https://www.traditionrolex.com/8
<p>В последние годы туристический обмен между Польшей и Беларусью практически сошел на «нет». Наши соотечественники стали реже включать Польшу в программу своих путешествий из-за сложности в оформлении виз, а поляки не часто приезжают в Беларусь из-за отсутствия на польском туристическом рынке интересных и новых предложений. Эти и другие вопросы обсуждались руководителями польских и белорусских турфирм за круглым столом, который состоялся 12 марта в рамках визита представителей польского турбизнеса в Беларусь.</p>

Яна ШИДЛОВСКАЯ, фото Юлии ИНЫШЕВОЙ

В последние годы туристический обмен между Польшей и Беларусью практически сошел на «нет». Наши соотечественники стали реже включать Польшу в программу своих путешествий из-за сложности в оформлении виз, а поляки не часто приезжают в Беларусь из-за отсутствия на польском туристическом рынке интересных и новых предложений. Эти и другие вопросы обсуждались руководителями польских и белорусских турфирм за круглым столом, который состоялся 12 марта в рамках визита представителей польского турбизнеса в Беларусь.

bel

Целью визита руководителей польских турфирм стало знакомство с нашей страной как с туристическим направлением. «К сожалению, Беларусь для польского туриста мало известна, – говорит Евгений Владенюк, руководитель Польской туристической избы в Белостоке. – Этот визит стал хорошей возможностью для налаживания контактов между белорусскими и польскими туристическими фирмами». Во время встречи польские гости ознакомились с туристическими возможностями Минской области, где особое внимание уделялось активному отдыху и агроэкотуризму. «В последние годы у нас наблюдается рост агроусадеб, – отметила Елена Брок, заместитель начальника управления физической культуры, спорта и туризма Миноблисполкома. – Если в 2007 году на Минщине было 48 усадеб, то в 2009-м цифра выросла до 214». Это направление активно развивается и в Польше. «Агротуризм в нашей стране особенно популярен среди людей пенсионного возраста, – рассказывает Ева Кондратюк, директор туристической компании «Albicja» из Белостока. – Беларусь для них может стать интересным направлением. Инфраструктура здесь постепенно развивается, а для агротуризма будет достаточно уровня двух звезд, ведь в первую очередь ставка делается на природу».

Не остались без внимания и белорусские санатории. «Я представляю первый частный оздоровительный курорт в Польше, – говорит Анджей Вуйтович, директор отельной базы оздоровительного комплекса в городе Наленчув. – Мы специализируемся на кардиологии. В Беларуси санаторная база развивается достаточно активно, чтобы начать совместную работу по оздоровлению наших туристов. Обмен опытом уже начался – в этом году на научный семинар, организованный моим коллегой, приглашены врачи из Беларуси». Кроме того, директора польских турфирм отмечают, что туристов могут заинтересовать так называемые сентиментальные туры. «Многие поляки когда-то жили на этих землях, – продолжает Анджей Вуйтович, – и с удовольствием посетят места, где родились и провели детские годы». Белорусские фирмы также получили взаимовыгодные предложения. «Польских коллег заинтересовали экскурсионные туры по нашей стране, а также совмещенные туры по Беларуси и Литве, – рассказывает Ирина Салоид, менеджер по туризму компании «Би-Тур». – Сегодня мы готовы предложить тур, соответствующий интересам заказчика, под любой ценовой диапазон».

За круглым столом обсуждалась и организация сплавов по Августовскому каналу. В мае этого года планируется провести совместный белорусско-польский семинар в Гродно, на котором будут обсуждаться туристические возможности этого водного пути. «В Беларуси поляков привлекает активный туризм, – говорит Юзеф Ратайский, генеральный секретарь исполнительного бюро Польской туристической палаты. – Сплавы по Августовскому каналу могут стать хорошим продуктом на туристическом рынке, если они будут охватывать территории сразу нескольких стран – Беларуси, Польши, Литвы. Сегодня турист не хочет отправляться в путешествие из-за одной страны, пришла пора комплексных туров». Однако обе стороны отмечают, что впереди еще много работы. И одним из препятствий на пути сотрудничества является отсутствие на канале пограничных пунктов.

Вопросам стоимости и оформления виз было уделено особое внимание. Директор Департамента туризма МСиТ Виктор Янковенко отметил, что с 30 декабря 2009 года стоимость частной визы для граждан Литвы, Латвии, Польши и Эстонии составляет 60 евро, для туристических групп от 6 и более человек – 25. Польская сторона, в свою очередь, сделала предложение, которое значительно облегчит оформление визы в Польшу. Так, в январе 2010 года Польская туристическая палата совместно с Министерством иностранных дел для граждан России, Украины и Беларуси разработала электронную систему ваучеров, согласно которой ваучер становится единственным необходимым для получения визы документом. Чтобы получить доступ к системе, нужно стать партнером одной из туристических компаний Польши. «Турфирма-партнер автоматически получает аккредитацию для оформления виз в польском консульстве, – говорит Томаш Ожешко, директор компании «Aina Travel» из Кракова. – Процедура проста: фирма-партнер бронирует отель, а мы оформляем ваучер, копию которого высылаем в польское консульство, на таможню, а также самому туристу». Сегодня в Польше по этой системе работает 20 туристических фирм, аккредитовавших более 150 своих партнеров при польских консульствах. С апреля для получения визы турфирмам-партнерам не придется требовать от своих клиентов справки с работы и счета-фактуры из отелей, достаточно будет предоставить ваучер, заявление на выдачу визы, паспорт и фотографию туриста.

Польские туроператоры отмечают, что еще одним барьером для приезда польских туристов в Беларусь могут стать высокие цены в отелях. «За эти деньги наш турист может позволить себе комфортабельный ночлег в любой европейской столице, – говорит Юзеф Ратайский, – мы взаимно заинтересованы, чтобы найти какой-либо выход из этой ситуации». Пока белорусские турфирмы видят возможное решение проблемы в поиске альтернативного размещения туристов. «По сравнению с Европой у нас очень дорогие гостиницы, – говорит Сергей Иванчук, директор турфирмы «Вислатур». – Мы планируем сотрудничать с фирмами, которые арендуют квартиры в Минске, а потом сдают их туристам по приемлемым ценам».

Ложка дегтя

Встреча показала, что пока в развитии туристических отношений больший интерес проявляет польская сторона. С визитом в Беларусь приехали представители 32 компаний из разных регионов Польши. Принимающая сторона оказалась не столь многочисленна – всего шесть туристических компаний: «Одиссея-Тур», «Вислатур», «Кэтэлина», «Би-Тур», а также фирмы-организаторы «МАТЭП-90» и «Солвекс». «Две недели мы рассылали коллегам приглашение принять участие во встрече. Увы, на него откликнулось всего четыре турфирмы, – говорит Людмила Мачульская, директор турфирмы «МАТЭП-90». – Мы встречали гостей за свой счет, поэтому не смогли принять всех желающих. В организации нам здорово помогли Министерство спорта и туризма, отдел международных связей Минобразования, а также отель «Беларусь», сделавший на проживание гостям большую скидку». Поляков, однако, не слишком смутило отсутствие белорусских туроператоров, о чем свидетельствует приезд в Беларусь очередной группы уже в сентябре. Кроме того, польская сторона бесплатно выделила белорусским турфирмам стенд на крупнейшей туристической выставке Польши, которая пройдет в Познани в октябре. Как будет распределено место на стенде, пока не известно. Ясно лишь то, что преимущества будут у фирм-участниц круглого стола. 

На фото: (слева направо) Юзеф Ратайский, генеральный секретарь исполнительного бюро Польской туристической палаты, Людмила Мачульская, директор турфирмы «МАТЭП-90», Евгений Владенюк, руководитель Польской туристической избы.

https://www.traditionrolex.com/8