Лилия КОБЗИК
Теперь, если еще хоть раз зайдет разговор об имидже Беларуси (в связи с туризмом или без этой связи), буду просто цитировать эти гениальные строчки Лермонтова.
Беларусь отзывает свое посольство из Швеции, аналогичный шаг предложено сделать и Стокгольму. Это фактически означает разрыв дипломатических отношений между нашими странами. Понятно, что дипломатические эксцессы, в которых участвует Беларусь, происходят далеко не в первый раз, мы ведь страна экзотическая и экстравагантная (по европейским меркам), но, если так пойдет и дальше, мы лишимся и этого диковатого имиджа. То есть «труп», конечно, до боли знаком, но, по-моему, его пора выносить. Беларусь то ли потихоньку, то ли быстро (это в зависимости от того, как будет развиваться ситуация и какова будет реакция Евросоюза, и не только Евросоюза) обрезает дипломатические связи. Де-факто, нет дипломатических связей, нет посольств – нет страны на карте. Белое пятно!
Того и гляди, все наши контакты с внешним миром (то есть с большинством развитых стран) будут происходить единственно через консульские окна в Москве. Тут уж, пардон, речь идет не об экстравагантности, а о куда более серьезной вещи – о независимости. Как ни крути, но вдумаемся в смысл происходящего: в ближайшее время в Брюсселе, возможно, будет решаться вопрос – позакрывать ли в знак солидарности все европейские посольства в РБ (то есть «отдать» нас России окончательно) или по-прежнему держать коридоры для обоюдных маневров открытыми. Выразить в этой ситуации чувства людей, которые делают ставку на развитие турбизнеса (не только въездного, но и выездного) в такой стране, можно только бессмертными строчками Шекспира: «О ужас! Ужас! О великий ужас!»
В нашей ситуации много работы в турбизнесе в конечном итоге идет впустую. И это уже сугубо практический момент. Вот сейчас можно со стопроцентной уверенностью сказать, что все усилия по созданию туристического бренда Беларуси пошли, как говорится, насмарку. А это – время, деньги, силы. Обидно. Вся работа в стране, которая шла и идет на эту тему с разных сторон, автоматически превращается в пшик – от визуализации забавного цмока независимой компанией «Будзьма!» до создания бренда Минска, чем активно занимается официальный столичный инфоцентр, и разнообразных «конгрессов» на тему общего имиджа страны, на которые регулярно собирает специалистов из различных стран одна известная брендинговая контора.
А те бизнесмены, пусть и немногие, кто в свое время сделал ставку на развитие въездного туризма, вложил деньги в сайты, бывает на выставках за рубежом, принимает здесь иностранных партнеров? Даже ведь и не скажешь, что их вложения когда-либо окупятся, хотя бы даже в далеком будущем. Тут и близкое будущее трудно себе представить. Хотя в фирмах рассказывают, что в последнее время резко увеличилось количество заказных туристических групп от предприятий. Все в ожидании осени избавляются от белорусских рублей. К чему бы это? Впрочем, к имиджу это уже не имеет отношения. Это уже совсем другая история. Как сказал один безымянный, но тоже, без сомнения, гениальный автор: замнем для ясности…