Рубрика Олега ПАВЛОВА
Россия, 2011, 87 мин., PG. Реж.: Сергей Никонов и Михаил Козлов (дебют); в рол.: Сергей Никонов (Валентин), Михаил Козлов (Степан), Александр Хамнушкин (Баир), Евгений Жамсуев (Булат), Максим Покровский (прикольный дядька), Евгений Ганелин (преподаватель), Юлиана Шкабарова (Нарана), Станислав Муханов (Ицык)
Жанр. Молодежная приключенческая комедия.
Выбор. Сей фильм отнюдь не шедевр, но и не пустышка, а уж с позиций изучения продвижения региона на туристическом рынке на редкость актуален, хотя бы потому, что при всей нашей независимости Беларусь приблизительно так же пытается заманивать к себе российского (в первую очередь) туриста, как и Бурятия. И «На Байкал» ей, несомненно, в помощь, начиная с того, что он попал в российский (читай, русскоязычный) кинопрокат (сборы $0,31 млн), что для белорусских фильмов, как правило, лишь нереализованная мечта.
Зачин. Не знаю, насколько сие реалистично, но как условие мне понравилось чрезвычайно. Согласно ему, выпускникам Санкт-Петербургского государственного университета кино и ТВ в качестве дипломных фильмов путем жребия поручено рассказать о «Чудесах России». Требуется представить их нестандартно, изобретательно, используя предания и легенды. Кому-то выпало ехать на Эльбрус, кому-то в Долину гейзеров, а Валентин получает направление в Улан-Удэ. Он, правда, слегка упирается, мол, никого там не знаю, но потом вспоминает, что именно в столице Бурятии живет отчисленный однокурсник Степа, и расслабляется.
Ностальгия. Те, для кого развал СССР все еще саднящая рана, находят прелести былой империи даже в том, что было ее объективно слабым местом. Например, в «железном занавесе» (к слову, распространяющемся и на ряд советских территорий). Мол, при имевшейся уверенности в завтрашнем дне, можно было и на отпускные за несколько часовых поясов отправляться. И действительно, по тому пространству, что гордо именовалось шестой частью суши, ее обитатели перемещались куда больше, чем теперь. Правда, в отношении Сибири крайне редко с туристическими намерениями (и тем более – условиями). Хотя места там потенциально замечательнейшие, о чем могу судить по личному опыту, ибо бывал в Улан-Удэ и близко видел Байкал.
География. Раз уж Беларусь так сильно тянет на восток, то грешно не использовать это обстоятельство в туристическом плане. Помнится, еще при развитом СССР Улан-Удэ показался мне почти зарубежьем, начиная с наличия продовольственной продукции из необычной рыбы (омуль и т.д.) и кедра. Радовали глаз вывески на бурятском языке, а из достопримечательностей запомнилась огромная (высотой в 13,5 метра) голова Ленина, отмеченная наградой Всемирной выставки в Монреале. Причем у Ильича явно просматриваются бурятские черты. Есть эта почти сказочная часть тела вождя и в представляемом фильме, как и многое другое, чем гордится Улан-Удэ. Но куда больше внимания уделено «славному морю, священному» Байкалу, представленному в основном в виде пляжной зоны.
Первозданность. О том, что фильм удался, свидетельствовали даже… раздраженные посты при его обсуждении в интернете. Мол, люди насмотрятся, отправятся на Байкал, и тогда все пропало. Конечно, они преувеличивают как популярность фильма, так и влияние на экологию обычных туристов, однако главное вычленяют точно. А именно, уникальные природные характеристики крупнейшего пресного водоема земли и минимальность того, что мы гордо именуем инфраструктурой. Между тем, когда местные парни, друзья Валентина, используя имеющиеся связи, отправились в шикарный отель, чтобы получить путевки на Байкал, я решил, что далее увижу нечто вроде «Все включено» на бурятский манер. Тем более, что логично удивившийся гость («Неужели на Байкал так трудно попасть?») слышит убедительное: «Ну, ты же в хорошие места хочешь?». И действительно, виды там глаз завораживают, как и чистота воды, а вот жить нашим героям приходится в условиях, недалеких от тех, которые в Крыму ныне считаются «дикарскими». Например, питаться приходится лишь тем, что захвачено с собой из города (либо поймано в воде), а за спиртным (весомой части комедийной составляющей фильма) отправляться к подпольному «дилеру». Так что никаких аниматоров, только девушки с соседней турбазы, с которыми можно сыграть в волейбол. К чести создателей фильма, экзотика внедрена в экранный отдых не насильственно, а как гармоничная часть окружающего мира. Например, утоление жажды сочетается с купанием в озере; если щука укусила за палец – отправляйся за помощью к колоритной знахарке; потребовалось оздоровиться – садись в облагороженные деревом термальные ключи и т.д. Но самый экстремальный из поступков Валентина – это влюбленность в бурятку.
Чивыркуйский залив. Именно на его территории проходят основные события фильма, а расположен он в природоохранной зоне Забайкальского национального парка. Попасть в него легально можно лишь по воде или по воздуху. Благодаря мелководности (до 10 м), вода хорошо прогревается (до +24). Дно покрыто ковром из водорослей, которые хорошо видны. Капитальное строительство и промышленный улов рыбы здесь запрещены.
Антиреклама. Сюжетным ответвлением представлено мнение людей, которые искренне считают, что отдыхать надо там, где живешь, а не в «турциях». Мы видим семью, которая под нажимом супруги отправляется «на юга». Муж почти безутешен: «Разве там может быть лучше? Зачем бездарно тратить деньги?» – и т.д. и т.п. И возвращение этой ячейки общества лишь подтверждает опасения, выразившиеся в возникшей аллергии на «все включено».