По традиции, накануне сезона мы беседуем с директором белорусского представительства компании TEZ TOUR Алексеем БАЗЫЛЕВЫМ об актуальных тенденциях в туризме, а также о программах и планах крупнейшего оператора.
– Алексей, давайте для начала все же вспомним активный сезон 2009 года. Сравнивая его с летом 2008-го, частенько говорят о «провале». И самые большие потери, согласно статистике, понесло турецкое направление, которое уже лет 10 шло только в рост, в том числе и на белорусском рынке. Не секрет, что главным игроком на этом направлении является TEZ TOUR. Какой все-таки была итоговая аналитика по прошлому сезону?
– 2009 год был достаточно сложным, тяжелым, и это вполне объяснимо, учитывая кризис. Я сейчас говорю об определенных сложностях с точки зрения загрузки, на которые наша компания адекватно отреагировала усовершенствованием своих технологий – продаж, маркетинга, рекламы и так далее. Что касается сравнения 2009-го с предыдущим годом по неким показателям и прибыли, то, мне кажется, что такое сравнение неуместно и некорректно. 2008-й прошел на абсолютном «взлете». В туризме это был год подъема европейского и мирового рынков в целом. Согласно аналитике, основанной на информации всех офисов TEZ TOUR, в этот год рост объемов продаж наших пляжных направлений, и в первую очередь – Турции, составлял от 30 до 100%. 2009-й, по моему мнению, более корректно сравнивать с 2007-м. И если проводить эти параллели, то в Беларуси прошлый сезон прошел достаточно уверенно. Хотя замечу, что даже сравнение с 2008-м не дает нам оснований говорить о «провальном сезоне». Компании TEZ TOUR удалось сохранить свои объемы с достаточно небольшим понижением – порядка 4% по отношению к сезону-2008.
– Каковы планы TEZ TOUR на актуальный сезон?
– Запланированный рост программ в целом составляет порядка 30% по отношению к прошлому году.
– Какие изменения коснутся турецких программ?
– По региону Анталья мы увеличиваем программы приблизительно на 30%, по Кушадасам – на 25%. Таким образом, TEZ TOUR будет осуществлять 8 рейсов в неделю на Анталью и 5 – на Измир. Я охарактеризовал бы эту программу как серьезную, крепкую, мощную – для хорошего игрока на грани определенного максимума возможностей потребительского спроса, с определенными амбициями не только в рамках роста своей доли рынка, но и целом в рамках роста рынка.
– Вы прогнозируете в этом году рост рынка?
– Это сугубо наше аналитическое видение развития направлений TEZ TOUR в этом сезоне. Наши сегодняшние объемы соизмеримы с нашими возможностями – ни больше ни меньше. Причем хочу подчеркнуть, что на данном этапе мы используем среди прочих и прогнозы экспертов западноевропейского рынка, который сейчас более показателен – с точки зрения проводимой аналитики по early booking (раннему бронированию). Кроме того, опираемся и на конкретное количество контрактов, которые заключаются в данный момент по той же Турции и другим направлениям.
– Кстати, о Турции. В отношении этого направления появился такой термин, как «усталость турпродукта»…
– Происки конкурентов! Турция как туристическое направление не испытывало и не испытывает никакой «усталости». Турецкий рынок – один из немногих в мире примеров постоянного наращивания своей отельной базы – уникальной по количеству и разнообразию. Давайте, разговаривая о Турции, не будем путать контент, конкретное наполнение того или иного сезона, маркетинговую политику, которую удачно или неудачно осуществляли или осуществляют турецкие отельеры, с самим направлением.
– Надо ли понимать, что в прошлом году хозяева турецких гостиниц проводили не совсем правильную политику – ценовую, маркетинговую и т.д.?
– Да, у нас есть ощущение, что в 2009 году сама стратегия продаж была не до конца просчитана турецкими партнерами в рамках кризиса – по отношению к отправляющим сторонам. Это неким образом выравнивалось в процессе самого сезона, но, откровенно говоря, был достаточно сложный early booking, продажи и маркетинг сопровождала тяжелая работа.
– Какой в таком случае, по вашим ощущениям, является соответствующая политика турецких партнеров в этом году?
– Сегодня мы наблюдаем очень гибкий подход. Во-первых, в количественном отношении у TEZ TOUR значительно выросла линейка отелей, с которыми мы заключили контракты. Во-вторых, критерий опубликованных цен в этом году гораздо лояльнее по отношению к туристу. Средний чек этого продукта в системе раннего бронировании снизился. Кстати, в нынешнем году мы уже наблюдаем достаточно высокую активность по раннему бронированию.
– Какова сейчас на белорусском рынке доля TEZ TOUR по турецким программам?
– Порядка 65%.
– Какое направление после Турции является стратегически важным для TEZ TOUR?
– Безусловно, это Египет, из новых направлений – Турция. В этом году мы увеличиваем объемы продаж по Криту (за счет увеличившейся частоты полетов) и начинаем работать на направлении Родос. У нас подписано много новых контрактов с отелями. И в ближайшее время мы опубликуем цены по данным направлениям. Ожидаем рост продаж туров на Крит порядка 25% в сравнении с прошлым годом.
– Этому направлению на белорусском рынке уже три года, и представители различных турфирм замечают, что продажи Крита «стабильно тяжелые»?
– Скажем так: это направление сложное – в первую очередь потому, что оно визовое. В целом, тот факт, что на сегодняшний момент визы по Греции и Испании нужно готовить от 10 до 21 дня, мешает нам играть на этих направлениях в массовых объемах – глубина продаж не позволяет. Тем не менее мы планируем значительно усилить свои позиции по Греции и с этой целью проведем целый ряд «бонусных», маркетинговых акций, в том числе и с участием греческих партнеров.
– Что побудило TEZ TOUR выйти в нынешнем сезоне на Родос?
– Сам продукт соответствует нашему представлению о качестве. Кроме того, мы не можем продвигать только Крит, не опираясь на Родос. TEZ TOUR развивает общий «куст» направлений по Греции, это логично и неизбежно для такого мощного игрока.
– Что можно сказать о программах по Испании?
– Никаких существенных изменений в этом году мы не предвидим и не планируем. Если по Греции мы все-таки наблюдаем какие-то тенденции визовой лояльности (минимальный процент отказов, получение визы в срок до 10 дней), то по Испании условия явно жестче. В первую очередь я имею в виду сроки оформления виз – от 17 до 21 дней. Такие условия, конечно, не предполагаю серьезного развития направления на белорусском рынке.
– Конец прошлого и нынешний год были отмечены для TEZ TOUR выходом на несколько новых и неожиданных направлений – Австрия, ОАЭ? Каковы первые итоги?
– Мы считаем эти премьеры достаточно успешными. Сейчас мы рассуждаем о TEZ TOUR не только как о белорусском представительстве компании, а как о холдинге. За несколько месяцев продаж горнолыжной Австрии мы можем говорить о потоке в 10 тыс. туристов из России, что для первого выхода фирмы на новое направление – неплохой показатель, заявляющий о TEZ TOUR как об игроке, который претендует на первые строчки рейтинга. Естественно, мы планируем усиливать свое присутствие на австрийском направлении. Активно работаем над формированием продута, его сегментацией под отдельные рынки, сотрудничаем с авиакомпаниями для осуществления правильного, разумного контактинга. Могу заявить, что в конце этого года мы обязательно увидим Австрию от TEZ TOUR и на белорусском рынке. Программы будут осуществляться с конца декабря нынешнего по конец февраля следующего года. Что касается ОАЭ, сейчас мы изучаем возможности полетов в Эмираты для наших белорусских клиентов. Говорить о старте программ TEZ TOUR из Беларуси в окончании сезона для данного направления не имеет смысла. Вернемся к этому разговору летом.
– В этом сезоне впервые заговорили о таком понятии, как демпинг. Как ни странно, но понятие связывают с ценами на первые вылеты в Турцию TEZ TOUR. Странно – потому что политика TEZ TOUR всем известна: «высокое качество – высокие цены». Что все-таки с майскими ценами?
– Чтобы сказать, что мы осуществляем демпинг в какой-то из периодов, нужно как минимум правильно понимать экономику продукта. Нет ничего странного в том, что у TEZ TOUR опубликованы хорошие конкурентные цены в том числе и на первые вылеты в Турцию. TEZ TOUR – крупная компания, и не удивительно, когда у такой компании цены ниже, чем у тех фирм, которые работают с меньшими объемами и обладают меньшей стоимостью бренда. Поэтому мы не принимаем данную критику – она не аргументирована.
– Какова все-таки будет ценовая политика в этом сезоне? Что вы будете делать с учетом ситуации этого года?
– Цены делает не TEZ TOUR, а потребители сторонние факторы. Рост активности потребителя, количество и характер факторов прямо пропорционально влияют на цену. Говорить о ценах на пик сезона на его старте – неблагодарное занятие. Туризм весь целиком состоит из динамических показателей – эта отрасль дышит, она работает – как любой полноценный живой организм. К ценам в туризме надо относиться как к биржевым котировкам, которые постоянно меняются.
– А тенденции?
– Если ситуация и рынок будут требовать, то мы готовы как снижать, так и держать или повышать цены. На цены влияют факторы, а не компании. И нужно говорить о целом ряде факторов – топливо, тип воздушных судов, проживание (которое зависит от особенностей контрактинга), трансферы, персонал, рост заработной платы в том или ином регионе, погодные факторы, политические… Можно перечислять долго. Туроператор находится в роли биржевого маклера, который корректирует котировки в зависимости от ситуации.
– Не предчувствуете ли вы более острую конкурентную борьбу в этом сезоне?
– Конкуренция была и остается. Мы всегда конкурируем – и по направлениям, и с компаниями, и даже сами с собой. У нас ведь не 100% рынка! Давайте называть вещи своими именами. Если мы говорим об известном росте количества игроков на белорусском рынке в этом сезоне – да, он есть, но мы к нему относимся, как к некой статистической единице, которая добавилась в общую конкурентную массу. Мы будем учитывать политику различных компаний и, естественно, корректировать свою. Но помешать нам реализовать собственные планы в этом сезоне, повлиять на наши показатели эффективности и объемы, думаю, будет тяжело. У нас есть понимание, цели и знание. Мы можем говорить о себе как об игроке, который умеет конкурировать. Мы – компания, которая на разных рынках конкурирует с разными, а порой и с одними и теми же игроками. И в этой конкуренции TEZ TOUR всегда оказывается достаточно успешным. То, что на рынке появляются новые игроки, – это нормально, по-другому и быть не может. Другой вопрос, что в данный момент белорусский рынок явно не является неполноценным или дефицитным. Он находится в состоянии максимума своих возможностей, поэтому говорить о том, что здесь свободны поля для деятельности, не приходится.
– Сколько белорусских фирм сейчас является франчайзинговыми агентствами TEZ TOUR?
– Шесть минских фирм плюс две региональные. Это «Инфинити трэвел», «Симпл трэвел», аналогичные договоры подписаны с компаниями «АлатанТур» и «Стэп бай стэп», ожидаем подписания франчайзинговых договоров с туристическими фирмами «Техностар» и «Туссон Вояж». Кроме того, около десятка заявок находится на рассмотрении. Франшиза, как известно, означает особые условия для продаж, позиционирования нашего продукта, работы с клиентами, в общем, целый комплекс. На агентских соглашениях с TEZ TOUR работают около 200 белорусских туркомпаний.
– Не произошло ли каких-то существенных изменений в политике агентских вознаграждений?
– В целом она осталась прежней. Хочу лишь подчеркнуть, что процент комиссионного вознаграждения агента – это динамичный показатель, который связан с четкой сеткой выполнения определенных показателей. Классический процент «агентских» – от 8 до 13%.
– В прошлом году стали говорить об агентствах, которые продают продукт TEZ TOUR, предлагая оглушительные скидки. Естественно, поползли слухи о том, что у оператора какие-то особые отношения с агентствами, то есть возник вопрос – не является ли TEZ TOUR тем оператором, который, фактически разрушая рынок, начал продавать туры?
– TEZ TOUR как не осуществлял розницу, так и не осуществляет. И не является участником этой деятельности в каком-либо аффилированном виде. Хочу внести ясность и в вопрос со скидками. Я бы связал эту проблему не с операторами, которые в данное время присутствуют на белорусском рынке, а с деятельностью агентств и с их количеством. Сейчас по нашим направлениям активно работает порядка 500 агентств. Если вы разделите на это число все количество белорусских туристов, то цифра получится, скажем так, не всегда способная «прокормить» каждое из 500 агентств. Речь идет о том, что в Беларуси сейчас происходит жесткая конкурентная борьба среди туристических агентств. Как оператор должен реагировать на эту борьбу и на скидки? У разных операторов могут быть различные мнения. Наша позиция следующая. Мы считаем, что мы не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий, которые занимаются розничной реализацией… Но с чего мы все решили, что скидка – это плохо? Для кого плохо? Для туриста? Наверное, для туриста это хорошо. Для агентства? Наверное, это не плохо и не хорошо, это нормально, это конкуренция! Скидка – это некий финансовый бонус, от которого агентство отказывается в пользу туриста. Это право самого агентства. Поэтому разговоры о скидках мы всегда пресекаем и даем простые комментарии. Но если вы этот вопрос мне задаете просто как участнику рынка, как профессионалу турбизнеса, то я предлагаю смотреть на проблему более глубоко и говорить не о проблемах скидок, а о проблемах эффективности тех союзов и организаций, которые объединяют агентства и которые способны или не способны прописывать правила внутри корпоративной среды. Пока таких авторитетных структур в Беларуси не будет и пока не появится понимание общих интересов, говорить о регулировании вопроса скидок никто, кроме самих агентств, не вправе. По сути, среди белорусских турагентств идет здоровый процесс борьбы за клиента. Выживет сильнейший!