https://www.traditionrolex.com/8
<p>Развитие этого сектора туристической сферы в последнее время находится под пристальным вниманием. За ним следят, его обсуждают, а некоторые и вовсе уверены, что за ним будущее белорусского туризма. Чтобы озвучить на страницах нашего издания наиболее острые пробемы, касающиеся деятельности сельских усадеб, <strong>газета "Туризм и отдых" решила провести специальный круглый стол "Сельский туризм в Беларуси: проблемы и перспективы"</strong>.</p>

На данном этапе белорусское законодательство в сфере сельского туризма очень либеральное, пять лет назад об этом можно было только мечтать. Сейчас же основной вопрос заключается во взаимодействии с местной исполнительной властью. Местные чиновники с точки зрения развития въездного туризма делятся на "продвинутых" и "непродвинутых".

Развитие этого сектора туристической сферы в последнее время находится под пристальным вниманием. За ним следят, его обсуждают, а некоторые и вовсе уверены, что за ним будущее белорусского туризма. Чтобы озвучить на страницах нашего издания наиболее острые пробемы, касающиеся деятельности сельских усадеб, газета "Туризм и отдых" решила провести специальный круглый стол "Сельский туризм в Беларуси: проблемы и перспективы".

Участниками круглого стола стали: директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Беларуси Виктор Янковенко, начальник отдела Департамента по туризму Юлия Копоть, директор УП "Рифтур" Сергей Плыткевич, председатель правления БОО "Отдых в деревне" Валерия Клицунова, заместитель начальника управления физической культуры, спорта и туризма Миноблисполкома Елена Брок, консультант Центра развития сельского предпринимательства "Комарово" Эдуард Войтехович, хозяева усадеб - Наталья Будилович ("Александра"), Эльвира Полуян ("Настенька"), Сергей Меркулов ("Прилучки"), Валерий Шабловский, Лариса Дубко ("Ждановичи").

474 усадьбы - это далеко не потолок!

6-Сергей-Плыткевич Сергей Плыткевич: - Впереди у всех, кто занимается агротуризмом, ряд значимых событий. Самое ближайшее из них - конференция "Белагропромбанка" и БОО "Отдых в деревне", посвященная вопросам развития сельского туризма. На этом мероприятии будет присутствовать большое количество чиновников разного уровня, множество людей, от которых непосредственно зависит будущее данного направления. Мы - газета "Туризм и отдых" - заинтересованы в развитии агротуризма, как любого вида туризма в Беларуси. Поэтому, накануне этой конференции, мы решили провести специальный круглый стол, чтобы обозначить на страницах нашего издания наиболее острые проблемы, касающиеся деятельности сельских усадеб.

6-Виктор-Янковенко Виктор Янковенко: - Открывая наш круглый стол, я хочу подчеркнуть, что тема сельского туризма сегодня находится в центре внимания сразу нескольких министерств и ведомств. Помимо предстоящей конференции "Белагропромбанка", ряд вопросов, связанных с агротуризмом, будет вынесен на рассмотрение межведомственного Экспертно-координационного совета при Совете Министров. Кроме того, весной проблематика данного направления будет обсуждаться и на коллегии Администрации Президента Беларуси. Поэтому сейчас всем нам очень важно выработать ряд предложений, с которыми можно будет выйти на правительство и главу государства. Для этого на сегодняшней встрече нам нужно обозначить те проблемы, которые хозяева усадеб не могут решить на уровне своего района или области. Указы, которые были приняты в последние годы, обеспечили сельскому туризму отличный старт. Так, согласно статистике, в 2007 году у нас было 188 усадеб, а в 2008-м уже 474! И это - далеко не потолок! В минувшем году хозяева усадеб обслужили более 39 тысяч туристов, в том числе гостей из 40 стран, так что интерес к данному виду отдыха - очевиден. В то же время у хозяев усадеб появляются новые вопросы, которые требуют решения. В качестве примера такой проблемы я могу привести ситуацию владельца усадьбы в Бобруйском районе "У дяди Федора". Сегодня этот хозяин уже вырос из рамок указов No372 и No185. В будущем он собирается построить большой спортивно-развлекательный комплекс, для эксплуатации которого ему необходимо нанять 38 работников. Естественно, взять таковых он может, если перестанет работать как сельская усадьба, а зарегистрируется как частное предприятие. Вроде бы все логично, но в таком случае ему придется в 10-дневный срок погасить тот кредит, который он взял в "Белагропромбанке". Ведь там он кредитовался совершенно по другой категории. Я думаю, что у тех, кто сегодня нормально работает и раскручивается, накопился ряд подобных вопросов.

Почему турфирмы боятся работать с усадьбами?

Сергей Плыткевич: - Я бы хотел остановиться на взаимоотношении усадеб с турфирмами. На сегодняшний день большинство усадеб работает с туристом напрямую. Возможно, это неплохо, но получается так, что вся работа строится исключительно на доверии и не подкреплена никакими договорами или иными документами. И если я заказываю усадьбу по телефону, то потом мне остается просто надеяться, что за день до моего приезда хозяин не перепродаст ее другому туристу. То же самое "правило" действует и в обратном направлении: и сам хозяин усадьбы уповает на порядочность гостей, которые не передумают в последний момент. Я все это говорю к чему - к тому, что ни у усадьбы, ни у туристов нет никаких гарантий, кроме честного слова. А между тем именно туристические фирмы могли бы решить эти вопросы. Кроме того, они могли бы поднять еще целый пласт вопросов и взять на себя их решение - это реклама, продвижение, участие в выставках, привлечение иностранных туристов и другое.

Виктор Янковенко: - Прежде чем мы начнем обсуждать данный вопрос, хочу отметить, что согласно нашей статистике из 39 тысяч туристов, отдохнувших в прошлом году в усадьбах, мизерное количество приехало туда по договорам с турфирмами: по отчетам Министерства по налогам и сборам за 2008 год усадьбами было оформлено 5200 договоров.

6-Валерия-Клицунова Валерия Клицунова: - Вообще-то во всем мире (и здесь наши усадьбы - не исключение) сельские усадьбы продают свои услуги в основном напрямую. Среди всех каналов продаж - это самый популярный. Ведь обычно как бывает? Приехали одни туристы, им понравилось, они рассказали своим друзьям, те, в свою очередь, следующим и так далее. Поэтому в том, что хозяева усадеб самостоятельно находят себе клиентов, нет ничего плохого. К тому же, нельзя не учитывать возможностей такого сильного ресурса как интернет. Многие владельцы усадеб открывают собственные сайты и находят клиентов благодаря активной раскрутке своих страничек. Например, в Испании около 70% бронировок отдыха в сельской усадьбе происходит через интернет. У нас онлайн-бронирований пока, конечно, гораздо меньше. Но не стоит полагать, что хозяева усадеб пользуются только одним каналом продаж - часть продаж везде идет через туристические компании.

В европейских странах через турфирмы продается от 15 до 40% сельских туров. Замечу, что эта цифра никогда не будет больше - такова уж специфика данной отрасли. Если в качестве примера взять Латвию или Литву, то там основной процент бронировок отдыха в сельской усадьбе касается иностранных туристов, и, естественно, в этом случае на помощь приходят туркомпании. Я думаю, что у туристических фирм и сельских усадеб всегда будут точки соприкосновения. Другой вопрос - гарантии. Турфирмы, так же, как и туристы, хотят работать только с проверенными усадьбами, которые не могут "кинуть" и подвести. Ведь рисковать финансово в таком случае придется самой туркомпании. Мне кажется, что белорусские турфирмы пока побаиваются работать с усадьбами. В 185-м указе прописан возможный договор между усадьбой и турфирмой, однако я думаю, что туркомпаниям необходим особый документ, в котором будут определены гарантии и штрафы в случае невыполнения обязательств. Пока же действительно все строится только на доверии.

И те немногие турфирмы, которые постоянно работают с усадьбами, по моим сведениям сотрудничают лишь с одним-двумя проверенными хозяевами. Конечно, работу с туристическими компаниями нам следует совершенствовать, потому что совсем без турфирм усадьбам придется плохо. Да, в сезон (лето, Новый год, другие праздники) нашим усадьбам никто не нужен, но есть ведь еще и "низкие" даты. Вот здесь и нужна помощь туристических фирм.

6-Эдуард-Войтехович Эдуард Войтехович: - Нам нужно продумать какую-то систему цивилизованных отношений между заказчиком и исполнителем. Кроме того, мне кажется, что самая интересная форма взаимоотношений для турфирм и для усадеб - это создание тура. По опыту своей работы я вижу, что иностранец, да и белорус, не может просто высидеть в усадьбе больше 2-3 дней. Ему нужен какой-то комплекс услуг. И вот идея: разрабатывается определенный тур, в котором есть все - и знакомство с историей и культурой, и посещение значимых архитектурных объектов, плюс - заезды в усадьбы по пути следования туристов. Одному хозяину поднять это нереально, а турфирме вполне под силу. Но опять же, турфирма будет этот продукт раскручивать и продавать только тогда, когда будут какие-то договора с хозяевами. Только в этом случае туристическая компания сможет собрать достойный продукт и продать его на рынке.

6-Сергей-Меркулов Сергей Меркулов: - Наша усадьба "Прилучки" работает как по принципу прямых продаж, так и через турфирмы. Что касается наших прямых продаж, то мы, учитывая нашу близость к столице, стараемся со всеми туристами заключить предварительный договор. Одним из обязательных его условий является то, что гость должен заранее внести задаток. Это удобно и делается как для нашей гарантии, так и для гарантии туриста. С турфирмами мы также готовы развивать сотрудничество, но я считаю, что пока они сами не стремятся работать с усадьбами. Когда мы три года назад открывались, то обошли около десяти крупных турфирм - везде оставляли наши буклеты и коммерческое предложение. Но результат такой работы был небольшой. Например, одна турфирма захотела получать 20% комиссионного вознаграждения. Конечно, мы бы согласились на такие условия, если бы фирма гарантировала нам загрузку какого-то периода, вносила предоплату за выкупленный блок мест и прочее. Но если турфирма не гарантирует нам объемы заказов, а готова сотрудничать с усадьбой время от времени, причем только в самые пиковые даты - выходные дни и праздники, то мне это совсем не выгодно.

Виктор Янковенко: - То есть вам необходима работа по системе жестких блоков, как при сотрудничестве турфирм с гостиницами. Берешь большой блок, делаешь больше ночевок - получаешь больший процент. Работаешь как Бог на душу положит - довольствуйся минимальной скидкой.

Сергей Меркулов: - Да, именно так. Но, возможно, дело в том, что в отличие от гостиниц усадьбы - это не сертифицированный продукт. А турфирме в таком случае нужны гарантии качества обслуживания. Выходом из этой ситуации, думаю, могло бы стать создание единого центра бронирования, который и регулировал бы все эти взаимоотношения, занимаясь гарантиями, штрафами и остальным.

Валерия Клицунова: - У нас уже есть идеи по поводу открытия подобного центра. Думаю, что скоро мы более детально обсудим этот проект.

Сергей Плыткевич: - Как я понимаю, в принципе подобный центр может создать любой заинтересованный человек? Суть в том, что и хозяевам, и туристам, и туркомпаниям необходима общая система бронирования. Удобство подобной системы очевидно - намного проще сотрудничать с единым центром продаж и иметь все гарантии.

Как ликвидировать безграмотность чиновника?

Сергей Плыткевич: - Мне бы хотелось остановиться на теме "Сельская усадьба и государственная поддержка". Бесспорно, сейчас мы видим реальное движение в этом секторе. Благодаря ряду преференций, белорусские усадьбы развиваются и совершенствуются. Тем не менее далеко не все так радужно и классно, и есть острые моменты, которые требуют внимания.

Сергей Меркулов: - Вообще на данном этапе белорусское законодательство в сфере сельского туризма очень либеральное, пять лет назад об этом можно было только мечтать. Сейчас же, мне кажется, основной вопрос заключается во взаимодействии с местной исполнительной властью. Местные чиновники с точки зрения развития въездного туризма делятся на "продвинутых" и "непродвинутых". Существуют регионы, где к сельскому туризму проявляют дружественное отношение - это, например, Россонский район Витебской области. И есть районы, где такое сотрудничество гораздо менее успешно. Поэтому, на мой взгляд, самое главное - ликвидировать у всех председателей местных исполкомов безграмотность в области сельского туризма. Вплоть до того, что выпустить специальную памятку с перечислением всех нормативных документов, касающихся агротуризма. Ведь несмотря на то, что эти документы есть, видимо, многие их плохо изучают. Кроме этого, я считаю, что задача государства - разработка глобальных туристических маршрутов, планирование праздников и фестивалей, интересных с исторической, природной, культурной точки зрения, вокруг которых и будет происходить развитие сельских усадеб. Вот, например, государство обозначило маршрут "Августовский канал", теперь дело за частной инициативой - обустраивать инфраструктуру.

Так, нашу деревню Прилуки можно рассматривать и как часть маршрута по памятным местам графов фон Гуттен-Чапских, и как остановку между музеем народной архитектуры и быта в Озерце и музеем материальной культуры "Дудутки", и как объект, находящийся на пути "из варяг в греки". Вдоль подобных маршрутов и будут открываться усадьбы. Поэтому я считаю, толчок по созданию таких "центров притяжения" должен идти от власти.

Сергей Плыткевич:
- Мне кажется, что эта проблема решается проще. Собирается инициативная группа людей, которая заинтересована в подобном маршруте, и обращается, допустим, в Министерство спорта и туризма. Получив поддержку министерства, она приглашает местные власти на семинар, на котором рассказывает, чем ее маршрут конкретно будет полезен району. При таком подходе вероятность того, что этой группе удастся убедить чиновников, возрастает в разы. Такие акции гораздо эффективнее, чем просто команда сверху "любить Родину". Без инициативы снизу, без движения со стороны владельцев усадеб, не будет ничего. В тех же Россонах, где сегодня на ура проводятся праздники сельского туризма, пару лет назад отношения между владельцами усадеб и местными чиновниками не были такими гладкими. И только благодаря тому, что там работают по-настоящему увлеченные люди, умеющие отстаивать свои идеи, сегодня этот район можно приводить в качестве положительного примера.

6-Елена-Брок Елена Брок: - Я согласна с Сергеем. Мне кажется, в первую очередь инициатива должна идти от самих усадеб. И если говорить про наше управление, то мы всегда идем навстречу новым идеям. Помогаем с рекламой, проводим семинары, решаем вопросы с кредитами, просто консультируем, если это необходимо. Если у владельцев усадеб возникает какая-то проблема, то мы всегда стараемся помочь. Так и с идеями: приходите, предлагайте - будем обсуждать и искать возможности для их воплощения.

Эдуард Войтехович: - У меня такая специфика, что я представляю не только усадьбу, но и Центр сельского предпринимательства. Так вот, к нам с вопросом "как начать работу?" обращаются люди из разных областей страны. В итоге, разговаривая с теми, кто хотел бы заниматься бизнесом на селе, я вижу одну проблему. Это - местная власть. Где председатель понимает, что туризм - это важно, там работа идет. А есть чиновники, которые даже на семинарах спрашивают, а какая мне от вашего сельского туризма выгода? И этот вопрос, к сожалению, еще звучит довольно часто. Поэтому, несмотря на отличное законодательство, на поддержку сельского туризма на самом высоком уровне, для владельца усадьбы и для любого, кто решит заняться бизнесом на селе, по-прежнему самое главное - заинтересованность местной власти. Без этого работать очень сложно. Второй вопрос - людей необходимо обучать. Так, у нас перебывала вся Гомельская область, а это - 500 километров (!). Когда они посмотрели, что у нас люди сделали, то сказали: теперь мы поняли, как надо работать. То есть всегда нужно показывать людям пример. Также я работаю с Островецким районом. Представляете, там шикарная природа, река, озера и всего... две усадьбы. Просто народ не знает, как к этому туризму подступиться. А ведь сейчас мы можем показать все на готовых моделях: вот есть простенький вариант, вот - посложнее, вот - самый лучший. Ведь, что раньше думали про сельский туризм? Да кто поедет в эту хату? Да кому это надо? А сейчас отбоя от туристов нет!

Валерия Клицунова: - Конечно, обучение необходимо. Мы с "Белагропромбанком" проводим обучающие семинары, после которых люди уезжают просто окрыленные. Они знакомятся друг с другом, обмениваются опытом и получают еще и дополнительные знания. Нам нужно подумать и сделать где-нибудь под Минском учебную базу сельского туризма.

Эдуард Войтехович:
- Нам надо такую базу не только под Минском, а по принципу сотовой связи - накрыть всю Беларусь! Ведь такие центры необходимы в каждой области. Подобный "бизнес-инкубатор" мы сейчас пытаемся создавать в Комарово. Вся его структура должна будет обслуживать туризм, но помимо кафе, ресторанов, центров ремесленничества и прочего у нас будет еще и учебная база, конференц-зал, в котором мы сможем проводить семинары и на практике показывать, как можно работать на селе.

Елена Брок: - Да, я тоже столкнулась с тем, что людям нужно обучение. Так, общаясь с нашими председателями районных советов депутатов, сельских советов, я вижу, что они не всегда компетентны в вопросах сельского туризма. Мне казалось, что сегодня про агротуризм уже все давно знают, а оказывается - нет. И мне кажется, что очень полезно будет проводить обучающие семинары не только для хозяев усадеб, но и для представителей местной власти.

Виктор Янковенко: - Вы подняли очень интересные проблемы, на которых я думаю, нам стоит сконцентрировать внимание. Во-первых, я так понимаю, нам нужно проводить "ликвидацию безграмотности" чиновников. Поэтому мы возьмем на себя обучение тех, с кем вам потом предстоит работать. Вовторых, попробуем поставить вопрос об открытии своеобразных опорных центров бизнес-обучения.

О психологии частника и государства

6-Эльвира-Полуян Эльвира Полуян: - Я только начинаю работу в сфере сельского туризма и хочу озвучить те проблемы, с которыми уже столкнулась. У меня усадьба в деревне Новый Двор под Минском. Через нас проходит дорога в Стайки, но на территории деревни нет ни тротуаров, ни велодорожек, ни освещения, ничего. У нас машины ежегодно сбивают людей. Как я могу привезти к нам туристов? На своем участке-то я им гарантирую безопасность, а за воротами? Мы уже обращались в исполком, писали письма, но пришел ответ, что наша улица не входит в план-проект агрогородка местного колхоза. То есть нормальных тротуаров нам пока не видать.

Наша усадьба планирует работать с ребятами на инвалидных колясках. У этих людей, сидящих в замкнутом пространстве, огромная тяга к отдыху на природе. Нас поддерживают организации, объединяющие инвалидов, проводят консультации, как работать с людьми с ограниченными физическими возможностями. Я решила получить кредит на приобретение специального микроавтобуса с лифтом для инвалидов, чтобы была возможность поднять человека, закрепить и поехать по зеленому маршруту. В итоге местный исполком (именно там все решается) в кредите на транспорт мне отказал. Конечно, 32 миллиона кредита, выделенного на другие цели, оказались не лишними: я купила необходимую бытовую технику, спортивные принадлежности, обустроила комнаты. Но вопрос с транспортом-то все равно остается открытым!

Эдуард Войтехович: - Я считаю, что у нас не совсем правильный подход к выделению кредитов. Очень много власти в этом вопросе дано районам. Зачастую решение о выдаче кредита принимается на уровне председателя по принципу: "этот мне нравится - ему дать, а этот обойдется". В то же время Общественные советы по сельскому туризму, созданные у нас в каждой области, никакого влияния на принятие решения не имеют.

Эльвира Полуян:
- Еще одна проблема - природоохранная деятельность. Одним владельцам усадеб этот вопрос не решить. Например, недалеко от нас протекает речка. Вы знаете, что такое водная артерия рядом с городом? Правильно, это - свалка. И тут я одна никак не справлюсь. А ведь мне хочется, чтобы люди не просто приезжали "попить-поесть", мне хочется развивать настоящий туризм. У нас район с богатой историей, с великолепной природой, которая просто нуждается в защите. Я планирую в будущем подготовить информационные брошюры и карту наиболее интересных объектов. Сейчас пытаюсь заинтересовать своими идеями местную школу.

Сергей Меркулов: - Любой чиновник должен ставить себя на место потенциального туриста, у него должно развиваться туристическое мышление. И тогда вопросы чистоты озера, мусорок вокруг зон отдыха, тротуаров, велодорожек и прочие будут решаться намного быстрее.

6-шабловский Валерий Шабловский: - Я борюсь с недопониманием уже несколько лет. В 2002 году мне дали участок для культурно-массовых мероприятий. Я занимаюсь в принципе тем же сельским туризмом. Как и Эльвира, сейчас я работаю с детьмиинвалидами. Но представьте, что изза бюрократических заморочек моя деятельность до сих пор является незаконной. Ведь открывался я раньше, чем появились указы, поддерживающие сельский туризм. В итоге работать по принципу сельской усадьбы я не могу - у меня грозят отобрать землю и дом. Сегодня мне помогают волонтеры, содействуют автобазы, благодарят родители деток, которые отдыхают у меня. У меня есть готовый действующий проект, который приносит пользу многим людям. Нет только одного - взаимопонимания с местными властями.

Сергей Плыткевич:
- Спасибо, вы сейчас подняли очень интересную тему. Думаю, что мы посвятим организации отдыха для инвалидов отдельный материал в нашей газете. Как видим, коллеги, тема сельского туризма затрагивает целый ряд проблем, требующих конкретных действий. Это и взаимодействие усадеб с турфирмами, и необходимость создания единого центра бронирования, и вопросы обучения, и порядок выдачи кредитов, и природоохранная деятельность. К тому же, мы не должны забывать, что в декабре 2010 года заканчивается действие указа, дающего сельским усадьбам налоговые преференции. Каким образом будет строиться работа с усадьбами дальше? Я думаю, все эти поднятые на нашем круглом столе вопросы заслуживают рассмотрения на самом высоком уровне. Ведь именно из таких вот маленьких усадеб, из старания каждого конкретного хозяина в его селе и складывается тот самый большой туризм, который все мы общими усилиями пытаемся развивать в нашей стране.

Подготовила Екатерина АПАРИНА, фото Алексея СУПРУНА

https://www.traditionrolex.com/8