Приблизительно с таким расплывчатыми прогнозами и настроениями вернулись белорусские операторы с двух крупнейших московских выставок – MITT и «Интурмаркет».
Ирина ШПАКОВСКАЯ
«Национальный стенд Беларуси на выставке «Интурмаркет» объединил 5 компаний – «ЦентрКурорт», «АлатанТур», «Глобус-Трэвел», «Би-тур» и «Трэвел». Учитывая специфику выставки, все эти компании приехали в Москву с тем, чтобы в очередной раз «продавить» и «продать» белорусские маршруты. По мнению Владимира Янковенко, ведущего специалиста Национального агентства по туризму, итоги работы на мероприятии показывают, что на сегодняшний день есть определенный спрос на санаторно-курортное лечение и оздоровление в Беларуси, на туруслуги для бизнес-туристов, охотничьи туры, отдых в национальных парках и экскурсии. В целом же, как заметил специалист, масштабам нынешнего «Интурмаркета» было далеко до масштабов выставки в лучшие годы – так, по сравнению с 2008 годом экспонируемые площади уменьшились почти в два раза, и размах выставки, конечно, повлиял на общее настроение. Уменьшение выставочных площадей отмечают и специалисты, побывавшие на MITT. Впрочем, для текущих задач, которые должны решать турфирмы, количество квадратных метров того или иного стенда, имеет косвенное значение. «Например, испанские туроператоры в этом сезоне рассчитывают на 20–30%-ный рост, – говорит Ирина Круглякова, начальник отдела реализации путевок компании «Сакуб», – многие отельеры предоставляют возможность раннего бронирования и большое количество разнообразных бонусов – «бронируешь 7 ночей – платишь за 6», «заказываешь полупансион – получаешь полный пансион» и многие другие. Всем этим мы, конечно, будем пользоваться». «Чувствуется, что этот год станет переломным и показательным для туризма, – анализируя общие тенденции, замечает Полина Хадкевич, глава белорусского офиса компании Pegas Touristik. – 2010-й, думаю, расставит приоритеты среди направлений. Нельзя не заметить, что сегодняшняя политика крупнейших российских операторов заключается в энергичном расширении рынка предложений, многие фирмы амбициозно выходят на абсолютно новые для себя направления. Только из-за этой увеличившейся «карты маршрутов» видно, что год будет сложным. Предсказать ничего нельзя! Планы у всех грандиозные, но и опасения тоже велики».