<p>15 лет назад, в конце августа 1993 года, был совершен пробег-восхождение на Западную вершину Эльбруса и одновременно зафиксирован рекорд Республики Беларусь по преодолению перепада высот свыше 4000 метров с одного старта. Этот рекорд составил 12 часов 24 минуты 55 секунд. За эти годы выросло новое поколение марафонцев и альпинистов, среди которых может и найдется смельчак, способный улучшить это достиже ние. Мне же хочется рассказать о том, как это происходило в наше время.</p>

Станислав СИМОНЬКОВ

9-2

***

В 1991 году московский клуб "Приключение" известного путешественника Дмитрия Шпаро провел четырехэтапный пробег-восхождение на одну из вершин Эльбруса. Среди участников был и москвич, тренер по лыжам, альпинист Михаил Русаков, который занял тогда третье место по сумме затраченного времени. У него и родилась мысль об объединении всех четырех этапов в один и преодолении маршрута с перепадом высот более 4000 метров с одного старта.

На следующий год два московских альпиниста - марафонцы Виталий Балюкин и Михаил Русаков - сумели за 19 часов 53 минуты осуществить пробег-восхождение из поселка Верхний Баксан, находящегося на высоте 1514 метров над уровнем моря, на Западную вершину Эльбруса (5642 м), т.е. преодолели с одного старта перепад высот в 4128 м. Соответствующие документы были посланы восходителями на оформление в Книгу рекордов Гиннесса.

В 1993 году московская фирма "Витал" под руководством В.Балюкина и В.Грубника организовала международный пробег-восхождение на улучшение времени преодоления. На старт тогда вышли семь смельчаков, среди которых был и представитель Беларуси - автор этих строк.

На Кавказе переплелись два моих увлечения: сверхдальние пробеги на выносливость и горный туризм. К тому же основные направления деятельности спортивно-туристской фирмы "Бег-Тур", директором которой я являлся, - поездки на марафоны и сверхмарафоны, их проведение, спортивный, самодеятельный туризм - как бы обязывали меня принять участие в этом нелегком, но очень интересном испытании. А главное, в случае успешного его завершения был бы установлен рекорд Республики Беларусь по преодолению перепада высот свыше 4000 м с одного старта!

Нашелся и единомышленникспонсор, который поддержал меня и без которого мое участие в этом мероприятии было бы проблематичным. Бывший спортсмен, мастер спорта, директор хозрасчетного спортивного клуба "Амарант" Александр Морозов для поддержания спортивного престижа республики вручил мне наличными 53 000 российских рублей (на тот момент очень приличные деньги). Такова была сумма стартового взноса на покорение высшей точки Европы.

И вот семеро участников вышли на старт у поселка Верхний Баксан. В их числе - уже упоминавшийся 35летний москвич Михаил Русаков, его прошлогодний напарник 52-летний Виталий Балюкин ("снежный барс", заслуженный тренер СССР по альпинизму, марафонец), Матвей Кац (26 лет, марафонец, победитель прошлогоднего и серебряный призер нынешнего 4-этапного пробега-восхождения на Эльбрус под эгидой клуба "Приключение"), 28-летний Андрей Шаталин (разрядник по горному туризму, марафонец), Альберт Тесленко (53 года, самый старший участник, преподаватель московского вуза, марафонец, горный турист и альпинист), Сергей Шиляев (лыжник, призер Архангельского марафона, исповедующий закаливание, здоровый образ жизни) и, наконец, автор этих строк - марафонец, горный турист 43-летний минчанин Станислав Симоньков - единственный представитель Республики Беларусь. Компания собралась не из слабых. Правда, прежде чем выйти на старт, мы прошли хорошую предстартовую горную подготовку, включавшую постепенную акклиматизацию и тренировочное восхождение на Восточную вершину Эльбруса (5621 м) от "Приюта 11-ти" (4200 м).

9-3

***

В 2 часа ночи раздался стартовый выстрел главного судьи подполковника Анатолия Губушкина, и мы отправились в путь к вершине. Условно его можно разделить на 6 этапов. Первый - это примерно 25 км по местному шоссе с постепенным набором высоты. Второй - от подъемника до отметки 3800 м, откуда начинается снежно-ледовая часть подъема и куда мы предварительно доставили свою одежду, горную обувь, кошки: Третий этап - к самой высокогорной гостинице СНГ, построенной еще в 30-е годы - "Приюту 11-ти" (4200 м), то есть к исходной точке для штурма Эльбруса. Отсюда обычно ранним утром отправляются группы на одну из его вершин. Следующий этап - скалы Пастухова (4800 м). Здесь уже настоящая высота, а это значит, недостаток кислорода. Пятый этап - определяющий - от скал Пастухова до седловины (5300 м). Обычно на этом отрезке пути решается судьба восхождения. И последний этап - это подъем от седловины до одной из вершин Эльбруса, в нашем случае - до его более высокой точки, Западной вершины (5642 м)...

Итак, от поселка Верхний Баксан бежим в темноте плотной группой друг у друга на виду.

Только Альберт Тесленко сразу же перемещается в арьергард, начинает экономить силы. Где-то в районе 10-го километра от места старта резко уходит вперед Михаил Русаков, создавая задел времени для высотного восхождения, где он не всегда уверенно себя чувствует. А наша "пятерка" прибегает почти друг за другом (примерно через 2 часа) до второго пункта питания и нашего штаба - турбазы Министерства обороны России "Терскол".

Матвей Кац без остановки на турбазе (как и Михаил) продолжает свой путь. А мы - те, кто своей основной целью поставил не борьбу со временем, а осуществление самого восхождения до конечной точки, - бежим в пункт питания. Мы пьем чай, немного утепляемся, прихватываем лыжные палки для дальнейшего подъема и через 20-30 минут отправляемся дальше. Первыми выбегаем я и Андрей Шаталин и так же дружно начинаем подъем по склону Эльбруса.

***

Через 5 часов 40 минут после старта с Верхнего Баксана мы - на Горабаше или "бочках" (3800 м). Рассвет уже почти полностью вступил в свои права, но любоваться им некогда.

Здесь мы узнаем, что впереди нас только Михаил Русаков. После 40 минут отдыха, перекуса и переодевания выходим из "бочек" и на выходе встречаем Виталия Балюкина и гдето слегка заблудившегося Матвея Каца, пришедших на пункт питания.

Примерно 40 минут быстрого хода - и мы у "Приюта 11-ти". Здесь надеваем кошки. Дальше я ухожу один, зная, что впереди меня только Михаил (Андрей решил подольше отдохнуть перед решающим штурмом). Двигаюсь быстро и легко. И только перед последним взлетом у скал Пастухова начинаю чувствовать высоту. Движения становятся замедленными, дыхание учащается, непрерывно проходимые отрезки пути все уменьшаются и уменьшаются.

Погода стоит идеальная. Яркое солнце. Безветрие. На небе ни облачка. А идти все тяжелее и тяжелее. Проходишь 20-30 метров - дыхание сбивается, воздуха не хватает. Постоишь, опершись на лыжные палки, восстановишь дыхание и отправляешься дальше - на покорение следующих 30-ти метров...

Через 30 минут движения от скал Пастухова замечаю впереди на чистом снегу две медленно движущиеся точки. Интуиция и логика подсказывают: это, скорее всего, Михаил и сопровождающий его ученик из лыжной ДЮСШ, где Русаков работает тренером. Перед последним взлетом у седловины начинаю различать их более отчетливо. Это придает мне дополнительных сил, и я двигаюсь еще быстрее. После последнего подъема и выхода на седловину пробегаю мимо сидящего на снегу Мишиного подопечного. Очень тяжело ему дался этот отрезок от скал Пастухова, и он "сгорел" не дойдя немного до седловины.

На пологом участке на седловине резко увеличивается проходимое расстояние, и я очень хорошо вижу впереди Мишу Русакова, который подходит к нашему доктору подполковнику Валерию Занько, дежурившему здесь на последнем пункте питания. Он отказывается от предложенного ему чая и падает на снег.

У меня мелькает мысль о том, что я иду сейчас быстрее него и, если мы отдохнем и одновременно двинемся на последний отрезок подъема на Западную вершину, то я смогу даже стать победителем.

И здесь нужно отдать должное Михаилу Русакову. Увидев мое приближение, он после 2-3 минут отдыха встает и отправляется на последний подъем. Идет медленно, тяжело, но идет: И это меня очевидно "сломало". Я махнул на все рукой и решил не изменять своего графика движения - 50 минут хода и 10 минут отдыха. Пью чай, ем изюм, курагу, грецкий орех и спокойно ложусь на камень - на заслуженный 10-минутный отдых.

После нашего старта прошло 10 часов 45 минут. Вершина - вот она - рядом! Но как еще долог путь к победе!

***

Через 10 минут я отправляюсь на последний штурм.

Миша за это время отошел от меня примерно на 80-100 метров. Опять идем короткими отрезками - друг у друга на виду. После предпоследнего поворота на серпантине оборачиваюсь назад и вижу, как еще одна фигура медленно отходит от пункта питания и направляется в нашу сторону. По походке узнаю Виталия Балюкина. Так мы и движемся медленно к цели - Западной вершине. И вот она, долгожданная высшая точка - 5642 метра! Нажимаю на свой секундомер - 12 часов 24 минуты 55 секунд! Счастливый и радостный, прислоняюсь спиной к вертикальному столбику и: "отключаюсь" на несколько мгновений. Потом поднимаюсь и радостно размахиваю вымпелом с символикой Республики Беларусь, который я взял с собой.

Победителем остался Михаил Русаков. Молодец Миша! Буквально "на зубах", но дошел! Терпение и воля вознаграждены! Третьим поднялся на высшую точку Европы Виталий Балюкин. Он был последним из нашей семерки, кто сумел полностью пройти этот путь от Верхнего Баксана до сияющей вершины Эльбруса. Остальные "сломались" на разных его этапах - в основном на высотном отрезке.

Так был установлен рекорд Республики Беларусь по преодолению перепада высот свыше 4000 метров с одного старта - 12 часов 24 минуты 55 секунд! Кстати, до сих пор этот рекорд не побит!

Так что, "дерзай, племя молодое, незнакомое!"