https://www.traditionrolex.com/8
<p>Итак, на прошлой неделе стали известны цифры статистики, касающиеся работы туристической отрасли за прошлый год. Согласно итоговым показателям, минувший, если так можно сказать, докризисный сезон был для нас в туристическом плане довольно успешным. Возросли доходы от приема иностранных туристов, увеличилось количество сельских усадеб, стало больше интересных туристических объектов. Но если с одной стороны - Беларусь становится более узнаваемой и доступной для отдыха, экскурсионных поездок и бизнеса, то с другой - сами отечественные туристы открывают новые города и страны уже не так активно, как в предыдущие годы. Но обо всем по порядку.</p>

Екатерина АПАРИНА

Итак, на прошлой неделе стали известны цифры статистики, касающиеся работы туристической отрасли за прошлый год. Согласно итоговым показателям, минувший, если так можно сказать, докризисный сезон был для нас в туристическом плане довольно успешным. Возросли доходы от приема иностранных туристов, увеличилось количество сельских усадеб, стало больше интересных туристических объектов. Но если с одной стороны - Беларусь становится более узнаваемой и доступной для отдыха, экскурсионных поездок и бизнеса, то с другой - сами отечественные туристы открывают новые города и страны уже не так активно, как в предыдущие годы. Но обо всем по порядку.

7-6

Россияне, англичане, турки - в гости к нам Согласно статистике пересечения госграницы Беларусь в 2008 году посетили около 5,3 млн иностранных граждан, пополнивших белорусскую казну внушительной суммой потраченных в нашей стране денег.

Конечно, далеко не все из этой армии гостей были настоящими "туристами", но, тем не менее, в прошлом году доходы от экспорта туруслуг составили 109,8 млн долларов, а рост к уровню 2007 года при этом оказался равным 178,8%! Туристические компании оказали иностранным туристам вдвое больше услуг в сравнении с 2007 годом. В полтора раза увеличилась востребованность услуг гостиниц, в два с половиной раза больше оказано дополнительных услуг, не входивших в основной пакет предложений.

Если говорить о национальной принадлежности иностранных граждан, посетивших Беларусь в 2008 году, то в основном к нам, как обычно, ехали жители стран-соседей. Традиционно наиболее частыми гостями у нас были граждане России, Украины, Польши, Литвы. Значительное число туристов приехало также из Турции, Италии, Великобритании, Израиля, США и Германии. Из самых громких событий минувшего года стоит вспомнить хотя бы осенние футбольные баталии, когда свободных мест не было ни в одной гостинице Минска. Данный факт еще раз показал, что, несмотря на открытие новых отельных комплексов, потребность города в гостиничных местах еще очень высока.

Кстати, то ли приезд английских фанатов, то ли внимание к нашей стране пиарщика лорда Белла, то ли участие делегации Минспорта и туризма в инвестиционном форуме в Лондоне или все это вместе взятое привело к тому, что раньше казалось невозможным. Британский туристический портал TravelMail назвал Беларусь в числе 10 лучших мест для туризма в 2009 году (Top ten travel destinations for 2009). Как отмечается в материале этого электронного издания, "Беларусь может предложить путешественнику множество интересного. Например, посещение самого старого национального парка в Европе".

Еще один из итогов года: и у белорусов, и у иностранных гостей все больше востребован экологический туризм и отдых в деревне. С каждым годом желающих отдохнуть в сельской местности и попробовать, что такое сельская жизнь, становится ощутимо больше. Так, в минувшем году в агроэкоусадьбах (которых за 2008 год стало почти в два раза больше!) отдохнули около 39 тыс. туристов. С середины прошлого года физические лица, проживающие в Беларуси в поселках городского типа и городах районного подчинения численностью до 20 тыс. жителей, смогли заниматься агротуризмом наравне с жителями сельской местности. Также значительный бонус сельский туризм получил и от "Белагропромбанка", выделяющего кредиты на развитие именно этой сферы.

Вместо экскурсий в Европу, поездки по белорусским замкам

Один из нерадостных, но прогнозируемых итогов состоит в том, что в прошлом году из страны выехало почти на 1,2 млн белорусов меньше, чем в 2007 году (еще раз подчеркнем, что речь идет о суммарном итоге пересечений госграницы, статистика по туристам еще готовится к опубликованию). Причины этой "невыездной" картины ясны и понятны: увеличение стоимости виз в ряде европейских стран.

Беларусы меньше выезжали в Польшу, страны Балтии, да и некоторые другие государства. Впрочем, наступивший год и уже ряд состоявшихся встреч с ведущими чиновниками Европейского союза дают нам надежду на улучшение ситуации. Возможно, страны - участницы Шенгенской зоны все-таки примут решение о снижении стоимости виз для белорусских туристов. Помимо всего прочего, вступление восточноевропейского сообщества в формат Шенгена привело к тому, что белорусские туристические компании, занимающиеся автобусными экскурсионными турами, смогли взглянуть на карту Европы "под другим углом". А именно - сформировать новые интересные маршруты без оформления дополнительных транзитных виз. В итоге, благодаря Шенгену для многих белорусских путешественников Вена, Дрезден, Хельсинки или Стокгольм в минувшем сезоне стали слегка доступнее. Кстати, несмотря на уменьшение общего количества выездов, полеты "на моря" (в основном, на Средиземное, Черное и Красное) все же привели к увеличению импорта туристических услуг в 1,9 раза: с 87,3 млн долларов до 166,2 млн долларов.

Тем же, кто так и не смог преодолеть шенгенский барьер, пришлось удовлетворять дромоманию (импульсивное влечение к перемене мест) с помощью поездок по родному краю. В итоге, объем туристско-экскурсионных услуг населению (их в 2008 году было оказано на 330,3 млрд рублей) увеличился более чем в полтора раза. "Организованные" туристы интересовались природным богатством страны - национальными парками, культурно-историческими объектами, а также - спортивно-оздоровительными комплексами.

Кстати, на строительство относящихся к сфере туризма объектов в 2008 году был потрачен 381 млрд рублей, за минувший год на карте страны появилось 222 новых туристических объекта. В их числе, например, Ледовый дворец в Бобруйске, гостиницы в Осиповичах, Кричеве, Дрогичине, ресторанно-гостиничный комплекс в урочище Пышки Гродненской области и другие. Только на территории малых городов и поселков проведена работа по обустройству 59 объектов туристической инфраструктуры, в том числе 7 - в Брестской области, 8 - в Витебской, 7 - в Гомельской, 18 - в Гродненской, 11 - в Минской, 16 - в Могилевской.

И еще немножко цифр. Подготовкой кадров для сферы туризма сегодня в Беларуси занимаются 17 вузов, в том числе 7 - в Минске. В 2008 году новые специальности для подготовки туристических кадров появились на историческом факультете БГУ, а также в Институте предпринимательской деятельности. Набор в вузы в 2008 году составил 1137 человек, выпуск минувшего года - 551 человека. Развернуться новым специалистам пока есть где. На 1 января 2009 года в Беларуси было выдано 829 лицензий на осуществление туристической деятельности.

Не растерять и не растеряться в кризис


Отличие наступившего года от минувших сезонов состоит в том, что, подведя итоги, понимаешь: делать какие-либо прогнозы на будущее пока сложно. Как поведет себя отечественный турист? Спрячет ли деньги в кубышку или оторвется на последние, образно говоря, на Мальдивах? Вероятнее всего - первое. Но может быть, тогда мы еще больше станем ездить на экскурсии по родной стране, махнем летом на Нарочь, Браславы, Припять? Кстати, вот тогда и увидим, что стоит за цифрами возведенных новых объектов: Впрочем, уже сейчас можно предположить, что летом к нам снова приедут россияне. Поэтому, наверняка, как обычно под завязку будут забиты санатории, базы отдыха, да и сельские усадьбы. Кроме того, нынешний год в Беларуси пройдет под знаком празднования 600-летия со дня установления заповедного режима в Беловежской пуще.

Поэтому уже сегодня важно, чтобы информация о данном событии, а также о соответствующих экскурсионных маршрутах была доступна хотя бы в соседних государствах: Литве, Латвии, Польше, Украине.

Недавно доктор социологии Андрей Вардомацкий, который входит в межведомственную группу по формированию привлекательного имиджа Беларуси, назвал три основные позиции, по которым Беларусь выделяется среди других стран. Это - моральные качества наших жителей (в том числе и гостеприимство), высокий уровень образования и квалификации специалистов, а также природа. Помогут ли эти характеристики сохранить или даже увеличить цифры въездного туризма во время кризиса - увидим ближе к лету. Примерно тогда же поймем и то, сколько "неготовых" жертвовать отпуском соберется лететь на курорты жарких стран. Ну а первое измерение пульса у "въезда и выезда" состоится уже совсем скоро - на апрельской туристической выставке.

P.S.

Конечно, приведенные цифры (особенно по въезду туристов) впечатляют! Еще бы - согласно статистике мы "обогнали" Вильнюс (его посещают чуть больше миллиона туристов), Москву (здесь ежегодно гостят 4 миллиона туристов, а во всей России около 23 миллионов), Киев (больше 300 тысяч туристов) и многие другие города и страны.

Так, где же эти толпы иностранцев, скупающих белорусские сувениры, оккупировавших столики в кафе, гуляющих по берегам Нарочи или Минского моря? А ведь еще парутройку лет назад мы считали, что к нам приезжают всего около сотни тысяч иностранных туристов: Откуда же столь стремительный рост? Все дело - в системе подсчета. Последние несколько лет мы стали считать туристами всех тех, кто пересек границу и находился в нашей стране хотя бы час. С несколько иными цифрами (теми, которые зафиксировали туристические фирмы) по количеству выехавших на отдых за границу и приехавших в гости к нам мы познакомим вас в следующем номере.

АПАРИНА

Итак, на прошлой неделе стали известны цифры статистики, касающиеся работы туристической отрасли за прошлый год. Согласно итоговым показателям, минувший, если так можно сказать, докризисный сезон был для нас в туристическом плане довольно успешным. Возросли доходы от приема иностранных туристов, увеличилось количество сельских усадеб, стало больше интересных туристических объектов. Но если с одной стороны - Беларусь становится более узнаваемой и доступной для отдыха, экскурсионных поездок и бизнеса, то с другой - сами отечественные туристы открывают новые города и страны уже не так активно, как в предыдущие годы. Но обо всем по порядку.
https://www.traditionrolex.com/8