https://www.traditionrolex.com/8
<p>Узнав, что мы собираемся в арабскую страну, некоторые из родственников заволновались, а не опасно ли это? Ничего не поделаешь, такова уж репутация мусульманского мира в мозгах обывателей. Тем более что выпуски новостей в значительной мере ориентированы на негативные события. А уж разобраться с положением вещей в каждой из стран региона - это удел "продвинутых пользователей". Но если я отношу себя к таковым, то поездку в ОАЭ заведомо не считал подвигом.</p>

Окончание. Начало в No 19.

Олег ПАВЛОВ, фото Жанны ПАВЛОВОЙ

Попрятались? Ну и ладно

Узнав, что мы собираемся в арабскую страну, некоторые из родственников заволновались, а не опасно ли это? Ничего не поделаешь, такова уж репутация мусульманского мира в мозгах обывателей. Тем более что выпуски новостей в значительной мере ориентированы на негативные события. А уж разобраться с положением вещей в каждой из стран региона - это удел "продвинутых пользователей". Но если я отношу себя к таковым, то поездку в ОАЭ заведомо не считал подвигом. Однако неожиданности в этом плане таки были. Пожалуй, впервые, побывав в стране не проездом, уже вылетая из нее, вдруг понял, что не видел ни одного полицейского. Как минимум, в форме. И это при том, что, как бывший начальник вещевой службы, всегда обращаю на это внимание. А из военных встретил только пограничников в аэропорту, а таможенники пребывали в белых одеждах. Даже "гаишников" или регулировщиков не было обнаружено. Конечно же, я не утверждаю, что их нет вообще (в здешних местах даже оросительные фонтанчики бьют прямо в почву, а уж контрольных видеокамер, подозреваю, что звезд в небе), просто к счастью, на моих глазах не было повода для появления сотрудников правопорядка. И при входе в гостиницы, даже очень солидные, охрана глаз не режет, в крупных магазинах секьюрити имеются, однако, что называется, "не пялятся", а выглядят расслабленными, либо вообще помогают продавцам или посетителям. Сообщу также читателям на ушко, что на обратном пути, при погрузке в самолет, никто не обратил внимания на взятую с собой бутылку с напитком. У нас бы таковое точно не прошло, не говоря уж про европейские аэропорты.

q1

Я столь сильно заостряюсь еще и потому, что многие знают: ОАЭ - страна гастарбайтеров. Они, в принципе, заметны, особенно, если неподалеку стройка. Однако местным властям каким-то удивительным образом удается сделать так, чтобы они подчинялись принятым в стране пребывания устоям и не создавали никаких неудобств.

Конечно же, я не предлагаю забыть про бдительность, стать раззявой, ведь неприятность может случиться где угодно, даже в Швейцарии. Однако хороший отдых это еще и ощущение того, что окружающие, как минимум, сдержанны и доброжелательны. И уж точно, когда вокруг не копошатся заведомо неприятные личности, что, увы, случается и в крупных европейских городах.

О приятном

Наверное, потенциальным дебютантам Эмиратов будет интересно знать, что если отъезжаешь на такси от гостиницы, либо дорогого магазина, и при этом тебя усаживают, помогают с вещами, закрывают за тобой двери - это никак не сказывается на цене проезда (разумеется, если не погрузиться в понтовое vip-такси, проезд в котором вдвое дороже). Это потому, что в Эмиратах, наряду с устремлением все оптимизировать, не принято экономить на обслуживающем персонале. Например, в супермаркетах почти всегда отдельный сотрудник укладывает ваши покупки в мешочки. Даже, если и близко нет очереди. В общепите и торговле продуктами совершенно очевидно, что гигиена - во главе угла. И перчатки, и шапочки, и все такое прочее - налицо. И в туалетах чаще всего ктонибудь наводит порядок. Кстати, эти важные заведения на глаза попадаются регулярно. Практически всегда рядом с унитазом висит душик, чтобы им можно было "освежить" (или обмыть) некоторые органы. Видимо, обстановкой здоровой лености можно объяснить и обилие эскалаторов.

Попадаешь в страну и буквально забываешь про ступеньки. А еще о том, что в магазине существует контроль. Первое время, если в сумке уже было что-то купленное ранее, ее хотелось пристроить на хранение, ибо неловко. Тем более "без языка". Но постепенно понимаешь, что ты можешь ничем таким не напрягаться. В этом плане показателен случай, когда, купив какой-то еды, я вез тележку через кассу и случайно не выложил распластавшуюся на дне упаковку с порезанной ветчиной. Как отреагировали на это заметившие продавцы? Не поверите, увидев мою естественную реакцию, расхохотались: Иногда казалось, что принятая там вежливость, а точнее, бескорыстная приветливость (даже со стороны вьетнамок, убиравших номер) во многом вызвана постоянным пребыванием в условиях климатконтроля. Было полное ощущение, что не кондиционеры работают, а просто очень приятно. Даже в нашей "трехзвездке". А ведь и в более категорийных гостиницах в иных странах приходилось сталкиваться с тем, что из-за кондиционера за ночь продувает голову. Или поступающий холод кажется жестоковатым. Судя по всему, в Эмиратах удалось добиться точного соответствия между работой кондиционеров и представлениями организма о комфорте.

О неприятном

Эту главку решил заявить, чтобы соблюсти обещанный баланс "белого" и "черного". Однако наполнить ее содержанием оказалось делом нелегким. Специально перелистывал на бегу прописанные дорожные дневники, чтобы выудить то, что опечалило. Или даже может опечалить тех, кто поедет по нашим следам? В принципе, учтивая личностную индивидуальность, расстроить может многое. Ну, например, из окна нашей гостиницы открывался восхитительный вид на: кладбище. Да, да, на кресты и гробницы. В рецепции слышали, что были люди, которые просили поменять номер, иначе отпуск будет испорченным. Но нам это проблем не создало. Ибо, во-первых, в Минске живем подле кладбища, во-вторых, тихо, а в-третьих, какойникакой, а туристический объект.

Выяснилось, что это старейшее место упокоения христиан Дубая, так что, глядя на него, возникали мысли о вечном. Не порадовало и место расположения гостиницы, фактически отгороженной строительными работами и от городских кварталов, и от канала, возле которого вечером можно было бы совершать прогулки. Но, возможно, это и хорошо, ибо не тратили время на прогулки по задворкам. Ведь если уж выбираешься, то в заслуживающее внимание местечко. При этом стоит помнить, что перейти магистраль в центре города почти невозможно. Тут город настроен на машины, а интересы пешеходов, как минимум, отошли на второй план. Хотя и в кварталах переходы бывают если не экстремальными, то с оглядкой - а что, если "заметут".

Зато, подозреваю, хорошо тем, кто будет пользоваться автомобилем напрокат. Тем более что все торговоразвлекательные центры оснащены гигантскими подземными, прохладными парковками. А вот в сугубо бытовом плане выявить запавший в душу негатив так и не удалось. Хотя в интернете и читал про сильно разочаровавшие эмиратские отели, но всегда не дубайские.

Впрочем, возможно, кому-нибудь из наших не слишком приятным покажется даже такое вот подчеркнуто корректное обращение властей, получаемое на разных языках в аэропорту. Привожу его буквально. Добро Пожаловать В Город Мечты! Будь нашим гостем.

Мы приветствуем вас в нашем городе. Надеемся, что Вы с удовольствием проведете время - насладитесь долгожданным отпуском или найдете подходящую для вас работу. Дубай многонационален, мы уважаем традиции и обычаи всех жителей. И ваш шаг навстречу дружескому взаимопониманию и сосуществованию будет благодарно воспринят. Поэтому нам хотелось бы обратить ваше внимание на следующие правила поведения в общественных местах:

 Не одевать вызывающую одежду и не обмениваться поцелуями в общественных местах

 Делайте ваши фотографии на память в Дубае, но при этом соблюдайте и не нарушайте права частных лиц, и не забывайте просить разрешения в таких случаях.

 Не разрешается употребление спиртных напитков в общественных местах.

 Курение в общественных местах также считается неуважительным.

Мы будем благодарны Вам за соблюдение перечисленных правил.

Меня же оно ничуть не смутило, а общая сдержанность среди отдыхающих даже понравилась, хотя во Франции или Италии мне тоже нравится. Правда, гостиницы в этих замечательных странах, если сопоставлять по уровню, как мне показалось, существенно дороже эмиратских.

"Трехзвездка"

Бывая в рекламных турах, важной составной частью которых является посещение разных гостиниц, заметил, что у специалистов турбизнеса существует своя система оценки. Хорошо помню даму-москвичку, работавшую персональным турагентом богатеев, а поэтому интересовавшуюся только очень хорошими отелями. После того, как она устало выбиралась из претендующего на такую оценку, я интересовался: "Ну что, действительно "пять"?". И слышал что-нибудь вроде: "Нет, максимум 4 с половиной, сюда я своих присылать не решусь". Впрочем, бывали и отели на 5,5 "звездочки". Причем с обоснованиями, которые сами по себе было интересно слушать. Особенно к концу поездки, когда я всерьез освоил турбизнес-сленг.

Мой дубайский случай - именно тот, когда гостиница в три "звезды" отнюдь не приговор. Причем еще до поездки я заметил, что на сайтах некоторых турфирм она отмечена "четверкой". Несмотря на то, что риск продавцов такого турпродукта очевиден: при входе висит табличка с "тройкой" и, если что не так, то у туриста имеются все основания жаловаться. Справившись про это у русскоязычного работника отеля, получил неожиданное толкование: "Поводов для возмущения точно не будет, ведь отель принадлежит шейхам". Честно говоря, эту информацию не уточнял и не знаю, универсален ли такой "знак качества", но факт остается фактом: гостиница понравилась. Причем до такой степени, что все взвесив, решил пренебречь принципом документальности повествования и не приводить ее название, дабы не давать повод думать, что это реклама. Однако имеются два бассейна, тренажерный зал, уютный зал с огромным экраном и прессой разных стран. Проживающих здесь ожидает обойма карточек со скидками магазинов и ресторанов, от отеля согласно расписанию ходят автобусы (входит в стоимость проживания) по нескольким актуальным маршрутам.

В номере есть холодильничек, фен, телевизор (с российским каналом), чайник, ванная, климатконтроль с дистанционным управлением. Яркость всех ламп можно плавно регулировать, ключ -электронный. Сильное впечатление произвело качество постельного белья. Не было проблем с уборкой и прочим обслуживанием.

Единственное, чего не хватало, - это балкона. В отеле их вообще мало.

Очевидно решили, что без кондиционера такое помещение бесполезно. Из предлагаемого в гостинице питания мы взяли только завтрак, который оказался отнюдь не "европейским континентальным". Выбор блюд обширен, и появление на завтраке к его финалу (к 10 утра) никак на нем не сказывается. Много фруктов, соков, мучных изделий. Есть разная местная экзотика. Внизу в отеле имеется продмаг, правда, дорогой. Куда экономнее покупать на вечер в городском супермаркете.

Насущное

Действительно, обычные покупки лучше совершать в супермаркетах. Если они и гигантские, как попавшийся на пути "Сarrefour", то настолько упорядоченные, что дежурные покупки много времени не займут. Если только не заморочиться выбором среди брендов, стран и континентов. В таких магазинах реализуются и промышленные товары, часть из которых предлагается с заметной скидкой. Имеется верная примета - если местный люд это активно покупает, значит, нечто хорошее, но ранее бывшее дороговатым. Из нюансов удивило изобилие одежды огромных размеров. Таковая нужна была в подарок и, пожалуй, впервые было трудно сделать выбор.

Чего не получилось, так следовать призыву бывалых - отчаянно торговаться. Видимо, во мне это искусство не заложено. Продавец, небось, по глазам определяет, что ты уже хочешь купить данный товар, поэтому если и скинет, то малость. Надеюсь, вы поняли, что речь идет уже не про супермаркеты, а про обычные магазины. Возможно, вы в этом плане будете удачливее. По крайней мере, советую настроиться и попытаться.

Парад-алле мирового фаст-фуда

Знаю, что к "Макдональдсу" и его аналогам многие относятся презрительно. Несмотря на то, что в этих заведениях по всему миру людно. В Минске я тоже редко бываю в них, а вот за границей пользуюсь охотнее. Ибо, во-первых, быстро, а во-вторых, почти наверняка не отвергнет желудок, что в поездках особенно важно. Если же при этом получишь еще и ощущение аттракциона, то и вовсе здорово. А как еще можно назвать пространство на втором ярусе одного из крупнейших торговых центров в мире "The Dubai Mall", названное "Food Court", если на нем представлены 160 (!) операторов быстрого питания из разных стран мира. Прямо-таки выставка достижений этой отрасли. Тут и классика с долгой историей, и экзотика из самых дальних стран. И заведения, специализирующиеся на овощах, рыбе, сладком столе или мороженом. Можно себе представить, сколь остра здесь конкуренция, борьба за клиентов. Однако, что очень приятно, агрессивные формы рекламы и маркетинга практически не используются. Акцент делается на достижение в максимальной мере привлекательного вида заведения, его работников, непосредственно блюд, да приятном запахе. Плюс политика ценообразования и разного рода фишки, вроде устройств, вручаемых вместе с чеком и сигнализирующих, что ваш заказ подготовлен. Представленные здесь бренды явно видят в этом своего рода форпост. Ведь люди приезжают со всего мира и получают представление, что им придется по вкусу, когда они поедут в ту страну, где данная сеть распространена. Как известно, вкус - дело индивидуальное, но нас с женой (в принципе антагонистов в плане лакомств) буквально сразило блюдо английского рыбного фаст-фуда. Причем порции тут большие, на двоих вполне хватает одного комплекса. И уж точно выходит не дороже, чем у нас.

Впрочем, фаст-фудам хорошо не только в этом логове, они разбросаны и по городу, часто по два-три вида рядом, явно, чтобы обострить конкуренцию. Показательно, что среди посетителей таких закусочных много таковых, которые, судя по внешнему виду, могут себе позволить куда более солидные траты. Они сидят с ноутбуками, общаются с миром по мобильникам, разбирают и подписывают деловые бумаги: И они никого не раздражают, и им никто не мешает.

Шопинг

Когда мы приземлились в Минске и первыми из всех пассажиров, получив багаж, оказались перед очами таможенников, то услышали не столько грозное, сколько любопытствующее: "Ну-с, что купили, что везете?". Мой рассказ явно не показался служивым людям интересным. А где же золото, электроника, алкоголь? Искренняя реакция - "Отсутствуют" - породила еще один наводящий вопрос: "А ездили-то зачем?". Показательно, что почти ернический ответ: "Увидеть, как будет выглядеть Минск через 20 лет" таможенников устроил, и мы вышли под родное, любимое, но скудное солнце. Ближайший автобус в город шел часа через полтора, а вяло подошедший, очевидно, неформальный бригадир автоизвозчиков зарядил такую цену (без всякого счетчика!), что невольно с умилением вспомнились Эмираты...

Действительно, покупок у нас случилось не густо. Скорее закрывались бреши в гардеробе, ибо в Минске в магазины и вовсе не тянет. Да плюс немножко себя побаловать: Поэтому даже не буду предполагать, как эмиратские кущи воспринимают челноки, которых, скорее всего, тормозят наши таможенные правила. Тем более что в поездке не сталкивался ни с одним из них. Чего не скажешь про дубайскую торговлю. Причем это не требовало каких-то жертв в плане отказа от экскурсий или пляжа. Чаще всего в торговые центры мы отправлялись вечером и бродили по их бескрайним просторам без каких-то четких целей. Тем более что в них всегда есть место и просто развлечениям. Например, во внедренном внутрь торгового монстра восточном городе, в котором представлены особенности культур разных стран этого региона (Турция, Египет, Сирия и Марокко). При желании можно с головой погрузиться в особенности национальной кухни или тонкости костюма. Напомню, что ходить там можно спокойно, покупки никто не навязывает. Видели мы и безмерный "Золотой базар", буквально ослепляющий блеском украшений, и сооружения для зимних видов спорта, и детскую образовательно-развлекательную концепцию "KidZania" и многое другое.

Меня буквально тронул гигантский книжный магазин японской сети "Kinokuniya", созданной еще в 1927 году, а расцвет пережившей в начале нашего века в связи с модой на аниме и мангу. Причем я пробежался только по его англоязычному крылу. Я точно знал, чего я хочу купить, - кинокаталог Леонарда Молтина, оценки из которого, при их наличии, всегда привожу в "ТВ-обозрении". Этот справочник обновляется ежегодно, и для меня он - прежде всего отражение ностальгии по тем временам, когда я начинал всерьез интересоваться кино. Бывает он отнюдь не везде, тем более - свежий. На полке заветный том я так и не обнаружил, но, благо, здесь не обязательно наматывать километры. Специально обученные люди с помощью компьютера находят и тут же приносят. Дополнительной радости придал год выпуска - 2009-й.

Брендомания

Когда бредешь мимо бесчисленных фирменных магазинов разных всемирно известных производителей (например, попался, универмаг "Galeries Lafaette"), то первое, что приходит в голову, как их всех удалось сюда заманить? Ведь столь шикарные площади явно не дешевы, а покупатели, по крайней мере, во время описываемой поездки не толпятся. Но, опять таки, фирмачам, видимо, покажется слабостью не участвовать в этом параде, как сказали бы раньше, товаров народного потребления. Впрочем, речь идет отнюдь не только о понтах (престиже), но и желании продать. Помнится, зашли в огромный отдел, чтобы посмотреть на достижения бытовой кухонной аппаратуры. Когда о покупке речь не идет, то можно ни в чем себе не отказывать и любопытствовать в отношении самых дорогих образцов. Тактично подошедший продавец-консультант сначала предложил показать, как все действует на практике, а заметив, что мы на это не настроены, пригласил к неотразимому аргументу совершить здесь покупку: сочетанию чайника и кофеварки за 25 долларов. Такая вот распродажа-заманушка. И если есть желание как следует "потоптаться", то запросто можно нарваться на "очень интересные цены". Включая и одежду с много говорящими бирками. Не говоря уж про выбор при возможности оставить здесь много денег. Честно говоря, даже не помню, чтобы я близко видел столько предметов роскоши. Чаще всего просто цепляясь за них глазом, когда с открытым от непреходящего удивления ртом брел по поистине блистающим пространствам, например, "Дубай Молла", площадь которого более 1,2 млн квадратных метров. Включая мега-аквариум.

Сухопутный дайвинг

Это сооружение достойно отдельной главки (и фотографии). Не знаю, чего больше - восторга или расслабленности - оно вызывает, но завораживает точно. И даже если бы в этой поездке побывал только в нем, я не считал бы ее напрасной. В цифрах это выражается так. Размер аквариума - 51 х 21 х 11 м. Общий вес - 246 тонн. Объем - 10 млн литров.

q2

Рекорден размер панели (прозрачной части): длина - 32,9 м, высота - 8,3 м, а толщина стекла - 0,75 м.

В аквариуме, являющемся полноценной биосистемой (с растениями, рельефом и т.д.) нашли приют 33 тысячи обитателей подводного мира.

Но особенно впечатляюще выглядят акулы (в невероятной концентрации) и скаты. Своими глазами видел там и компанию аквалангистов, за которых как-то и не особенно переживаешь, хотя некоторое время назад в аквариуме случился бунт. Несколько серых песчаных акул, неожиданно став агрессивными, убили четыре десятка своих менее крупных собратьев. Находившиеся в это время в воде дайверы отделались легкими травмами и серьезным испугом. Руководством аквариума было заявлено, что подобные инциденты возможны только в период становления аквариума, поскольку морские обитатели только привыкают к новой среде и могут вести себя неадекватно. И действительно, на моих глазах ничего подобного не произошло. Не могу сказать, что сожалею об этом, но как любитель фильмов-катастроф... И еще представил, сколь бы эффектной выглядела сцена голливудского блокбастера, в котором такой аквариум получил бы пробоину: Со стороны смотреть на это великолепие можно бесплатно, но если хочется почувствовать себя внутри, то покупай билет за 25 дирхамов (около $7) и отправляйся в тоннель с обзором на 270 градусов. "Плавают" по нему представители самых разных народов, но если отвлечься от рыб и посмотреть в глаза людей, то можно заметить, сколь похоже искрятся их глаза. Причем вне зависимости от возраста.

Увы, не удалось попасть в еще более размашистую искусственную экосистему отеля "Атлантис", но успеть везде попросту невозможно. Тем более, за один раз. Зато приятно думать, что когда-нибудь будет шанс добраться и до нее, а также подняться на расположенную совсем рядом с "Дубай Моллом" башню No1 - Бурдж Дубай.

Устремляясь ввысь

Бурдж Дубай самое высокое когдалибо существовавшее сооружение в мире. Высота шпиля - 818 метров. Общая стоимость сооружения - около $4,1 млрд. Строительство началось в 2004 году, а нам довелось немножко понаблюдать за финальной стадией работы. Зрелище по-своему завораживающее.

И не только из-за поражающих воображение масштабов. Впечатляет, сколь организованно выглядит строительная площадка, отчего обычная пересменка похожа на сцену из фантастического фильма.

Масса рабочего люду в униформе движется сквозь горячий воздух. А хронически неторопливые, одетые в белые одежды менеджеры выглядят, как инопланетяне, прибывшие на помощь нашей цивилизации. Отдельное шоу - работы по подключению размещенного прямо в канале огромного фонтана. Поразительно, но наблюдать это диво можно, например, сидя за столиком. Вокруг все работает, и этому не мешают ни пыль, ни шум.

Заметно, что Эмираты работают не только на будущих туристов, но и заботятся о присутствующих. Дабы поскорее заполнялись все новые объекты, многие из которых из категории "самые самые" в мире.

Например, здесь самая высокая в мире водная горка в аквапарке.

Создается самый большой в мире кондиционированный пляж с охлаждаемым песком. Работает самый южный крытый горнолыжный курорт. Строится самый большой в мире аэропорт с пропускной способностью 240 млн человек в год. Для сравнения, у всех аэропортов России - 45 млн. Существует проект дома-башни в 1200 м. В Дубай заманиваются богачи всего мира, привлеченные возможностью иметь не только виллу, но спокойную обстановку и весь комплекс развлечений. Уезжая, подумал, что теперь и к арабскому миру в целом отношусь заметно лучше. Конечно же, у этого плана развития множество скептиков, особенно в период мирового финансового кризиса.

Мол, кончатся деньги, пройдет мода, случится землетрясение, обострится политическая обстановка и т.д. Не окажется ли сей проект финансовой пирамидой? При том, что обслуживание небоскребов, да и прочих "ударных строек", чрезвычайно дорого. Что на это ответить? Все может быть, застраховаться от всех бед невозможно.

Остается лишь поспешить посетить Дубай до того, как случатся "его минуты роковые", коли они, не дай Бог, суждены. Особенно хотелось бы оказаться там после того, как в ближайшие год-два там все или почти все доведут до полного блеска. Любопытно, сохранится ли там нынешнее равнодушие к рекламе? Она есть, но не агрессивная и не слишком яркая. Даже гостиницы всерьез огнями не подсвечены.

Местные власти, словно бы в сомнениях, а нужно ли это их гостям? Видимо, под впечатлением от этого и невольно подумалось, а как собственно турагентствам, выражаясь сленгом, "продавать эту страну"?

Что продвигать как первостепенное?

Честно говоря, вынуди меня ситуация заниматься этим всерьез, был бы озадачен. Особенно учитывая, что в массах Эмираты почти не раскручены. Туристы же, как правило, едут с каким-то уклоном (остальное попутно, т.е. при возможности). В отношении к ОАЭ таковых может быть несколько.

1. Приморский, пляжный отдых.

2. Экзотика: пустынные сафари, верблюды, бедуины, арабский фолькор.

3. Экскурсии, музеи, мечети.

4. Торжество урбанизма: небоскребы, спортивные и развлекательные центры.

5. Шопинг.

Делать акцент на чем-то одном, пожалуй, неразумно. На мой взгляд, будет лучше, если потенциальным туристам дать знать про все имеющиеся возможности, а затем помочь с организацией наиболее приятного по составу "коктейля" из них. Ориентировать, организовывать клиентов турфирм таким образом, чтобы соотношение компонентов в рамках срока поездки и имеющегося бюджета было максимально выверенным. Дабы в конце поездки не возникало неприятного ощущения, что сначала, уже на месте, непозволительно долго разбирался в нюансах, в результате чего упустил самое интересное.

P.S. Выражаю благодарность собственным интуиции и кошельку за представленную счастливую возможность посмотреть Дубай и его достопримечательности.

https://www.traditionrolex.com/8