Выставка скульптур и инсталляций Константина Селиханова под таким названием открылась в музее-мастерской З.И. Азгура.
Проект известного белорусского художника посвящен непростым отношениям личности с требованиями социума, которые сопровождают ее всю жизнь. Селиханов сталкивает проявления идентичности с символами времени, включает их в долгую череду превращений и переосмысления. Но рефлексия не приносит героям этой истории покоя: противоречия не находят ясного решения.
Три инсталляции подготовил Константин Селиханов для этого проекта, и пространство музея стало для них лучшей площадкой. Именно здесь сохранилась коллективная память об эпохе социализма, причем сохранилась в очень концентрированном, добротном состоянии – ведь творчество Заира Азгура было не просто академичным, оно было искренним. И осталось в белорусском искусстве как классика, которая существует слишком близко во времени, чтобы оценить ее в полной мере. В эту мемориальную мастерскую, где выставлены десятки могучих бюстов героев прошлого века (Маркс, Ленин, Сталин – в высшей весовой категории), и поместил Селиханов свою скульптуру – очень современную и лаконичную по форме. Это несколько объектов, почти абстрактные «люди из очереди», безликие потомки тех, кто жил рядом с героями вчерашних дней. В поисках архетипа автор «зацепился за образы советского парада физкультурников 30-х годов. Конкретные персонажи, но с неясной судьбой и отсутствием индивидуальности. Что-то у этого человека должно было быть такое, что выделяло бы его – из той эпохи в эпохе нынешней. Так возникла «золотая майка» – единственное, что могло быть собственностью героя, его личным пространством».
Сопредельность и противодействие двух ярких художников, представителей двух поколений, в одном пространстве создает ошеломляющую атмосферу – это центральная часть экспозиции.
А начинается проект на первом этаже с инсталляции «Урок», где тоже присутствует соседство/противостояние, но несколько иного рода. Здесь детские вещи автора и несколько наивных образов объединены в единую композицию с самыми величественными бюстами вождей мирового пролетариата, что дает зрителю возможность почувствовать, как протекала частная жизнь на фоне советской идеологии. Думаю, многие зрители смогут мысленно вернуться в собственное детство.
Хронологическую последовательность рассказа нарушает инсталляция «Ремонт». Выстроив отдельную нишу, которая в буквальном смысле нарушает расположение внутренних помещений музея, художник переносит спор сюда: это внутренняя лаборатория – для размышлений, чтения, созерцания и мысленных диалогов с моральными авторитетами своего времени.
То, как строит свой выставочный проект Константин Селиханов, на языке современной арт-среды называется практикой художественной интервенции. В Беларуси она используется пока очень редко, хотя признана эффективной во многих странах. В актуальном белорусском искусстве относительно недавно состоялись две такие интервенции: «Радиус ноля» на минском заводе «Горизонт» и «Дворцовый комплекс» в гомельском дворце Румянцевых–Паскевичей. Но то были масштабные акции с большим количеством участников. В числе персональных проектов «Один и многие» Константина Селиханова – первый, и творческую смелость художника хочется отметить отдельно. Мемориальный музей-мастерская З.И. Азгура оказывается для него не универсальными галерейными стенами, а живой платформой, которая и сама насыщена множеством смыслов, и открыта для их развития в новом времени.
Выставка открыта до 29 июля.
Подготовила Любовь ГАВРИЛЮК