Александр БАЛЯБИН
Легендарный Зембин является одним из старейших поселений на Борисовщине. Средневековые картографы нанесли "Жембин" на карту, изданную в Речи Посполитой еще в XVI столетии! Не считая первого основателя, мифического "Жабы", Зембин на протяжении веков принадлежал ряду именитых шляхетских родов. Владельцами местечка в разное время были Радзивиллы, Кишки, Саковичи, Потоцкие, Войно-Ясенецкие, Хрептовичи, Лиходзиевские и Хелховские... Вот далеко не полный перечень фамилий, оставивших заметный след в истории Зембина.
В 1640 году виленский подвоевода Адам Сакович и его жена Марианна, урожденная Тышкевич, основали в Зембине "кляштар" ордена доминиканцев, отдав монахам и костел Вознесения Девы Марии, возведенный в 1609-м. Щедрая супружеская чета отписала монастырской братии и фольварк Поляны с правом удить рыбу из окрестных озер, варить да продавать медовуху, пиво и прочее спиртное. Практичные монахи быстро наладили процесс, пуская бражные "пенязи" на содержание монастырской библиотеки со школой. Дальше история развивалась драматично.
Не успели монахи оправиться от кровавого потопа, захлестнувшего Беларусь в середине XVII века, и вновь очередное бедствие. В 1673 году владелец Зембина Александр Войно-Ясенецкий с женой, урядником и челядью учинили на монастырь налет. Чем не угодили Божьи слуги супругам - неизвестно. Между тем злодеяние получило широкую огласку. Главный трибунал Великого княжества Литовского (высшая судебная инстанция в государстве) за "кгвалтовное на кляштор зембинский найстье, их милости ксенжи законников збитье, костела и цментара окрвавенье" осудил налетчиков на смерть. Единственным, кому посчастливилось избежать незавидной участи быть принародно казненным, оказался зачинщик с "воинственной" фамилией.
...В 1766 году Зембинские земли переходят по наследству к Иоахиму Литавор-Хрептовичу. Имения, принадлежавшие этому известнейшему представителю рода Хрептовичей, славились на все Великое княжество Литовское образцовым ведением хозяйства. Вскоре от захолустья, каковым иногда называли местечко, не осталось и следа. На рыночной площади Зембина дважды в год - 24 июля и 26 сентября - собираются шумные "кiрмашы", речка Зембинка исправно вертит колеса мукомольной мельницы, а непреложный атрибут тех времен - корчма - веселит местный, приезжий и проезжий люд. О духовной пище паствы пекутся костел, монастырь и униатская церковь Святой Троицы.
В состав Российской империи Зембин вошел крепким середняком. Жить бы дальше да добра наживать обитателям местечка, однако финансовые неурядицы очередного владельца, графа Иренея Хрептовича, вынудили его в 1807 году за долги уступить Зембин с фольварком некоему Лиходзиевскому, который, говоря современным языком, принялся рьяно "отбивать бабки". Неожиданно в борьбу за "наследство" вступил второй кредитор по имени Хелховский. В 1811-м тяжба рассматривалась в эксдивизорско-таксаторском суде (данный суд занимался разделом землевладений должника между кредиторами пропорционально их претензиям), принявшем поистине Соломоново решение: Хелховскому досталось имение с крестьянами-пахарями из окрестных селений, а Лиходзиевский получил право на доходы от производства горячительных напитков. 33 года спустя последний перепродал свой "бизнес" "ветхозаветному" купцу Арону Тайну.
К слову, в Зембине мирно уживались православие, католицизм и иудаизм. Правда, в первой половине XIX столетия царские власти "откорректировали" религиозную составляющую местечка и окрестных селений (в 1833 году доминиканцев разогнали, монастырь с землями ушел в государеву казну, чуть позже был ликвидирован униатский приход). Однако в 1866 году местечковцы в зависимости от вероисповедания прилежно посещали православную церковь, католический храм или синагогу. К XX веку Зембин обретает вид типичного белорусского местечка с сопутствующим ему еврейским колоритом. "В 24 верстах к северу-западу от Борисова, недалеко от реки Гайны лежит местечко Зембин; оно расположено на старом виленском тракте, среди лесов и болот, вследствие чего население его страдает от лихорадок. По последним данным, в местечке числится до 700 душ, причем преобладают в населении евреи; здесь есть православная церковь, костел, еврейский молитвенный дом и сельская школа. Церковь недавно перестроена и находится на месте прежней Михайловской церкви, построенной помещиком Сержпутовским в 1811 году на месте еще более ранней, сгоревшей церкви. Евреи местечка Зембин занимаются мелкой торговлей, а мещане - исключительно земледелием. Местечко Зембин - одно из древнейших поселений Северо-Западного края; здесь в окрестностях сохранилось много доисторических курганов и городищ, но сведений, относящихся исключительно к местечку нет:" - отмечается в издании "Россия: Полное географическое описание нашего отечества" 1905 года выпуска.
В летописной книге Зембина найдется немало занимательных страниц. К примеру, в феврале 1708 года местечко облюбовал любимец русского царя Петра I Александр Меньшиков. Кавалерия под его началом харчевалась на здешних подворьях, а когда все было съедено и выпито, ускакала в Борисов. Минуло столетие, и уже великий Наполеон 29 ноября 1812 года задержался в местечке, через которое после Березины отступала его изрядно поредевшая "Великая армия". Легенда гласит, что под сводами костела якобы упокоился смертельно раненый французский генерал...
В Зембине - корни знаменитого еврейского поэта Изи Харика (18981937), на заре творческого пути подписавшего пару стихотворений псевдонимом "А. З. Зембин". "В убогой хибарке в округе глухой мое началось бытие" - эти печальные строки о ней, о малой родине. А воспетую "хибарку" снесли совсем недавно: Известная французская художница, белоруска Надежда Ходасевич-Леже (1904-1983) на протяжении всей жизни помнила о детстве, проведенном в Зембине, которому впоследствии презентовала ряд факсимильных репродукций шедевров мирового искусства для создания картинной галереи. Не лишним будет сказать, что в 1924-1927 годах Зембин являлся центром одноименного района.
Мирная жизнь села рухнула с началом войны. 18 августа 1941 года - дата отчаяния и боли. В тот день нацисты уничтожили зембинское гетто, истребив 927 человек.
В историю Великой Отечественной войны навсегда вписан 8-часовой Зембинский бой. 21 сентября 1943 года партизаны 1-й антифашистской бригады при поддержке бригад "Дяди Коли" и "Смерть фашизму" блокировали и атаковали хорошо укрепленный вражеский гарнизон. Кольцо окружения постепенно сжималось. Последним рубежом обороны немцев стало здание костела. Но партизаны так и не сумели овладеть им. К осажденным подоспело подкрепление.
В продолжение военной темы хочется поведать об одном происшествии, случившемся в 1966 году. В то время "киношники" снимали в селе художественный фильм "Перекличка". Съемочной площадкой одного из эпизодов картины стала: СвятоМихайловская церковь. По сюжету, весьма напоминающему реальную историю со штурмом костела, советский танк должен был протаранить стену храма, с тем чтобы уничтожить засевших изнутри фашистов. Однако ни с первого, ни со второго дубля пролом в метровой стене сделать не удалось. Тогда решили вначале стену взорвать, затем пролом заложить бутафорией и без проблем доснять сцену. В общем, взрывчатки не пожалели, "качественно" отутюжила храм боевая машина: До сих пор зембинские старики не в состоянии смотреть без содрогания и слез эту ленту "Таджикфильма". А роль молоденького танкиста Бородина в этом фильме исполнял нынешний мэтр российского кинематографа, поборник культуры и православия Никита Михалков...2