Вначале выставка с таким названием была рассчитана только на Ночь музеев, затем она переехала в другой зал, и сейчас по-прежнему рассказывает об интереснейшем направлении белорусского искусства. Именно собственный фонд стал основой экспозиции, которая представлена зрителю – таким образом, говорить можно лишь о той части белорусского абстракционизма, которая сохранена в Национальном музее.
Белорусское абстрактное искусство берет начало в Витебской художественной школе – всемирно известной, прославленной десятками ярких имен. Но работ Малевича и его учеников в Беларуси не сохранилось, поэтому хронологически первая работа в экспозиции принадлежит кисти Ефима Раяка. Это 30-е годы ХХ века, есть в музее и произведения этого художника 70-х, что дает возможность увидеть, как он и его коллеги развивались в рамках избранного направления творчества. Знаковое и знакомое многим белорусам имя – Надя Леже (Ходасевич). В 70-е годы она приезжала в Минск из Франции, состоялась ее выставка в Художественном музее, вызвавшая настоящий ажиотаж – Витебская школа, авангард мирового искусства XX века, в силу известных причин была еще мало открыта советской публике. Тогда же художница подарила музею несколько своих работ.
Наши более близкие современники развивали абстракционизм, придавая ему собственные черты. Это Владимир Лаппо, Владимир Провидохин, Нина Анисимова, Василий Баранов, Людмила Русова, Игорь Кашкуревич, Константин Селиханов, Татьяна Радзивилко, Сергей Кирющенко, Тамара Соколова, Леонид Хоботов. В абстрактной стилистике работают члены группы «Немига 17» и, конечно, витебчане, которые непосредственно наследуют и развивают собственные художественные традиции: Василий и Галина Васильевы, Александр Малей, объединение «Квадрат», оставшееся верным супрематизму. По словам куратора выставки Ольги Архиповой, «белорусский абстракционизм отличается тем, что школы как таковой у нас нет, и авторы не ограничивают себя, увлекаясь формой в различных ее проявлениях – геометризмом, цветом, символами, знаками. Более того, язык абстракции не чужд народному и прикладному искусству, где мастера тоже отдают дань условности и отвлеченным образам. В итоге, художник сам называет свой стиль».
Значительно продвинулся от фигуративного к концептуальному искусству Сергей Кирющенко. Одни занимаются гобеленами, другие – перформансами, кто-то пришел к масштабным объектам, а Тамара Соколова – к лаконичной скульптуре. Тамара считает, что «работа с формой – это вопрос зрелости и выбор мировоззрения». Для нее этот выбор состоялся в 80-е, когда в искусстве был бум декоративности: «Хотелось простоты формы, очищенной структуры, со временем это пришло к поиску знака, сущности геометрии».
Абстрактное искусство в Беларуси отличается от того, что имеется у наших восточных и западных соседей – оно более интимное, у нас больше поисков художника в области живых природных форм. А вот научных исследований, альбомов у нас гораздо меньше.
К сожалению, долгое время музей не уделял абстрактному искусству должного внимания, и его фонды не так уж богаты работами современных художников. Нет постоянной экспозиции современного белорусского искусства, чтобы зритель отчетливо понимал, что происходит в этой сфере и насколько Беларусь интегрирована в мировые арт-процессы.
Выставка в Национальном художественном музее открыта до 30 июня.
Подготовила Любовь ГАВРИЛЮК