https://www.traditionrolex.com/8
<p>В минувший четверг, 24 мая, состоялось выездное заседание коллегии Министерства спорта и туризма, посвященное эффективности использования туристических ресурсов Минска. Участники коллегии, среди которых были чиновники и представители туристических компаний, прогулялись по туристическим маршрутам столицы и оценили новинки столичного турпродукта.</p>

Чиновники, бизнесмены и журналисты взглянули на Минск глазами туристов

Татьяна ЧУДАК

В минувший четверг, 24 мая, состоялось выездное заседание коллегии Министерства спорта и туризма, посвященное эффективности использования туристических ресурсов Минска. Участники коллегии, среди которых были чиновники и представители туристических компаний, прогулялись по туристическим маршрутам столицы и оценили новинки столичного турпродукта.

Строго говоря, предметом изучения коллегии стал не весь город, а только Центральный район, где сосредоточено около 200 больших и малых туристических объектов, что примерно в 50 раз больше, чем в Московском районе столицы. Впрочем, количество в данном случае имеет второстепенное значение, и на первый план выходит качество. К примеру, в новом качестве понемногу «осваивается» Национальный художественный музей, который все больше уходит от формата строгого академического пространства. В «развлекательном» портфеле музея насчитывается более 20 регулярных культурно-образовательных программ, в том числе и для туристов. По словам генерального директора музея Владимира Прокопцова, одна из задач музея – развеять стереотип «лапти, самогон, бульба» и расширить представление о Беларуси как о стране с богатым культурным наследием, о котором сотрудники музея рассказывают сегодня на шести иностранных языках, включая китайский. Представляя возможности музея для туристических групп, Владимир Прокопцов подчеркнул, что в порядке исключения в музее готовы принимать туристов даже в собственный выходной, который приходится на вторник. Для этого необходимо лишь за один день до предполагаемого посещения сообщить о намерении по электронной почте. Национальный художественный музей подписал пока всего три договора о сотрудничестве с туристическими компаниями, однако музей открыт для любых предложений, а Владимир Прокопцов предложил в свою очередь провести тематическую «Ночь музеев» накануне Всемирного дня туризма.

Минская ратуша – следующий объект, который посетили участники коллегии, – не так давно открыла двери для посетителей. В данный момент туристам показывают только два зала: зал заседаний со стеклянной пирамидой, а также зал совещаний и приема почетных гостей, где в небольшой витрине выставлены некоторые подарки городу. После того как завершится процесс передачи городской ратуши в ведение музея истории города Минска, в ней будет создана полноценная экспозиция. Более насыщенная программа ждет туристов на площади у ратуши: с начала мая в выходные дни на балконе ратуши дает 40-минутный концерт музыкальный коллектив, а возле здания появились «живые» скульптуры, изображающие персонажей XVII–XIX веков, и проводятся театрализованные представления. Анимационные программы, которые добавляют туристической привлекательности площади Свободы и Верхнему городу, продолжатся до октября.

Ратуша

Концертный зал Детской филармонии «Верхний город», который открылся в здании воссозданной церкви Святого Духа в сентябре 2011 года, пока используется по прямому назначению и еще только готовится к приему туристов. В подвале современного здания «законсервированы» элементы первого фундамента здания и более поздняя кладка. Этот единственный в своем роде археологический памятник Минска, дополненный находками XV – XVII веков, которые были обнаружены во время раскопок в Верхнем городе и на Немиге, а также изразцами конца XIX – начала XX века, пока могут увидеть только посетители концертов и спектаклей.

Церквь Святого Духа

Следующим объектом изучения коллегии стал столичный парк Победы, который постепенно превращается в полноценную зону отдыха в черте города с приличными туалетами, велосипедными дорожками, ухоженными пляжами, пунктами проката, открытыми кафе и другими туристическими «фишками». Здесь же доступна туристическая аттракция, которая вполне может стать хитом, – прогулки по Комсомольскому озеру. Сегодня все желающие могут совершить 30-минутное путешествие на частном теплоходе «Новы Нясвіж», однако, по мнению Артура Шуляка, одного из совладельцев теплохода, потенциал водных артерий Минска и окрестностей намного больше. В частности, есть идея объединить в туристический маршрут Свислочь, Комсомольское озеро и Заславское водохранилище, более известное как Минское море. Осуществить задуманное пока не удается в силу разных причин, в том числе высокой стоимости судов, низких мостов над Свислочью и нехватки квалифицированных капитанов.

Потенциальных туристов огорчает и еще одно обстоятельство – недостаток информации. Исправить ситуацию призван информационно-туристический центр «Минск», что расположен по ул. Революционной, 13. Правда, пока, чтобы найти сам центр, гостям столицы понадобится еще одно справочное бюро. Отсутствие указателей и других «подсказок» туристам давно уже стало общим местом. Между тем концепция пространственного ориентирования в Минске полностью готова для реализации. За основу была принята система ориентирования, действующая в Лондоне и Варшаве, одновременно с Минском подобную систему внедряют в Калининграде. Согласно проекту, Минск разделен на 44 района. Туристические указатели на белорусском и английском языках, установленные в соответствующих районах, будут иметь также QR-код, а указатели на парковки и, к примеру, гостиницы – цифровые табло с информацией о количестве свободных мест. Пока концепция остается всего лишь на бумаге – главным образом из-за недостаточного финансирования.

Как рассказала директор центра Елена Плис, в 2013 году власти города готовы выделить дополнительно 5–10 млрд белорусских рублей из бюджета. Кроме того, была пересмотрена текущая бюджетная политика, и есть основания надеяться, что некоторые элементы интеллектуальной системы навигации появятся на улицах Минска уже осенью. Значительно ускорить процесс могли бы рекламодатели, однако в данный момент о желании бизнеса вложить деньги в дело пространственного ориентирования широкой общественности не известно.

Пока же туристы могут ориентироваться не только по традиционным путеводителям, но и по мини-картам. Это своеобразные рекламные листовки размером не больше стандартной визитки, с одной стороны которой указана информация о предприятии – кафе, магазине, туристической фирме, а на обороте – адрес и собственно мини-карта. Кроме сведений о себе, предприятия предлагают потенциальным клиентам небольшую скидку или подарок. Стойки с мини-картами установлены примерно в 50 точках по всему Минску.

Завершалась коллегия в культурно-спортивном комплексе «Минск-Арена», где состоялось итоговое заседание. По традиции подобных мероприятий много говорилось об объемах туристических услуг и о планах на будущее. По итогам 2011 года объем экспорта туристических услуг в Минске составил 77 млн долларов США, или 104,3% к уровню 2010 года. В первом квартале 2012 года туризм принес столице 18,6 млн «экспортных» долларов, что на 7,3% больше, чем годом ранее. При этом в общем объеме экспорта туристических услуг на долю Минска приходится более 50%.

Что касается планов, то в скором времени ожидается запуск нового проекта «Минск экскурсионный», который специалисты столичной администрации разрабатывают на основе городского автобусного маршрута № 1 «Веснянка – Вокзал». По мнению заместителя председателя Минского горисполкома Игоря Карпенко, «единица» позволит не только удобно перемещаться между достопримечательностями столицы, но и станет своеобразной экскурсией по цене билета.

https://www.traditionrolex.com/8