https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>До конца года все лесохозяйственные объединения должны получить лицензию на оказание туристических услуг</strong><br />Охота уже давнымдавно превратилась из жизненно необходимого занятия в хобби, доступное избранным. Теперь вот очередная трансформация - в лакомый кусочек турбизнеса, претендентов на который в скором времени станет больше. К уже существующей команде игроков, в которую входят Управление делами Президента, ГОО "БООР", РУП "Белгосохота", ПТУП "Военохота" и другие организации, присоединятся государственные производственные лесохозяйственные объединения - ГПЛХО.</p>

До конца года все лесохозяйственные объединения должны получить лицензию на оказание туристических услуг


Татьяна ЧУДАК

Охота уже давнымдавно превратилась из жизненно необходимого занятия в хобби, доступное избранным. Теперь вот очередная трансформация - в лакомый кусочек турбизнеса, претендентов на который в скором времени станет больше. К уже существующей команде игроков, в которую входят Управление делами Президента, ГОО "БООР", РУП "Белгосохота", ПТУП "Военохота" и другие организации, присоединятся государственные производственные лесохозяйственные объединения - ГПЛХО.

10-7

Не секрет, что организация охотничьих туров - дело хоть и весьма трудоемкое, но прибыльное. Особенно если поохотиться приезжают иностранные туристы. По статистике, иностранцы все чаще выбирают Беларусь, для того чтобы вернуться на родину с трофеем, и готовы за это платить: в прошлом году доходы от проведения охоты составили 3,5 млрд белорусских рублей, из них почти миллиард "настреляли" иностранные охотники. По словам замминистра лесного хозяйства Николая Юшкевича, это позволяет Беларуси занимать второе после Венгрии место в Европе по доходности охотничьего туризма. Для того чтобы занять первое и чтобы все деньги, которые интурист-охотник тратит в белорусских лесах, полях и болотах, оставались не у фирм-посредников, а в структуре Министерства лесного хозяйства, в чьем ведении находятся охотничьи угодья, было принято решение: каждый ГПЛХО должен получить лицензию на оказание туристических услуг. "Национальная программа развития туризма требует постоянного увеличения поступлений, поэтому логично, что мы решили заняться организацией охотничьих туров для иностранцев", - говорит главный охотовед могилевского ГПЛХО Александр Шестак. Уже есть первые результаты. Выступая на состоявшемся в рамках выставки "Охота и рыболовство. Активный отдых-2009" семинаре, посвященном вопросам выполнения Государственной программы развития охотничьего хозяйства на 2006-2015 годы и перспективам развития охоттуризма, Александр Шестак отметил, что все лесоохотничьи хозяйства Могилевской области, принимавшие у себя иностранных охотников, стали полностью рентабельными - несмотря на то, что область считается "сложной" для проведения охоты.

Интересно, что Могилевское ГПЛХО получило первую лицензию на оказание туристических услуг давно, но потом от нее пришлось отказаться: было не до туристов. Теперь, видимо, наступил подходящий момент, чтобы заняться въездным охотничьим туризмом всерьез.

С этой же целью - развивать въездной охоттуризм - в охотохозяйственном республиканском унитарном предприятии "Белгосохота" был создан сектор охотничьего туризма с четырьмя штатными специалистами. Как сообщил на упомянутом семинаре начальник сектора Вадим Серпейко, в прошлом году предприятие организовало 35 охотничьих туров, обслужив 120 туристов и заработав более 220 млн рублей. Для сравнения: частная фирма "Алекснейче" ежегодно принимает около 500 туристов-охотников. "Сейчас, когда ГПЛХО получат лицензию, у нас туристов может стать заметно меньше, - считает руководитель "Алекснейче" Александр Борисчик, - и дело не только в том, что клиенты станут заказывать туры напрямую".

Конечно, когда на небольшой рынок охотничьих туров придут новые игроки, они будут бороться за клиента, используя свой главный "козырь" - цену. Сегодня один день охоты по программе "все включено" стоит около 150 евро. "При этом нам, возможно, придется снизить цены, - делится Александр Шестак. - У нас уже отменились несколько туров из-за экономически нестабильной ситуации. Если так пойдет и дальше, будем снижать цены не только на жилье и питание, но и на трофеи".

О том, что ГПЛХО будут "играть на понижение", говорит и сотрудник частного унитарного предприятия "Белхантсервис" Денис Глазунов: "Скорее всего, лесоохотничьи хозяйства будут снижать стоимость туров, чтобы как можно быстрее получить планируемый результат. Естественно, от этого пострадает качество".

Именно вопрос качества оказываемых туристических услуг больше всего беспокоит независимых туроператоров. "Я двадцать два года занимаюсь организацией охотничьих туров и каждый раз обнаруживаю "белые пятна" в работе, - говорит Александр Борисчик. - Как будут принимать туристов люди, которые понятия не имеют о том, что такое туризм? В охотхозяйствах нет ни одного специалиста с опытом работы в туризме, не говоря уже о специальном образовании. Кто будет договариваться с зарубежными партнерами? Проводить маркетинговые исследования? Непрофессионализм в области туризма специалистов ГПЛХО может обернуться большой проблемой, а его последствия коснутся всех операторов: и государственных, и частных. Но больше всего пострадает имидж страны".

Ситуация представляется следующим образом. Иностранный туристохотник, услышав о белорусской охоте от своих коллег, которых принимали частные операторы и которые остались довольны их работой, приезжает в Беларусь. Его принимает ГПЛХО, что кажется закономерным: в конце концов, турист ведь приезжает поохотиться, а охотоведы и егеря охотничьих хозяйств обеспечивают охоту независимо от того, кто выступает оператором тура. Весь фокус в том, что охота - безусловно, главное, но не единственное, о чем должна позаботиться принимающая сторона. Во-первых, это полный пакет сопроводительных документов: от визы, страховки и регистрации до разрешений на ввоз оружия и вывоз трофея. Во-вторых, проживание и питание. "И если подходящий вариант проживания можно найти, то приличная еда, к примеру, редкость, - говорит Александр Борисчик. - А ведь есть еще масса нюансов, которые нужно учитывать. Вместо запланированной прибыли, охотхозяйства могут заработать антирекламу".

Кстати, о рекламе. Пока не понятно, как именно ГПЛХО будут рекламировать свои туруслуги. "Белгосохота", например, участвует в выставках в Германии и дает рекламу в российских специализированных СМИ, ищет новых партнеров в Венгрии, Польше, Словакии, Словении и Эстонии. "Мы отказались от участия в выставках, - говорит Денис Глазунов. - У нас есть агентства, которые представляют наши интересы.

Например, в Испании у нас восемь агентов, и я убежден, что испанец испанцу лучше продаст тур". Действительно, главная реклама белорусской охоты - то, что в маркетинге называется referrals, т.е. отзывы самих охотников об охоте, о сервисе, о стране. Над тем, чтобы эти отзывы были исключительно положительными, нужно много и долго работать.

"Рынок охотничьего туризма - "долгоиграющий", - продолжает Денис Глазунов. - Чтобы получить первые результаты, нужно стабильно работать минимум пять лет. А для того чтобы поток иностранных туристов увеличивался, нужно индивидуально подходить к каждому, учитывая особенности национальной психологии. Будут ли так тщательно работать ГПЛХО - большой вопрос".

И даже если на каждый "большой вопрос" найдется ответ, нет гарантии, что не появятся новые. Так, Министерство лесного хозяйства признает нехватку квалифицированных кадров, и его глава уже обратился к ректору Белорусского государственного технологического университета с предложением готовить на факультете лесного хозяйства специалистов в области охотничьего туризма. Возникает другой вопрос: кто будет читать лекции? Впрочем, это задание на перспективу.

Пока актуальная задача, предложенная Минлесхозом, - принять в 2009 году на 20% больше туристов с ружьем, и кто именно будет их принимать, остается вопросом открытым. Главное, чтобы охотники-туристы в белорусских лесах не превратились в редкий, исчезающий вид. Для того чтобы испортить впечатление об охоте, достаточно одного некомпетентного специалиста, а чтобы восстановить утраченную репутацию, уходят годы: если неудовлетворенные охотой туристы и возвращаются, то не раньше чем через три года.

https://www.traditionrolex.com/8