собственными силами, поскольку их не устраивают ошибки, которые повторяются из года в год. Остается добавить, что и критиковать в таком случае можно будет только собственную работу.

https://www.traditionrolex.com/8