https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Жанр</strong>. Производственная мелодрама с социальными мотивами.</p>
<p><strong>Первоисточник</strong>. Идея фильма не в воздухе витала, а была четко поставлена «Беларусьфильму» – поддержать государственную концепцию распределения выпускников. А воплотить ее требовалось не в лоб, а путем внедрения в захватывающую для масс историю, дабы еще и денег в прокате собрать.</p>

Беларусь, 2011, 90 мин., PG. Реж. Виталий Дудин («Иван», «Кадет»); в рол.: Руслан Чернецкий (Петрович), Вероника Пляшкевич (Катя), Андрей Сенькин (Гена), Светлана Кожемякина (Зина), Елена Сидорова (мама Кати), Александр Суцковер (Александр Семенович), Полина Сыркина, Александр Ткаченок, Георгий Волчек, Виталий Дудин (врач)

Жанр. Производственная мелодрама с социальными мотивами.

Первоисточник. Идея фильма не в воздухе витала, а была четко поставлена «Беларусьфильму» – поддержать государственную концепцию распределения выпускников. А воплотить ее требовалось не в лоб, а путем внедрения в захватывающую для масс историю, дабы еще и денег в прокате собрать. В сценарий сей замысел воплотил Дмитрий Якутович (род. в 1954 г.), для которого «На перепутье» – игровой дебют при большом опыте в анимации («Нестерка»). Кстати, Дмитрий выпускник БПУ и поработал на строительстве ЛЭП, скорее всего, по распределению.

Выбор фильма. Он как никогда спорен, особенно если не руководствоваться шуткой про то, что нет более экзотического тура, чем у распределенного в деревню. В то же время, а почему не оттолкнуться от нашей рубрики «О Беларуси в Сети»? «На перепутье» – тоже свое­образный отзыв о стране, включая глубинку, которая часто поражает туристов сильнее, чем замки, дворцы и усадьбы.

Национальный колорит. Сколь же ловко умеют на «Беларусьфильме» маскировать принадлежность к стране-производителю. И если быть вне контекста ряда деталей практического свойства, то можно и не понять, что речь в «На перепутье» ведется не о России или Украине. Мова пару раз пробивается, но словно недоразумение, не исключая и саундтрек. Возможно, таковая стратегия избрана в русле представлений о запросах целевой аудитории.

Девальвация. Получив диплом, очевидно, торгового колледжа, минчанка Катя Кравцова и не собиралась прислушиваться к требованиям жесткой (и многочисленной) комиссии по распределению, пока этим чуть не погубила родную маму. Та едва не умирает, увидев счет по возмещению затраченных на учебу дочери средств в сумме 12,9 млн рублей. Примерно столько же в конце фильма стоит половина дома в деревне, проданная, чтобы погасить утерянную дневную выручку. Намного дешевле, чем ныне, обходятся в ткани ленты многочисленные покупки. Всем понятно, что речь ведется о «прежних деньгах». Поэтому довольно цинично звучит отговорка Кати, которой предложено выучить цены продаваемых товаров: «А что делать, если они вдруг снизятся?». Говорят, что на показах эта реплика вызывает зрительский экстаз.

Личное мнение. Считаю, что процедура распределения в отношении бесплатного образования вполне логична. Даже более, чем призыв в армию. Более того, в отношении молодого человека – таковое поучительно и романтично. Тем более что благодаря развалу СССР далеко уже не «сошлют». Однако, сия система разумна и справедлива только при соблюдении некоторых условий. Во-первых, работа должна соответствовать полученной квалификации и желательно «на вырост», а, во-вторых, должно предоставляться жилье. Дабы не получалось, как у нашей героини, которая снимает комнату без удобств. А она ведь городская девочка, а не турист-экстремал, зачем ей гарантированный стресс? Впрочем, рассуждая о распределении, все же скорее думаю о получателях высшего образования, а не о пэтэушниках, как в данном случае.

Сервис и нравы. Фильм иллюстрирует, сколь у нас все запущено с этими важными категориями. Судите сами, Катю фактически из-под палки отправляют работать с людьми. А тон общающихся с ней в профессиональном плане мало назвать повышенным. Он безапелляционный, истеричный, скатывающийся к унижению. Причем начиная с водителя автолавки и кладовщицы. И как на этом фоне должен вести себя работник из сферы сервиса, если создателям «На перепутье», интеллигентам, судя по всему, таковое кажется естественным? Девушку в мини и на шпильках буквально заталкивают в автолавку, в которую надо забираться по деревянной лестнице. Она не принимает дел, у нее нет кассового аппарата, она продает неупакованный хлеб и рассчитывается одновременно, у нее нет спецодежды и возможности помыть руки. Уверен, это совсем не то, чему Катю учили в колледже, однако «срок надо отматывать».

Прогресс. В соответствии с принципами соцреализма, явно исповедуемыми авторами «На перепутье», Катя обречена добиться производственных успехов. Почти наверняка креативного толка и с преодолением сопротивления бюрократов. Все так и случается. Вот только продемонстрировано невнятно. Но самое изумляющее, что новая автолавка, созданная (на базе МАЗа) якобы по идеям нашей героини, имеющая уже и витрины, и прилавок, стерильно бела. Словно это не торговая точка, заинтересованная в рекламе и информировании покупателей, а демонстрация маскировки в зимних условиях. На мой взгляд, это очень показательно.

Любовь. Подобное кино, желая найти зрительские симпатии, не могло обойтись без «мыльных» страстей. Правда, преподнесены они чересчур прямолинейно. Как следствие, внешне напоминающий скорее былинного князя (или Джигурду в «Любить по-русски»), шофер Петрович являет собой образ противного ворчуна, склонного к проказам (езда с завязанными глазами), игре на баяне и благородным поступкам. Ранее он был дальнобойщиком, однако беден, как церковная мышь. От романа с ним простодушную Катю может спасти только смазливый тракторист Гена, который всегда находится на пути маршрута автолавки. И это априори не тот любовный треугольник, который способен принести кассу.

Название. Фильм торжественно запускался как «Прикосновение». Потом появился, на мой взгляд, толковый вариант – «Автолавка». А вот «На перепутье», разве что тонко намекает на восточный вектор развития…

https://www.traditionrolex.com/8