https://www.traditionrolex.com/8
<p>Масштабная выставка Сергея Кирющенко открывается 7 июня сразу на трех площадках. Две из них определены: Дворец искусства и галерея современного искусства «Ў». О третьей на момент сдачи этого номера в печать было известно только то, что это «точечные художественные интервенции в урбанистическое пространство Минска».</p>

Масштабная выставка Сергея Кирющенко открывается 7 июня сразу на трех площадках. Две из них определены: Дворец искусства и галерея современного искусства «Ў». О третьей на момент сдачи этого номера в печать было известно только то, что это «точечные художественные интервенции в урбанистическое пространство Минска».

Художник давно тяготеет к крупным формам, к свободному высказыванию, поэтому названия его проектов даже непосвященному зрителю говорят о размашистом подходе и высоко поднятой современной художественной планке. Это «Метаболизм живописного пространства» и «Пора вплотную заняться приземленным искусством».

«TimeLine. Ретроспекция. 1970 – 2012» представляет творчество Сергея Кирющенко как определенную перспективу, направление развития. «Это был путь не только и не столько приобретений, но главным образом путь отказов, отрицаний, поиска идеала через отрицания того, что истиной не является, – пишет художник в книге «Четыре интервью» (2011). – Это путь отказа от заблуждений среды, воспитанной на социалистическом реализме, от легковесного, абсолютно непродуктивного романтизма, свойственного моим ровесникам и коллегам по творческому объединению «Немига 17» в 1980–1990-х годах. И только полное отсутствие ностальгии по тому, что уже было сделано ранее, по юношескому романтизму – только это помогает мне в постоянных поисках себя».

Интересно, что в результате этого пути художник, почти единственный из старшего поколения, вписался в актуальные тенденции, в молодую группу своих коллег, которая представляет сейчас белорусское искусство и за рубежом, и внутри страны.

О книге «Четыре интервью» следует сказать отдельно. Она представляет собой развернутую и прямолинейную попытку рассказать о белорусских художниках, живущих сейчас в Германии: Максиме Тыминько, Олеге Юшко, Анне Соколовой, Жанне Грак, Андрее Дурейко. На самом деле их не четыре и не пять – во второй половине 1990-х самые активные художники начали покидать Беларусь. В Германии они успешно продолжили учебу, работу, делают крупные выставочные проекты и продолжают считать себя белорусами. Недоброй памяти традиция «терять» людей, забывать их имена, по мнению Кирющенко, должна остаться в прошлом. В современном же арт-процессе белорусы могут заниматься творчеством, живя в любой стране, а их достижения рано или поздно станут фактом национальной культуры. Эта задача стояла перед издателями книги.

Еще одна цитата. «Я порой совершенно завороженно смотрю на какую-нибудь схему линий метро или движения троллейбусов. Я вдруг воспринимаю ее как выразительный образ жизни города, как его символ, который вобрал в себя множество разных смыслов и связей», – писал Кирющенко еще в 2002 году, готовя в составе «Немиги 17» выставочный проект в Третьяковской галерее в Москве. Вероятно, уже тогда вполне оформилось его увлечение так называемыми «структурами», после чего последовало несколько серий с «решетками». Художник как будто измеряет ими пространство, примеряет на фасады городских зданий. Одна из акций – спуск огромных работ художника из окна мастерской на 17-м этаже – была документирована и превратилась в яркий публичный перформанс. Этот пластический элемент – решетку – художник превратил в концептуальный ход и активно разрабатывает и сейчас.

Проект «Пора вплотную заняться приземленным искусством» стал одним из самых необычных в 2009 году. Говоря совсем коротко, история была связана с бревенчатым срубом, цифрами и знаками на бревнах и рос­писью сарая. Все это происходило в маленькой белорусской деревеньке. Жара и медитативное времяпрепровождение напомнило художнику идеи Макса Билла (основоположник «конкретного искусства») о том, что искусство есть только то, что оно есть, а элементы композиции выражают только самих себя, сами себе равны и т.д. Метафизика в искусстве отрицалась, все новые концепции нанизывались одна на другую. Сейчас мы увидим продолжение этого проекта.

Одна из самых ожидаемых выставок сезона – «Метаболизм живописного пространства» – будет работать во Дворце искусства и Галерее «Ў» до 22 июня.

ПодготовилаЛюбовь ГАВРИЛЮК

https://www.traditionrolex.com/8