Людмила ДЕМЬЯЧЕНОК
Альпы, замки Баварии… Два года назад, по пути из Италии, я была растрогана и покорена совершенной красотой Альп. С тех пор мечтала вернуться в эти места.
Замок Хоэншвангау
И вот, снова под колесами автобуса пробегают километры замечательного немецкого автобана, за окнами – изумрудная зелень лугов, окаймленная появляющимися на горизонте очертаниями альпийских предгорьев.
Перед нами – луга с разбросанными то, тут, то там аккуратными селениями, радующими глаз живописностью строений и уютными колоколенками, устремляющимися в бездонную небесную лазурь…
Время от времени встречаются небольшие стада коров цвета молочного шоколада, и они тоже кажутся, как и все вокруг, очень гармоничными, изящными и грациозными, с необычайно выразительным взглядом больших глаз…
Альпийская идиллия переполняет и трогает душу, настраивает на поэтический лад.
Под небом голубым есть город золотой,
С прозрачными воротами и яркою звездой,
А в городе том сад, все травы да цветы,
Гуляют там животные невиданной красы…
Чарующие строки из песни Гребенщикова, быть может, сложены об этих местах, воплощающих земной рай наяву… Нам повезло. Нас сопровождает гид, который сам занимался архивными исследованиями жизни легендарного короля-рыцаря Людвига II и даже написал книгу на эту тему. Он – великолепный рассказчик и замечательно владеет материалом. Слушать его – особое удовольствие.
Между тем, мы приближаемся к горам. Стали отчетливо заметны не растаявшие ледники, укрывающие отдельные вершины. Величественное, потрясающее зрелище!
Потянулись нарядные селенья, совсем близко от дороги. Гряда покрытых лесами горных хребтов, на расстоянии производящих обманчивое впечатление невысоких, постепенно закрывает горизонт со всех сторон.
А вот в ярких лучах солнца заблестела полоска воды. Это альпийские озера невыразимой, волшебной красоты, с чистейшей прозрачной водой. Как в сказке, как чудесное видение, мелькнул и скрылся желтый замок. Мелькнул, чтобы через минуту предстать перед нами во всей своей красе. Над прозрачной неподвижностью озерной глади на возвышении раскинулся замок Хоэншвангау – родовое имение старинного рода графов Швангау. Здесь Людвиг II провел свою юность, впитал в полной мере романтическую прелесть этих мест.
Мы выходим из автобуса. Крохотный туристический городок Фюссен. Нарядные домики, многочисленные сувенирные лавки, кафе, упряжки лошадей, катающие туристов. Все это пестрое, многолюдное, теснится у подножия горы, сплошь покрытой зеленью, рядом с хрустальной чистотой альпийского озера. А наверху, ближе к вершине, на высоте 1008 метров – подобное белому лебедю фантастическое очертание замка Нойшванштайн.
Нойшванштайн – буквально переводится как «новый лебединый камень (или утес)». Замок строился на месте двух крепостей Швангау, начиная с 1869 года. Строительство длилось несколько десятилетий. И теперь это наиболее посещаемый туристами замок Баварии. До него можно добраться на автобусе или на упряжке лошадей, но мы решили полностью насладиться прелестью этих мест и пошли пешком по серпантинной дороге, пропадающей в густой тени деревьев.
В замке Нойшванштайн
Невозможно словами передать упоительный аромат горного воздуха, насыщенного запахами цветущих растений, свежесть горных родников, мелодичное многоголосье беспечного щебетания птиц, прелесть видов, внезапно открывающихся на долину…
Рядом с нами группами, с детьми, парами, по одному, иногда с собаками шагает множество туристов. Время от времени, то перегоняя, то двигаясь навстречу, следуют нарядные экипажи, полные людей, запряженные парой грациозных лошадей. Шумно, весело…Мы минуем уютный ресторанчик, притаившийся где-то на середине пути. И вот перед нашими глазами открылись первые виды замка.
Высокие, величественные светло-серые стены. Издали все это напоминает театральные декорации. Понятно, почему именно этот замок был использован в Парижском Диснейленде в качестве прообраза замка Спящей красавицы.
Нойшванштайн! Изящный, стройный, весь устремленный ввысь… Нижние этажи с прорезями узорчатых окон венчают круглые островерхие башенки с бойницами и арочными балкончиками. Строение великолепно вписывается в окружающий альпийский пейзаж. В архитектуре можно заметить сочетание византийской помпезности, романской брутальности, позднеготической возвышенности. Здесь в наиболее полной мере выразил себя хозяин замка – Людвиг II. Здесь он провел последние годы жизни… Часы экскурсий в замке расписаны с немецкой точностью. Поскольку время у нас еще оставалось, мы проследовали вверх по тропе. Нас поразили захватывающие дух виды со смотровой площадки на панораму гор, окружающих альпийские озера. Кстати, одно из озер, Шванзее (Лебединое), вдохновило Чайковского на создание всемирно известного балета «Лебединое озеро». Тут же – 45-метровый водопад с подвесным мостиком над ним… Все это бесконечно восхищало, трогало душу и осталось в моей памяти навсегда. Я, как бесценные богатства, перебираю свои воспоминания. Мы в замке. Долго поднимаемся. Сначала по внешним роскошным ступеням, потом по внутренней винтовой лестнице. Проходим по залам. В оформлении интерьеров обращает на себя внимание и поражает множество изображений лебедей. Различных: рисованных, каменных, стеклянных, вытканных, металлических, деревянных… Собственно, лебединым мотивом пронизана вся архитектура этого сооружения.
Гид объясняет: лебедь – геральдическая птица рода Швангау, а здесь ее изображение играет значимую роль. По замыслу короля, ничего внутри замка не должно было быть случайным. Все подчинено общей идее, имеет свое назначение. Роспись стен, гобелены выполнены по мотивам Вагнеровских опер: «Тристан и Изольда», «Зигфрид», «Персиваль». Парадный зал и рабочий кабинет содержат сцены из оперы «Тангейзер». Людвиг II, несомненно, соотносил себя с героями этих опер, придавая им некий мистический смысл.
Недаром короля называли «последним рыцарем эпохи». Великий Лукино Висконти показал историю сказочного короля Людвига II и замка Нойшванштайн в своем фильме «Людвиг». Поражает воображение «Зал певцов», где ставились сцены из опер, фантастическая пещера со сталактитами и сталагмитами. В прежнее время здесь действовал даже водопад… Все это не может не поражать воображение. Покинув удивительные стены Нойшванштайн, я долго стояла на берегу озера, задумчиво всматриваясь в его прозрачные воды…