https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Только об этом никто не знает</strong></p>
<p>1 апреля управление физической культуры, спорта и туризма Миноблисполкома, общественный совет по развитию агроэкотуризма в Минской области и программа поддержки Беларуси Федерального правительства Германии провели семинар, посвященный ключевым принципам сотрудничества в сфере сельского туризма. Кроме того, в усадьбе «Марцінова Гусь», где проходил семинар, обсуждались и многие другие темы.</p>

Татьяна ЧУДАК

1 апреля управление физической культуры, спорта и туризма Миноблисполкома, общественный совет по развитию агроэкотуризма в Минской области и программа поддержки Беларуси Федерального правительства Германии провели семинар, посвященный ключевым принципам сотрудничества в сфере сельского туризма. Кроме того, в усадьбе «Марцінова Гусь», где проходил семинар, обсуждались и многие другие темы.

Обсуждаемых вопросов, на первый взгляд никак не связанных с главной темой семинара – «Сотрудничество в развитии сельского туризма на местном уровне: принципы, формы и направления», – было предостаточно: от отсутствия на дорогах указателей и самих усадеб в официальных каталогах до невыгодных условий кредитов и бюрократических проволочек в оформлении необходимых документов. Не исключено, что причиной тому стало не просто присутствие, но активное участие в работе семинара как хозяев усадеб и членов общественных организаций, так и представителей местных властей. Судя по общему тону разговоров, а если уж откровенно, то большей частью – взаимных претензий, канал связи между хозяевами сельских усадеб и местными чиновниками еще только предстоит настроить на общую волну. Впрочем, именно подобные семинары помогают найти ответы на вопросы, каковы ключевые принципы партнерства в развитии сельского туризма и что нужно сделать, чтобы совместная работа давала результаты, устраивающие всех заинтересованных лиц.

Тем временем сотрудничество сельского туризма и государства может быть плодотворным и экономически выгодным. На семинаре председатель правления БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова рассказала об израильском опыте управления туристической территорией. В Галилее – оплоте сельского и зеленого туризма в Израиле – созданы туристические информационные сети, куда входят усадьбы, туристические агентства, рестораны, пункты проката автомобилей, салоны красоты и даже авиаперевозчики – одним словом все, кто так или иначе задействован в индустрии туризма. И каждый из участников сети одновременно предлагает клиентам не только собственные услуги, но и услуги партнеров. В результате каждый получает высокий уровень спроса, большую загрузку и продолжительность пребывания туристов, выходит на новые сегменты рынка и экономит на издержках вроде рекламы, например. Такой вид сотрудничества называется кластером. Важно, что моделей кластерного партнерства существует множество, и для каждого региона можно выбрать подходящий механизм, наиболее отвечающий актуальным задачам.

В Беларуси уже несколько лет функционирует одна из разновидностей кластерной модели – в деревне Комарово Мядельского района. Опытом реализации на местном уровне принципов модели и механизмов сотрудничества с коллегами поделился консультант ОДО «Центр развития сельского предпринимательства «Комарово» Эдуард Войтехович. Впрочем, несмотря на то, что проект «Создание кластера сельского туризма в деревне Комарово» был запущен еще в 2004 году, и сегодня при его реализации возникает множество трудностей, главная из которых – крайне слабое взаимодействие с органами местной власти. Как следствие, на реализацию проектов уходят годы, каждому чиновнику приходится объяснять азы сельского туризма, а в итоге теряется самый главный невозобновляемый ресурс – человеческий, ведь из деревень уезжает молодежь, и лишь единицы остаются заниматься агротуризмом, потому что это – престижно. Только об этом практически никто не знает.

Так что настала пора говорить о том, что сельский туризм – это не милая пастораль, не красивые пейзажи и пейзаны в национальных костюмах. Это бизнес, хотя сами хозяева усадеб настаивают, что относиться к сельскому туризму только как к предпринимательству – серьезная ошибка. Действительно, многие усадьбы стали оплотом сохранения белорусской истории, национальной культуры, традиций, а значит, сельский туризм – это еще и социальная сфера. Следовательно, относиться к нему нужно совершенно не так, как к торговле или промышленному производству. Да, существует шикарная законодательная база в области агроэкотуризма, позволяющая ему существовать на особом положении. Проект указа о внесении изменений и дополнений в Указ Президента №372, который вот-вот должен быть одобрен, продлит действие предыдущей редакции на 10 лет и позволит принимать гостей в 10 комнатах. С другой стороны, как применять этот указ на практике, на местном уровне фактически мало кто знает. Начальник отдела спорта и туризма Воложинского райисполкома Инга Малашкевич подчеркнула на семинаре, что задача отдела – довести до председателей сельсоветов положения указа и объяснить, как с ним работать. Получается, до сих пор само понятие сельского туризма для многих чиновников, от действий которых напрямую зависит его развитие, остается неизвестным. В печальном итоге из-за неосведомленности и неповоротливости административного аппарата вынужденно замораживаются на неопределенное время проекты, способные вывести сельский туризм на качественно новый уровень. К примеру, конная усадьба с манежем, аналогов которому нет в Беларуси, из-за постоянных «совершенствований» законодательства и бюрократических процедур так и остается пока только на бумаге. А ведь хозяин усадьбы не требует материальной помощи или преференций, по сути, он просит свободы действий, чтобы развивать уникальный вид сельского туризма.

Выходом из сложившейся ситуации может стать создание местных общественных советов по развитию агротуризма. Как показывает практика, в районах, где подобные советы существуют, сельский туризм находится в более выигрышном положении. Объединение по принципу кластера или по любому другому помогает стать заметнее, «ускорять» государственный аппарат, создавать качественно новый продукт. Пример успешного совместного действия – победа Алеся Лося, хозяина агроусадьбы «Борок», в борьбе с Белорусским обществом охотников и рыболовов за сохранение усадьбы. К тому же, общественные советы – еще одна гарантия не только устойчивого развития, но и качества услуг, предоставляемых сельскими усадьбами. Не секрет, что среди хозяев усадеб есть не только «фанатики» вроде Алеся Лося или Алеся Белого. Главное – научиться работать вместе, чему, собственно говоря, и призваны помочь практикоориентированные семинары, подобные тому, что прошел в усадьбе «Марцінова Гусь».

 

От редакции: Редакция газеты «Туризм и отдых» и коллектив издательства «Рифтур» поздравляют основоположника развития сельского предпринимательства в Беларуси Эдуарда Войцеховича с юбилеем и желают осуществления всех планов и крепкого здоровья.

https://www.traditionrolex.com/8