https://www.traditionrolex.com/8
<p>В своих предыдущих номерах газета "Туризм и отдых" уделила внимание юбилею, который в этом году на государственном уровне отмечается у наших соседей и совсем скромно, на уровне заявлений общественных комитетов, у нас, - 1000-летие Литвы (1009 год - первое упоминание племени литва в летописных источниках). Если наши соседи-литовцы готовились к празднованию основательно, то мы, как на официальном уровне, так и на уровне обывателя, до этого момента не определились, стоит ли нам вообще вспоминать о наследии древних литвинов.</p>
<div id="_mcePaste" style="overflow: hidden; position: absolute; left: -10000px; top: 0px; width: 1px; height: 1px;">ВАРИКИШ <br /> <br /> В своих предыдущих номерах газета "Туризм и отдых" уделила внимание юбилею, который в этом году на государственном уровне отмечается у наших соседей и совсем скромно, на уровне заявлений общественных комитетов, у нас, - 1000летие Литвы (1009 год - первое упоминание племени литва в летописных источниках). Если наши соседилитовцы готовились к празднованию основательно, то мы, как на официальном уровне, так и на уровне обывателя, до этого момента не определились, стоит ли нам вообще вспоминать о наследии древних литвинов.</div>

Александр ВАРИКИШ

В своих предыдущих номерах газета "Туризм и отдых" уделила внимание юбилею, который в этом году на государственном уровне отмечается у наших соседей и совсем скромно, на уровне заявлений общественных комитетов, у нас, - 1000летие Литвы (1009 год - первое упоминание племени литва в летописных источниках). Если наши соседилитовцы готовились к празднованию основательно, то мы, как на официальном уровне, так и на уровне обывателя, до этого момента не определились, стоит ли нам вообще вспоминать о наследии древних литвинов.


7a Приятно, что в "Туризме и отдыхе" по поводу миллениума стали высказываться авторитетные историки, экскурсоводы. Однако при прочтении данных интервью я с разочарованием увидел, что в них нет ясного ответа на вопрос: чем же именно актуальна для нас эта дата, зачем нам вообще говорить о ней, какое она имеет к нам отношение, тем более в преломлении к белорусскому туризму. Тогда к чему эти интервью? Разве что дополнительная шумиха вокруг большого праздника наших соседей, чтобы смотивировать наших сограждан лишний раз податься в виленском направлении - поучиться отмечать эпохальные события. Но это, извините, игра не в наши ворота.

В средневековой хронике, анналах города Квендлинбурга под 1009 годом сообщается, что "Святы Бруна: на мяжы Русi i Лiтвы быў пазбаўлены паганцамi галавы разам з 18 яго [паплечнiкамi], адышоў да Бога ў сёмы дзень мартаўскiх iдаў". Это первое упоминание племени литва в летописных источниках. Конечно, сложно однозначно определить, где обитало племя литва на протяжении многих столетий Средневековья, тем не менее аргументов в пользу того, что это племя жило на наших землях, можно приводить много. Например, сообщения из летописей, где Неман определялся как граница между Новогрудским княжеством и балтами из Налибокской пущи. Косвенное подтверждение - многочисленные балтские названия деревень, что встречаются в большом количестве на западе от Минска. Бесконечные Тюпишки, Биютишки, Гердушки, Токаришки умиляют. Рымдюны, Бенюны, Гольшаны, Ошмяны вторят им. Однажды во время экскурсии турист из России спросил: "Что за странное название населенного пункта - "1 у.е.?" Это так гость нашей страны прочитал непривычное русскому уху "iўе". Недалеко от Ивья можно встретить также балтские названия Лида (имя девушки здесь ни при чем), Крево, Гавья.

Совершенно не собираюсь углубляться в дебри, но хочу определить свою позицию в данном вопросе не как историк, но как работник турсферы. Если есть шанс, что святой Бруно погиб за Раковом, на границе Налибокской пущи, то я даже поеду отыскать его могилу. Правда, обязательно прихвачу с собой несколько автобусов с экскурсантами. Если есть шанс, что замок Миндовга, легендарная Ворута, находился где-то в районе Кореличей, то мы с туристами облазим все окольные замки и городища. Замечу, особенно важно это будет в этом году - в следующем это уже неактуально.

7b

Убежден, мы упускаем хороший повод раскрутить, как сейчас модно говорить, "пропиарить", юбилей, который мог бы впустить живую струю в наше отечественное туристическое направление. В страну, где нет моря, гор и сверхуникальных архитектурных памятников, туристов в первую очередь будет привлекать легенда. Яркий, запоминающийся образ, который ассоциируется с конкретным регионом. Румыния основательно эксплуатирует историю про Дракулу, благодаря чему неиссякаемые потоки туристов едут в Трансильванию.

Традиционный образ, типичный для Украины, - казак с длинным чубом, соседи на этом колорите неплохо играют. Когда вспоминаешь про народы Кавказа, воображение рисует образ мужественного горца в бурке. Если перейти к нашей специфике, так за широкими плечами Яськи-мужика в вышитой рубахе и соломенной шляпе и разглядеть кого-то другого сложно. Во многом это последствия работы по созданию стереотипов, начатой еще во времена Российской империи и успешно продолженой в БССР. Но новое время открывает новые горизонты, и не пользоваться открывающимися возможностями обидно.

В советское время активно использовался образ республикипартизанки, страны, которая ценой неимоверных потерь выстояла перед нацистским нашествием. И самые известные экскурсионные объекты Беларуси работали на этот образ, причем работали успешно, позволили принять миллионы туристов. Сейчас ситуация изменилась, военно-исторические памятники не притягивают такого количества туристов. Однако ярких образов, знаковых мест, способных дать новый импульс для активного развития въездного туризма, пока не хватает.

На этом фоне игнорирование 1000-летия Литвы (подчеркну, той старой Литвы, которая жила в околицах Вильни, Гродно, Лиды, Новогрудка, Ошмян, Минска) является серьезной ошибкой. Ведь на базе этой темы можно организовать ряд ярких экскурсий, представлений, акций, выставок, которые с удовольствием посетили бы как наши соотечественники, так и зарубежные гости. Боюсь, если ситуация мало чем изменится и в следующем году, мы имеем все шансы пройти мимо следующей громкой даты - 600-летия Грюнвальдской битвы.

7c

Хочу заметить, наши соседи абсолютно не утруждают себя рассуждениями плана: "Сложно утверждать, где была Литва одиннадцатого столетия". Есть четкая позиция, есть государственная идеология, и в рамках этой системы ценностей идет работа. Отмечу, работа успешная. Вильня признана культурной столицей Европы в 2009 году, первый город из бывшего Советского Союза, удостоенный такой чести. Частности, разночтения мало кого интересуют.

Помню, как моя знакомая из Вильни с нескрываемой улыбкой посмотрела на меня, когда я заявил, что город короля Миндовга - Новогрудок. Чего только вы, белорусы, ни придумаете! Кернаве - и баста! Ну, а рассказы про литовского поэта Адамаса Мицкявичуса или про героя Кастукаса Калинаускаса (кто не сразу сообразил, Калиновского) - это отдельная убойная тема.

Когда в Тракае экскурсовод рассказывал белорусской группе о великом прошлом Литвы, один турист задал вопрос: "А какой язык был государственным в Великом княжестве Литовском?" В его голосе слышалось торжество, мол, сейчас я вас сделаю. Ему вспомнились и Статут ВКЛ, и Метрика. Но не тут-то было, ответ гида не заставил себя ждать: "На старорутенском". "Чаво?" А таво. Просто люди на все скользкие вопросы уже давно нашли ответы (правдивые или нет - вопрос другой), и своими интеллектуальными подковырками вы их с пути не собьете.

В принципе, похожую ситуацию можно наблюдать у всех наших соседей. Раз мы вспомнили Грюнвальдскую битву, еще пример. На Грюнвальдском поле на стеле изображены гербы стран, которые участвовали в этой битве: польский орел, Погоня, российский орел. "А каким боком Россия здесь приклеилась?" - спросите вы. А что, уже забыли учебники, в которых написано про три славных смоленских полка, которые одни чуть не выиграли все сражение? Правда, это были не полки, а хоругви, потому как те земли в XV веке были в составе Великого княжества Литовского, в Смоленск ездили, как в Могилев. Но, как говорится, кто старое помянет: Каждый работает на себя.

Тогда возникает логичный вопрос: на что работаем мы?

Правда, есть и еще один вопрос: "А кто ты такой, милый автор, что берешь на себя роль эксперта?" В принципе, так оно и есть. Степеней научных не имею, не наблюдаются даже в перспективе. Можно, конечно, выпятить живот и с самолюбованием заявить, что я спас от разрушения целых три шляхетских усадьбы, что придумал анимационную программу, которая пользовалась большим спросом в прошлом туристическом сезоне. Но только зачем все это? В жизни главное то, что самое Святое! Бог вложил в меня мечту.

Я мечтаю о том, чтобы у моей дочери было такое же чувство собственного достоинства, как у паненок-литвинок из шляхетских застенков. Мечтаю, чтобы мой сын с друзьями играл не только в русскихнемцев, но и в Миндовга, Гедимина, Ольгерда. Чтобы символом моего народа был не усатый дядька с бутылки "Бульбаша", а драбы Витовта, крылатые гусары, зуховатые шляхтюки в расшитых кунтушах. Чтобы моя страна была страной красивой легенды и красивой реальности.

Поэтому мы будем праздновать 1000-летие Литвы, помянем наших предков-литвинов. Не раз в этом сезоне туристы на экскурсии будут короновать Миндовга, в усадьбе Бенюны за столами вместе провозгласим старосветское: "Каб шабля мiнала i каб дзяўчына кахала". Будут также новые экскурсии-анимации. В планах совместно с издательством "Рифтур" - путеводитель "Шляхам старадаўнiх лiцвiнаў". Планируются большое театрализованное представление, выставка доспехов, участие и организация нескольких годовых фестов. Главное, чтобы хватило сил, времени и денег для старта. Ищем партнеров. Кстати, если у вас имеются интересные идеи, можно их обсудить на форуме сайта www.zamak.by.

Надеюсь, получится красивый праздник, знаковый год. Пусть на щите будет девиз с радзивилловского герба: "Бог нам радзiць!".

https://www.traditionrolex.com/8