https://www.traditionrolex.com/8
<p>Какие перспективы развития имеют литературные маршруты? Почему аттестованным экскурсоводам из турфирм не разрешено проводить экскурсии на наиболее посещаемых туристических объектах страны, если собственных сотрудников на местах не хватает? Об этом и многом другом размышляет генеральный директор компании «МАТЭП-90» Людмила Мачульская.</p>

Янина СЕДЕЛЬНИК

machulskaya Какие перспективы развития имеют литературные маршруты? Почему аттестованным экскурсоводам из турфирм не разрешено проводить экскурсии на наиболее посещаемых туристических объектах страны, если собственных сотрудников на местах не хватает? Об этом и многом другом размышляет генеральный директор компании «МАТЭП-90» Людмила Мачульская.

Идейным толчком для рассуждений о перспективности развития литературных маршрутов в Беларуси стал семинар «Возможности музеев как составляющая часть событийного туризма и один из способов привлечения туристов в регионы», организованный министерствами культуры, спорта и туризма и Национальным агентством по туризму, для участия в котором была приглашена и Людмила Мачульская. Основная идея семинара была в том, чтобы показать возможности белорусских музеев для привлечения как местных, так и иностранных туристов (участвовали музеи Я. Коласа, Я. Купалы, музей истории белорусской литературы, филиал музея Я. Коласа «Николаевщина»).

– Людмила Иосифовна, насколько готовы белорусские музеи к включению в литературные экскурсионные маршруты?

– Для начала хочу сказать, что меня очень порадовали выступления сотрудников музеев. Как оказалось, они не останавливаются на достигнутом и постоянно готовят что-то новое и интересное для своих посетителей, в том числе и анимационные программы. В музеях, участвующих в семинаре, регулярно проводятся встречи с выдающимися личностями, интересными людьми, концерты, выставки работ белорусских художников, представления детского кукольного театра «Батлейка», праздники во дворе музея и даже регистрации браков.

К сожалению, из-за отсутствия у турфирм своевременной информации о мероприятиях в музеях, их пока мало посещают минчане, жители других регионов страны и гости столицы. Сейчас литературные экскурсии практически не заказывают. Уже в ходе этого семинара стало понятно, что для повышения популярности литературных музеев, надо объединить усилия Министерства культуры, Министерства спорта и туризма, Национального агентства по туризму, ведущих экскурсоводов и заинтересованных турфирм для создания специальных экскурсий и 2-3-дневных программ по Беларуси, включающих, наряду с посещением Мира и Несвижа, экскурсии по литературным музеям наших белорусских классиков: Якуба Коласа, Янки Купалы, Кузьмы Чорного, Максима Богдановича и других. Одновременно надо замкнуть круг, создав экскурсию не только по музеям Янки Купалы и Якуба Коласа в Минске, но и по их филиалам. Экскурсанты должны иметь возможность комплексно познакомиться с историей жизни и творчества знаковых для Беларуси личностей. Но так как подобная экскурсия может стать информационно перегруженной, необходимо разнообразить ее красочной анимацией, в чем могут значительно помочь сотрудники музеев. В одиночку ни музеи, ни нацагентство, ни турфирмы не сделают такую экскурсию.

Здесь есть и еще один подводный камень – отсутствие кадров, профессиональных  экскурсоводов, которые могли бы провести подобную экскурсию. Текст экскурсии должны подготовить в Министерстве культуры, нацагентство могло бы взять на себя подготовку экскурсоводов и гидов-переводчиков по этой тематике. Только после этого мы сможем должным образом рассказывать экскурсантам и гостям о жизни и творчестве «песняров» белорусской земли. Такая экскурсия, по моему мнению, вполне может стать новым туристическим хитом.

– Насколько разнообразна анимационная программа, проводимая музейными работниками, и что на данном этапе мешает развитию сотрудничества музеев и турфирм?

– Как я уже сказала, в начале семинара я планировала участвовать в обсуждении данного вопроса, но в итоге время, отведенное на выступления участников, закончилось уже после рассказа музейных работников, которые подробнейшим образом представили все, чем живут их музеи,  а также анимационные  программы. Однако такая обширная творческая работа музеев недостаточно рекламируется. Так, сотрудники туристических фирм зачастую не знают, где, когда и какие мероприятия будут проводиться. Работникам турфирм нужна подробная информация о мероприятиях как минимум за полгода, а лучше за год, чтобы можно было включить их в программы однодневных экскурсий и туров по Беларуси. А также презентовать их потенциальным заказчикам: белорусским, российским, польским и литовским партнерам.

Если по тем или иным причинам музейные работники не могут разослать график мероприятий в турфирмы, они могли бы отправлять его в Национальное агентство по туризму, где он был бы вывешен на сайте, к которому у каждого есть доступ. Тем или иным образом, но у нас была бы обратная связь, а пока я такой связи не чувствую.

– Литературные маршруты по Беларуси могут быть интересны только на внутреннем рынке или есть перспективы привлечения и иностранных туристов?

– Это следующий момент, на который стоит обратить внимание. Так как эти экскурсии будут рассказывать о самых знаменитых классиках белорусской литературы и, в целом, знаковых для страны людях, они должны быть знакомы не только отечественному, но и иностранному туристу. Для того чтобы такие экскурсии были познавательными и по длительности занимали столько же времени, как и для белорусских туристов, экскурсоводы должны уметь преподнести информацию на иностранном языке. Если не на родном для туриста, то хотя бы на английском, так как это язык международной коммуникации. Далее, поскольку мы граничим с Польшей и история наших стран тесно переплетается, польские туристы также имеют интерес к нашей стране. Значит, экскурсии не мешало бы проводить и на польском. Причем и в том и в другом случае на языке такого качества, чтобы информация не коробила слух туриста, а была интересной и понятной.

– Как можно оценить уровень сервиса и качество оказываемых услуг в белорусских музеях и других объектах туристической деятельности?

– В деятельности белорусских музеев, замковых комплексов и других туристических объектов на данный момент можно отметить еще много недоработок. Одной из важных проблем является ограниченный штат экскурсоводов. Речь о том, что в таких популярных у туристов объектах, как Мирский замок, Несвижский  дворец, Брестская крепость, часто не хватает экскурсоводов для проведения экскурсий для туристических групп. В итоге мы вынуждены исключать из программ их посещение. Работникам турфирм непонятно, почему Министерство культуры не расширяет штат сотрудников этих музеев. Проблемы возникают и тогда, когда турфирмы отправляют с группами туристов своих аккредитованных экскурсоводов: им категорически не разрешают проводить экскурсии на территории замков, музеев. Работники этих заведений предлагают экскурсантам осматривать экспозицию без сопровождающей экскурсии, то есть самостоятельно. Если Министерство культуры не может по разным причинам увеличить штат экскурсоводов и сделать так, чтобы туристический объект могло посетить максимальное количество туристов, турфирмы предлагают альтернативу – аттестовать уже аттестованных экскурсоводов специально для проведения экскурсий в наиболее посещаемых объектах туристической инфраструктуры.

Хромает в музеях и замковых комплексах не только экскурсионное обслуживание, но и сервис. Здесь еще вовсю действуют правила времен СССР, когда было много благотворительности и всего бесплатного, а качество сервиса оставляло желать лучшего. Сейчас бесплатные услуги постепенно становятся платными. А цены постоянно растут, но уровень сервиса при этом не повышается. Расскажу случай из личной практики, произошедший в мае этого года. К нам приезжала небольшая группа туристов из Санкт-Петербурга, они заказали тур по нескольким белорусским музеям, в том числе хотели посетить и Брестскую крепость. Пройдя от входа в крепость до самого музея приличный отрезок пути, экскурсанты (люди в большинстве своем за 60) были вынуждены возвращаться к началу и проходить этот путь еще раз, потому что экскурсовод просто отказалась встретить группу у входа в Брестскую крепость. Сотрудники белорусских музеев должны понять, что нужно работать, в первую очередь, для клиента. Мы должны, наконец, отойти от принципов работы советского времени и постоянно думать об улучшении качества обслуживания.

Не лучшим образом обстоит ситуация и в резиденции Деда Мороза в Беловежской пуще. Опять же история из личной практики: мы привезли в музей группу туристов. Дед Мороз сфотографировался со школьниками, а когда к нему подошла семья из 3-х человек, которая также была в составе нашей группы, Дед Мороз отказал им в просьбе, мотивируя тем, что фотографируется только с группами. Возможно, у работников резиденции большая нагрузка, но ведь это не повод для некорректного общения с посетителями. Если Дед Мороз устает, у него должна быть замена. Ведь туристам, по сути, не так важно, такой именно к ним вышел Дед Мороз, главное, чтобы он был вежливым, приветливым и дарил праздничное настроение.

Если удастся устранить подобные казусы в работе, а также реализовать идею сотрудничества музеев и турфирм для организации литературных маршрутов, можно получить серьезные дивиденды и множество благодарных туристов. Хотя могу предположить, что в основном это будут туристы из России. Ведь иностранцы сталкиваются у нас со многими барьерами, начиная от визового и заканчивая языковым.

И нужно проделать огромную работу, прежде чем эти проблемы будут устранены. Возможно, Чемпионат мира по хоккею подстегнет к более активным действиям в сфере туризма, так как сейчас очевидно – мы должны двигаться вперед гораздо быстрее.

https://www.traditionrolex.com/8