https://www.traditionrolex.com/8
<p>В отличие от Беларуси агротуризм в западных странах развивается уже не первое десятилетие. Но наше существенное отставание вовсе не повод для огорчения. Ведь развитие агротуристической сферы за рубежом - это, в первую очередь, бесценный опыт, находки и ошибки, которые нам следует учитывать.</p>

Ирина ШПАКОВСКАЯ

В отличие от Беларуси агротуризм в западных странах развивается уже не первое десятилетие. Но наше существенное отставание вовсе не повод для огорчения. Ведь развитие агротуристической сферы за рубежом - это, в первую очередь, бесценный опыт, находки и ошибки, которые нам следует учитывать.

6-1

И, кстати, мы не единственная страна в Европе, которая начала развивать агротуризм лишь недавно. Пока не слишком хорошо обстоят дела в этой сфере у: Швейцарии. Страна граничит со всеми основными лидерами "зеленого" туризма - Италией, Австрией, Францией, Германией - и серьезно настроена их догонять. А для начала проводит научные исследования: разбирается с опытом соседей, проводит социологические опросы среди потребителей, чтобы лучше знать их состав и предпочтения. Хорошо бы и нам задаться подобным вопросом - кто главный (или перспективный) потребитель агротуристических услуг в Беларуси и что мы о нем знаем? Швейцарцы, например, выделяют следующие целевые группы: люди за 50, люди, предпочитающие активный вид отдыха, семьи с детьми, школьные группы и любители природы. Причем наиболее перспективны для местного агротуризма, по их мнению, любители природы и семьи с детьми, на них имеет смысл ориентироваться в первую очередь.

Можно спросить: нужна ли агротуризму специализация? С одной стороны, это замечательно, когда в одном месте созданы условия для всех: тут вам и прогулки по живописной местности (пешком, на лошадях или велосипедах), и экскурсии к местным достопримечательностям, и купание, и рыбалка, и охота, и грибы-ягоды, и зверюшки при хозяйстве. Но, с другой стороны, такая универсальность требует не только совпадения большого количества условий, но и определенных капиталовложений, то есть она в принципе возможна не всегда.

Значит, есть смысл определиться с тем, для кого именно работать. А заодно и где именно - ведь, как показывает европейский опыт, рано или поздно в агротуризме каждой страны формируются регионы-лидеры.

6-2

Например, в Италии - это Тоскана. Вина, особая местная кухня, города - памятники искусства (Флоренция, Пиза, Сиена), 120 природных заповедников, холмы и горы, 320 км побережья - эта земля была просто обречена на успех. Подобная универсальность - редкость, но именно такие места следует "вычислять" и развивать в первую очередь. При этом никогда не следует забывать о национальном менталитете. К примеру, в рекламе немецких агроусадеб почти всегда можно найти предложение "В зависимости от сезона возможна помощь при хозяйстве". Для кого-то работа во время законного отпуска просто немыслима, но многими людьми она воспринимается позитивно. В мегаполисах бывшие выходцы из провинций иногда тоскуют по мелким заботам сельской жизни, а убежденным горожанам часто просто любопытно, в чем они, собственно, заключаются. Особенно гостям нравится ухаживать за виноградной лозой, собирать фрукты, делать сыр или вино, косить траву.

В Италии и Франции по провинциальным фермам частенько путешествуют желудка ради. Итальянская и французская кухни, местные вина сами по себе снискали мировую славу. Продукты, которые традиционно производятся в одном и том же месте более 25 лет и имеют особую рецептуру, маркируются специальным знаком. В 2008 году в Италии их было уже 171. Итальянцы вполне способны на приличное отклонение от маршрута ради "самого вкусного" сыра или "самого натурального" оливкового масла. Количество дегустационных залов при итальянских фермах выросло за десять лет на 194%. Интересно, что, несмотря на большое количество предложений, в Италии пока не думают над созданием системы, которая могла бы упорядочить агроусадьбы по типам. Зато работу уже начали немцы: усадьбы предположительно разделят по 7-ми возможным категориям ("Рыбный двор", "Виноградник", "Конюший двор" и др.). Делается это для того, чтобы человек лучше ориентировался в предложениях - их в Европе уже слишком много. Кто-то предлагает гостям отдых "без телевизора", ктото готов провести у себя семинар или деловую встречу, кто-то - присмотреть на каникулах за детьми: И с каждым годом в этом разнообразии видят все меньше позитива. Возьмем для примера лидера в европейском агротуризме - Италию. С 1998 по 2007 год количество агроусадеб здесь выросло с 9,7 до 17,7 тысячи, а в 2008-м - до 19 тысяч.

Впрочем, 3 тысячи из них не предлагают гостям ночлег, зато на остальных разместиться могут до 191 тысячи человек. Но в нынешний "высокий" сезон, т.е. на Рождество, Новый год и Эпифанию, 20 тысяч мест остались пустыми. А теперь представьте себе межсезонье: Итальянский журналист Стефано Тези считает, предложение агротуристических услуг в стране начало превышать спрос на них еще в 2001 году. Сейчас в Италии думают, как уменьшить диспропорцию за счет гостей-иностранцев. Европейцам в этом плане проще - виз нет, с языковым барьером проблем меньше. Показателен пример Австрии: на местные агроусадьбы немцев приезжает даже больше, чем австрийцев. Что в принципе вполне объяснимо - даже "агротуристу", плюс к отдыху в сельской местности, хочется увидеть другую культуру, другую природу. Не случайно самый развитый агротуристический регион Германии - Бавария, земля, сильно отличающаяся своей культурой и укладом жизни от остальной страны.

Гостей из других стран можно встретить и в белорусских усадьбах, но их процент по отношению к другим посетителям по целому ряду причин - от политических до вопросов сервиса - пока незначителен. Это не значит, что в будущем нельзя будет изменить эту ситуацию и продвинуть сельский туризм Беларуси на общеевропейский рынок. Но в этом случае нам не обойтись без зарубежного опыта. Так, например, показательна работа организации "Кипрские деревни", которая уже десятилетие занимается реставрацией деревенских домов на Кипре.

Их колорит сохраняется максимально - внешний вид, окружающее пространство, внутренняя отделка и традиционная мебель, дополнительно обустраиваются только кухни и ванные комнаты. Как оказалось, для среднестатистического европейца все самобытное и национальное приобретает особую прелесть на фоне приличных санузлов.

Еще немного пищи для размышления: будущее своего, пока еще плохо развитого агротуризма швейцарцы видят в тесном сотрудничестве агроусадеб. По их задумке, в регионе может быть разработана тропа по следам местных сказаний и легенд. Гости будут путешествовать от одной фермы к другой, по маршруту, на котором впоследствии могут появиться деревянные скульптуры тамошних героев. Причем их багаж может как "ехать" с ними на ослах или ламах, так и быть оставлен на попечение хозяев фермы, которые доставят его в следующий пункт назначения. Казалось бы, несколько наивная идея. Но, как показывает практика, иногда лучший выход - самый простой.

https://www.traditionrolex.com/8