<p>О Турции слышал много хорошего от своих знакомых, отдыхавших в этой стране. Желание побывать там усилилось после того, как в Аланье прекрасно отдохнули моя дочь с мужем. В турфирме посоветовали Бодрум - излюбленное место от дыха зажиточных турок со своими семьями.</p>

Владислав БОСЬКО, фото автора

t1

Первоначально выбор пал на трехзвездочный отель "МаламаБич", но, когда прилетели в Бодрум, гид сказала, что меня перевели в другой отель - "Сардуния" ("четыре звезды") в поселке Яхши.

Так как до этого я никогда не был в Турции, то мне было все равно, в каком отеле жить - лишь бы недалеко от моря. Выяснилось, что поселок Яхши расположен в 15 км от Бодрума, там проживают более 1000 турецких семей. В поселке находится около 15 крупных отелей и несколько десятков небольших гостиниц. Есть маленький рынок. В общем, я согласился. И не пожалел об этом. Гостиница оказалась достаточно комфортабельной, в том числе приспособленной и для отдыха с детьми. Пожалуй, нужно заметить, что здесь отдыхает очень много голландских, английских, немецких и болгарских туристов. Но за последние два года отель стали активно осваивать российские и белорусские туристы.

На следующий день, наскоро позавтракав, я поспешил к долгожданному морю, тем более что оно находилось всего лишь в нескольких десятках метров от отеля. Удивило обилие шезлонгов, причем ими можно пользоваться без оплаты. Это потому что и здесь действует принцип "все включено". Одну лиру нужно заплатить только за матрас. На пляже попеременно работали два бара, предлагали спиртное, не говоря уж о соках, воде. Причем все холодненькое. Просто подходишь, берешь и пьешь. Мне невольно подумалось: вот бы такой сервис в каком-нибудь нашем белорусском санатории!

Но вернемся в Турцию, к морю. Зона плавания ограждена яркооранжевыми поплавками. Когда, по привычке поднырнув под них, поплыл дальше, резкий свисток дежурного спасателя заставил оглянуться. Он махал рукой, показывал: мол, возвращайся за поплавки!

Вернувшись на берег, подумал, как внимательно следят дежурные за пловцами, за их безопасностью. С горечью вспомнилась Украина. Новый Свет. Сентябрь. Море штормило. Я знал, что в такое время не стоит далеко заплывать. Вода затягивает пловца в море, и без тренировки не выплывешь. Проплыв несколько метров, повернул назад, но почувствовал, что волны уносят в открытое море. Я с детства занимаюсь плаванием, поэтому владею техникой возвращения к берегу в подобных непростых условиях. Когда очередная волна отошла от берега, я привычно нырнул под нее, и следующая волна уже сама подтолкнула меня к суше.

Выйдя из моря, зашел в кафе, чтобы немного подкрепиться. За едой обратил внимание на пловца, заплывшего довольно далеко от берега. Стал наблюдать за ним - хотелось, когда тот вернется на берег, посмотреть на храбреца. Поплавав некоторое время, смельчак направился к берегу. Но не тут-то было! Я сразу заметил, что пловцу приходится трудновато, и стал наблюдать за ним с тревогой. Вдруг, не доплыв до берега примерно 10-15 метров, он взмахнул рукой и исчез в волнах. Я продолжал взглядом искать его в море. Никого! Пустынным был и берег. Я тут же сообщил бармену, что в море тонет человек. Бармен равнодушно махнул рукой, бросил что-то вроде: "А-а, они тонут чуть ли не каждый день, ничего - на следующий день море само вынесет на берег труп:" Поинтересовавшись, где спасательная станция, я поспешил туда. Нашел мужчину, копавшегося в лодочном моторе. Как потом выяснилось - это был спасатель. Когда я рассказал ему об инциденте, тот бесцветным голосом сообщил, что у лодки неисправен мотор, выйти в море не получится: Вот такая ужасная история, которая приключилась много лет назад. Наверняка сейчас и в Крыму все изменилось, вряд ли спасатели у гостиниц позволяют себе махать рукой на свою работу и карьеру.

t2

Но снова вернемся в Турцию. Позагорав пару дней, я решил поехать на экскурсию: в фирме предложили отправиться на яхте в "Дальян-Каунос". Стоимость ваучера - 45 долларов. Чудесный автобус, негромкая музыка и великолепная природа настраивали на мечтательный лад. Через несколько часов доехали до поселка Кейджаз, там позавтракали. Добравшись до реки Дальян, пересели на яхты и поплыли к побережью Средиземного моря. По пути на утесе видели уникальные древние наскальные гробницы. Искупавшись в Средиземном море (тоже, как и Эгейское, необычайно соленом), возвратились назад, по пути остановившись возле целебного грязевого источника. Гид, обращаясь к женщинам, сказала, что после этой ванны у всех женщин будет вечно молодая кожа, на что дамы всех возрастов вместе с мужчинами со смехом бросились раздеваться и лезть в грязь.

Неизгладимое впечатление оставила местная достопримечательность Памуккале. Поступающая изпод земли термальная вода имеет постоянную температуру 35 оС и, обогащаясь минералами, образовывает белоснежные террасы причудливых форм. Вокруг - множество бассейнов с термальной водой. Кстати, купание в бассейне Клеопатры очень полезно для людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями (о красоте и опятьтаки молодости кожи я уж и не говорю!). В общем, экскурсия была великолепной, думаю, это мнение разделяют все, кто хотя бы однажды побывал в этих местах.

Естественно, невозможно отдыхать в Турции и не посетить знаменитые турецкие базары. Я бы себе никогда такого не простил. Карим - русскоязычный менеджер из принимающей фирмы - предложил мне поехать на рынок в Бодруме: посмотреть кожаные изделия, сувениры, текстиль.

И вот на следующий день мы с Каримом на мотороллере поехали в город. Расстояние в 15 км преодолели минут за 40 - петляли по узеньким улочкам, пока добрались до цели. А там нас ждало действительно огромное количество кожаных изделий - всех размеров, фасонов и расцветок. Такого выбора у меня еще не было. Присмотрел куртку, за которую продавец сначала запросил аж 500 долларов (классический, говорят, в Турции случай!). Мол, эксклюзив, изготовлено изделие из кожи молодого ягненка, и все в том же духе. Цена, честно говоря, не вдохновила, о чем я и заявил Кариму. Посовещавшись с продавцом, Карим деловито спросил: "А сколько у тебя вообще денег с собой?" - "Ну, - говорю, - долларов 180-200:" Сначала продавец замахал руками, а затем довольно быстро согласился на предложенную сумму. Сделка состоялась. Интересно, что было бы, если бы я заявил, что у меня с собой долларов 80-100?!

Впрочем, о покупке я нисколько и никогда не пожалел. Сколько ни приглядывался, никогда не видел в Минске подобной куртки: расцветка, фасон - все в ней очень оригинальное и качество отличное. На том же рынке было множество лавочек, торгующих сувенирами, изделиями из золота, серебра и керамики. Хотя я заметил, что прогуливающиеся мимо лотков туристы в основном смотрят, щупают, прицениваются, а вот покупают немногие. Видимо, подобные прогулки сами по себе являются частью отдыха в Турции, одним из вариантов легкого и приятного времяпрепровождения. Впрочем, таких вариантов здесь не счесть. Каждый может самостоятельно убедиться в этом.

Конечно, за 2 недели нельзя познать такую большую страну, как Турция - с ее многообразием природных, культурных, исторических памятников, тем не менее даже то, что увидел, заставило с уважением относиться - и к стране, и к людям.