https://www.traditionrolex.com/8
<p>На 15-й Международной ярмарке туристических услуг «Отдых», которая проходила в Минске с 11 по 14 апреля, соседняя Литва была представлена не отдельными компаниями, а единым национальным стендом. Почему белорусский рынок важен для литовского въездного туризма, в интервью «ТиО» рассказала директор Государственного департамента по туризму при Министерстве хозяйства Литвы Раймонда Балниене.</p>

Почему белорусский рынок важен для литовского въездного туризма, в интервью «ТиО» рассказала директор Государственного департамента по туризму при Министерстве хозяйства Литвы Раймонда Балниене.

Раймонда-Балниене

– Госпожа Раймонда, каким был прошлый год для литовского туризма?

– В 2011 году Литва приняла 1,8 млн зарубежных туристов, при том что в стране чуть более 3 млн жителей. По росту въездного туристского потока, который увеличился на 20,3%, Литва заняла в Европе второе место, немного уступив лишь Латвии (рост 20,8%. – Прим. ред.).

Особенность 2011 года для нас заключается в том, что Беларусь продвинулась на первое место среди туристических рынков: доля белорусов составила 21% всех иностранных туристов. Для нас белорусский рынок очень важен, а белорусы не только наши соседи, но и желанные гости. По количеству приезжающих после Беларуси идут Россия, Германия, Польша и Латвия. Эти пять стран составляют 66% всего потока туристов.

– Вы довольны количеством туристов, которые посещают Литву?

– Наша цель состоит в том, чтобы в ближайшем будущем принимать 2 млн туристов. Наши приоритетные рынки – это не только те пять стран, откуда уже приезжает много гостей. Сюда также входят Скандинавия, Украина и страны Бенилюкса – регионы, которые могут дать нам желаемый прирост.

– Каким продуктом вы будете их привлекать?

– Мы предлагаем обобщенно пять туристических продуктов. Первое – культурный туризм. Затем spa-программы и оздоровительный, а также активный туризм, который иначе можно назвать еще экологическим. В прошлом году мы впервые выделили в отдельную категорию так называемый city-break – городской туризм – и увидели, что направление быстро развивается. И пятый продукт – это конгресс-туризм, или событийный, т.е. MICE-туризм и все, что с ним связано.

Вчера (12 апреля. – Прим. ред.) мы провели большое мероприятие в посольстве Литвы в Минске, куда пригласили аккредитованных операторов, всего около 150 гостей. Мы рассказывали о новинках 2012 года. Мы видим, что белорусским туристам в первую очередь интересны туры city-break и шопинг, культурный туризм уже в меньшей степени. Мы близко, можно приехать на выходные или на праздники. Если речь идет о более длительном отпуске, тогда белорусы обращают внимание на spa-центры и оздоровительные туры в города Южной Литвы, особенно в Друскининкай. В сезон, конечно, востребованы курорты Балтийского моря. Активный туризм и MICE мы не так активно предлагаем в Беларуси, в основном делаем акцент на трех из названных продуктов и видим, что белорусам нравится.

Здесь можно отметить еще одну характерную черту. Туризм все-таки имеет сезонность, и летом потоки больше. Так вот поток из Беларуси практически ровно распределяется по месяцам: пик только на Новый год и совсем небольшой пик летом. Для нас это тоже очень важная особенность. Поэтому гостиницы, рестораны и spa-центры приспосабливаются к приему туристов, предлагают меню и услуги на русском языке. Литовцы уже привыкли к вашим номерам на машинах, дружелюбно объясняют и помогают, если видят, что требуется помощь, растет уважение к туристам из Беларуси. За последние несколько лет я вижу в этом большие изменения.

– Как вы думаете, визы являются непреодолимым препятствием для увеличения потока туристов из Беларуси?

– Мы недавно посмотрели статистику. Оказалось, что 40% виз Литва выдает белорусам бесплатно, еще 40% – это многократные визы. Отказов исключительно мало, они не составляют и одного процента. Такой статистики нет нигде.

Начиная с марта 2012 года визу можно получить через пять рабочих дней после подачи. Очередей нет. Все, что от нас зависит, что возможно в этой ситуации, мы сделали. Если год или два назад еще были жалобы, то на встрече в посольстве никто не жаловался, все довольны.

– Какую маркетинговую кампанию проводит Литва на ключевых рынках?

– Мы обращаемся к чувствам людей. Во всех наших публикациях, в оформлении национального стенда присутствуют люди – Он и Она, приятные, цивилизованные, европейские. Наш слоган переводится на все языки: «Взгляни! Почувствуй! Полюби!» или «See it! Feel it! Love it!». Так мы себя позиционируем в мире.

В одних странах нас знают больше, в других – надо объяснять, что такое Литва и где мы находимся, показывать карту. Легче всего с соседними государствами, куда мы просто приходим с новыми продуктами. На отдаленных рынках вместе с другими Балтийскими странам мы идем как Baltic Brands. В прошлом году мы решили быть не конкурентами, а партнерами на рынках США, Китая и Японии.

– А какой поток из этих стран?

– Я бы сказала, что равномерный. Из Китая, например, удвоился за год, и потенциал у рынка большой, но там возникают трудности с визами, другие проблемы. Япония держится примерно на одном уровне постоянно, около 20 тысяч японцев приезжает в Литву. США и Канада уверенно растут по 30% в последние два года. Но, как я уже говорила, большие потоки генерируют те страны, откуда легче приехать, то есть соседи.

– Нет ли опасности, что страны Балтийского региона будут восприниматься как одна страна?

– Нет. В Европе нас отличают. Мы все очень разные, мы только географически малы. Что же касается дальних стран, то если туристы из Китая или Японии приезжают в двухнедельный отпуск и сразу посещают 7–10 стран, то, конечно, для них вся Европа как единое целое. Мы этого не боимся.

– В Литве рейсы в два аэропорта выполняют бюджетные авиакомпании…

– Даже в три. Аэропорт в Паланге начинает понемногу принимать low-cost авиакомпании.

– Почувствовали ли вы увеличение потока? Какие туристы прилетают в Литву такими авиарейсами?

– Безусловно, это очень оживило туристический рынок и породило наш новый продукт – city-break, потому что теперь можно на несколько дней прилететь из любой точки Европы. Бюджет поменьше у таких туристов, за 2-3 дня в среднем они оставляют 300–400 евро. Это туристы всех возрастных групп и категорий, и бизнесмены, которые часто ездят в командировки, постепенно переходят на low-cost.

Чаще всего low-cost выбирают туристы, которые экономят или «сидят» в интернете, потому что в интернете все можно сделать быстро: вечером придумать маршрут, ночью оплатить билет и гостиницу, а утром уже гулять по Вильнюсу или Каунасу.

Сегодня в мире около 85% поездок туристы организуют, сидя в интернете или социальных сетях. Поэтому мы готовим многофункциональный интернет-портал и скоро запустим большой проект на литовском, русском и английском языках в социальных медиа. Я ожидаю большое количество туристов. Через год смогу сказать вам, подтвердится наша стратегия или нет.

– В Литве достаточно гостиниц?

– В принципе, уже достаточно. Было время, когда не хватало гостиниц 3*, эконом-класса. Сейчас если и не хватает, то эксклюзивных отелей, но они строятся. И в Вильнюсе, и в Друскининкае, и в других городах появятся известные отельные бренды. В зависимости от региона и сезона загруженность отелей доходит до 80%, так что у гостиниц еще есть потенциал. В среднем иностранцы останавливаются в литовских отелях на две с половиной ночи, а белорусы – на три с половиной ночи.

– А сколько белорусы оставляют денег?

– Новых данных за 2011 год у меня пока нет, но могу сказать, что в среднем за одну поездку иностранный турист у нас оставляет 2000 литов, или около 600 евро. Белорусы, которые приезжают на шопинг, думаю, оставляют больше, и мы этому очень рады.

Беседовала Татьяна ЧУДАК

https://www.traditionrolex.com/8