Надежда СУСЛОВА, фото автора
Каждый из нас в той или иной степени подвержен постороннему влиянию, верит в различные стереотипы и мифы, особенно, если речь идет о странах, где не бывал, и о народе, с которым никогда не сталкивался. И чаще всего после посещения этих стран и более близкого знакомства с их населением все прежние представления, втиснутые в определенные рамки, развеиваются, словно дым. Когда-то нам вдалбливали: «Америка – оплот капитализма, там притесняют чернокожее население, а американцы (по версии сатирика Задорнова) – все поголовно «тупые». Разумеется, как человек здравомыслящий, полностью все эти заявления я на веру не принимала, как сейчас модно говорить, «фильтровала базар», но, что называется, некий душок все-таки оставался. На поверку оказалось вот что.
Сказка про голубой паровозик
На первом же занятии руководительница нашего проекта Community Connection Мария Вульф рассказала нам про менталитет американцев, чтобы нам легче было воспринимать действительность и не испытать культурного шока, которого, кстати, никто из нас так и не дождался.
Она отметила, что Америка по сравнению со многими странами Европы, в том числе и с Беларусью, страна молодая. Более того, это страна, куда стремились жители многих других стран за всевозможными свободами – религиозными, демократическими, расовыми и пр. Эмигранты не побоялись все поменять в своей жизни и рискнуть. Поэтому в характере современных американцев сохранились предприимчивость, рисковая и коммерческая жилки, а главное – любовь к переменам. Современные жители Америки, как и их предки, не привержены к определенному месту жительства – они легко перемещаются с места на место, находятся в постоянном движении. Есть пословица, которая выражает сущность американцев: «Кто хочет, тот добьется». Знакомое всем нам выражение «Один в поле не воин» – это не про американцев. Они свято верят в силы одного человека, его способности и в то, что если ты чего-то хочешь, то обязательно сможешь этого достичь. Эту веру прививают с раннего детства, поэтому настольной книгой американских детей уже много поколений является «Сказка про голубой паровозик». Эту книжку, хорошо иллюстрированную и изрядно потрепанную, нам показали. История, рассказанная в ней, абсолютно незатейлива и проста: жил-был голубой паровозик, которому однажды поручили ответственное дело – пересечь перевал. Он довез вагоны до перевала и остановился, потому что никогда раньше этого не делал и очень боялся. Добрался до самой высокой точки и стал просить помощи, так как не был уверен в своих силах. Но ни один из пришедших на помощь паровозиков не смог преодолеть препятствие. И тогда голубой паровоз сконцентрировался и сказал: «I must! Я должен это сделать! Я это сделаю» – и перетащил-таки состав через перевал. По словам Марии Вульф, все американцы – этакие паровозики, которые все могут. Если по нашей исконной привычке мы постоянно обвиняем в своих неудачах и проколах погоду, климат, день недели, начальство, правительство, состояние здоровья, семью и все, что нас окружает, то американцы во всех своих «косяках» винят исключительно самих себя и говорят: «Это я виноват, это я не справился!» Разумеется, обвинять всех и вся гораздо проще, чем взваливать ответственность на собственные плечи. Поэтому американцы часто бывают подвержены стрессам и депрессиям. Об этом мне рассказывала моя первая хозяйка – психолог по специальности. Если у нас принято снимать стрессы доверительными беседами на кухне с распитием спиртных напитков, то в Америке свои секреты чаще всего доверяют специалистам – не хотят показаться слабыми перед друзьями или родственниками.
Есть и еще один важный принцип: «Не бойся запачкать руки», который означает, что всякий труд почетен. Неслучайно даже дети миллионеров работают разнорабочими, официантами, мойщиками посуды и не боятся, что с них свалится корона. Уважаемый человек в Америке – необязательно богатый наследник большого состояния, а в большей степени тот, кто всего в жизни добился своими собственными силами.
Равенство возможностей – не пустая декларация. В США действительно можно достичь многого, но и усилий нужно приложить немало. Впрочем, никто никого не неволит и не заставляет чего-то добиваться, если ты не хочешь. Можно спать на скамеечке в скверике, жить на улице и не работать, хотя работы всякой хватает, и даже на сезонных уборках овощей и фруктов можно получить нормальные деньги. Когда мы спрашивали организаторов нашей программы, почему так, а не иначе, они нам отвечали: «Это их выбор!» или «Такой стиль жизни им нравится!»
За что американцам большой «респект и уважуха» – это за отношение к людям с физическими недостатками (их даже нельзя называть инвалидами, как у нас!). Везде и всюду им обеспечена безбарьерная среда, этим людям доступны ВСЕ радости жизни, и они ощущают такую любовь и заботу со стороны окружающих, которые видны невооруженным глазом. И еще мы отметили невероятную привязанность к животным. Практически каждая семья имеет собаку, кошку, птичку или все разновидности домашних питомцев одновременно. И наблюдать это очень приятно. К примеру, в парках около фонтанчиков с питьевой водой обязательно стоит миска с водой для собаки.
Американская улыбка
До поездки мне много раз приходилось слышать об американских улыбках, дескать, они дежурные, неискренние, демонстрация заслуг дантиста, не выражают истинного отношения к собеседнику и прочая и прочая… В Орегоне за три недели мы увидели столько искренних и доброжелательных улыбок, сколько не видели дома за несколько лет, а может быть, и за всю жизнь. Во-первых, нам улыбались наши замечательные приветливые организаторы. Возможно, пока мы не раззнакомились, эти улыбки на самом деле носили оттенок дежурности. Зато потом, когда мы стали общаться теснее, особенно после совместного выезда на «турбазу», радость на лицах при встречах превратилась в искреннюю и неподдельную. Нам улыбались на всех запланированных встречах, причем во многих случаях люди вообще не были обязаны с нами встречаться и что-то рассказывать. Но мы всегда ощущали встречное движение, расположение и душевность, а также интерес к нам, и как к представителям другой, совершенно незнакомой для них страны, и просто как к людям.
Во-вторых, американцы улыбаются друг другу во всех общественных местах. В магазинах ВСЕ продавцы и кассиры УЛЫБАЮТСЯ априори. И не просто улыбаются, а успевают спросить, как дела, пожелать приятного утра (дня, вечера), при этом работают быстро и ловко. Когда нужна консультация, сделают это профессионально и с удовольствием (мне провели целую экскурсию в супермаркете по поводу достоинств различных сортов вин).
Если придерживаться версии некоего вояки, защищавшего в наших СМИ честь и достоинство отечественных неулыбчивых продавщиц, то сфера обслуживания в Америке состоит из одних только дураков и дур, что, разумеется, не соответствует действительности.
Несколько дней перед началом занятий я ходила в небольшое кафе, где заказывала маленькую чашку крепкого черного кофе, без которого не могу обходиться. Хозяйки – мать и дочь – меня приметили и со второго раза готовили мне мою чашку, даже не спрашивая. Мелочь, а приятно!
Улыбаются водители в транспорте, приветствуя каждого, кто в него садится, благо, никаких кабин и барьеров не существует. Желают хорошего дня и благодарят за поездку. Все, кто выходят, тоже говорят «Спасибо!» Один представитель нашей группы садился в автобус и спросил водителя (среди водителей очень много женщин!), как нужно пробивать билет, а затем признался, что он пользуется компостером в первый раз. Водитель страшно обрадовался, долго веселился и разрешил неофиту ехать бесплатно.
Забота о нас со стороны портлендцев, причем иногда вовсе посторонних, просто поражала. К примеру, перед занятиями мы зачастую собирались в сквере напротив офиса. Как-то стоим, обсуждаем программу, вдруг подходит женщина и спрашивает: «У вас проблемы? Может быть, вам помочь?»
Большинство наших хозяев тоже возились с нами, как с родными. Скажем, меня очень тронули живые цветы, поставленные в мою комнату, а когда пошел дождь, и у меня не оказалось зонтика, моя хозяйка Кэтрин без всякой просьбы с моей стороны мне его принесла. В общем, примеров заботы и теплого отношения со стороны многих жителей Портленда мы видели предостаточно. И, обсуждая все эти примеры между собой, пришли к выводу, что мы у себя на родине согласны терпеть даже дежурные улыбки – лишь бы нам вообще улыбались и смотрели без раздражения.
Мы похожи?
Если исходить из теории, что все люди на земле – братья и сестры, то, несмотря на огромные расстояния, разделяющие наши страны, пожалуй, по менталитету мы к американцам даже ближе, чем к своим соседям-славянам, и уж куда ближе, чем к немцам, французам и «разным прочим шведам». Такой вывод мы сделали, пообщавшись с портлендцами во время наших совместных тусовок. Всего подобных неформальных встреч было четыре: две на турбазе, вечер по поводу вручения нам сертификатов об окончании учебы и так называемая «белорусская вечеринка».
Наше интернациональное братство значительно укрепилось благодаря таланту Анатолия Ганца, владельца агроусадьбы «Ганка», для которого наши организаторы раздобыли старинный аккордеон. Песни в его, а также в нашем хоровом исполнении сразу придали вечеринкам особую теплоту и душевность. Анатолий «раскалывал» американских друзей на тосты (долгие речи под рюмочку в Америке как-то не приняты), а женщин и вовсе обаял.
Окончание в