https://www.traditionrolex.com/8
<p>О том, как в настоящее время развивается белорусский туристический рынок, о судьбе «старых» и новых направлений, консолидированности отечественного турбизнеса и тенденциях развития въездного туризма рассуждает глава компании «Топ-Тур» Иван Чура.</p>

О том, как в настоящее время развивается белорусский туристический рынок, о судьбе «старых» и новых направлений, консолидированности отечественного турбизнеса и тенденциях развития въездного туризма рассуждает глава компании «Топ-Тур» Иван Чура.

Иван-Чура – Иван Иосифович, сезон еще не закончен, однако что можно сказать предварительно о его итогах?

– Этот сезон оказался непредсказуемо удачным. Динамика продаж существенно выросла во всех компаниях, это очевидно. Многие популярные направления прибавили в «весе». Я надеюсь, что сезон и закончится так, как начался. Ведь самые пиковые даты, которые каждый год «проваливались», потому что цены зашкаливают, – конец июля-август, в этом году продавались практически без напряжения.

– На фоне каких лет можно констатировать успех в продажах?

– На фоне последних трех лет. Это касается всех направлений, кроме Турции. О каких-то провалах на турецком направлении речь, конечно, не идет, но Турция в этом сезоне стала другой, клиенты стали по-другому воспринимать направление. Тому есть несколько причин. Во-первых, ценовая политика на направлении меняется в сторону увеличения с каждым годом. Во-вторых, можно говорить и об определенном отношении к русскоязычным туристам. В Турции приоритет всегда отдавался европейцам, наши туристы это чувствуют. Это касается вопросов сервиса, обслуживания. Хотя те же россияне и белорусы оставляют денег гораздо больше. По российскому рынку, кстати, тоже прослеживается стабилизация интереса к Турции. Видимо, это объективный процесс, не может же направление расти бесконечно. В один прекрасный момент оно приходит к какому-то равновесию, что мы сейчас, собственно, на турецком примере и наблюдаем. Естественно, когда появился выбор, клиенты стали переориентироваться на другие страны. Какие? В этом году на нашем рынке буквально «взорвалась» Греция.

– Но в Греции также, видимо, предпочитают европейских туристов?

– Нет. Там туристический бизнес держат греки – выходцы из Советского Союза, они прекрасно говорят по-русски, понимают наших людей. Часто обслуживающий персонал: водители, экскурсоводы, отельеры – как говорится, наши люди, мы для них свои. В этом сезоне в Беларуси значительно расширилась линейка греческого направления, а те сегменты греческого турпродукта, которые давно существовали на нашем рынке, значительно укрепили свои позиции. Стабильно отлетал сезон чартер на Крит, он был продан практически в середине сезона. Такие же результаты показывает Родос. У клиентов в этом году была возможность удобно добираться до Тасоса, и они ею пользовались. Салоники продавались с такой динамикой, что чартеры добавлялись прямо по ходу сезона. И, конечно, отдельный чартер на Корфу можно считать настоящим прорывом года.

– Что происходило на болгарском направлении?

– По объемам Болгария выросла значительно. Посольство не успевало принимать документы и выдавать визы. Хотя, будем откровенны, в вопросах сервиса направление сильно не изменилось. Оно всегда имело бюджетный оттенок. Сервис в целом постсоветский, хотя, конечно, можно найти и высококлассный, но все равно до турецкого явно не дотягивает. В этом сезоне из-за того, что «Тез Тур» вышел на Болгарию, появились дополнительные амбиции у белорусских игроков, продукта прибавилось, и цены были весьма приемлемыми для клиентов. Да, не скрою, был демпинг, была бюджетная цена. Однако клиент получил то, что хотел, были различные предложения, и направление выросло. Очевидно, что Болгария в этом году продавалась лучше, чем в прошлом. Кстати, бюджетные цены на Болгарию ни в коем случае не мешали загружать Турцию и, на мой взгляд, способствовали увеличению загрузки Греции, которая буквально «била» все направления отличным соотношением цена–качество.

– Что можно сказать о продажах Апулии, ведь у вас был блок, и немаленький?

– Для новинки сезона Апулия продавалась очень неплохо. Хотя все боялись. Да, первое время у всех были опасения. Отдых специфический, его нужно грамотно подавать для туристов. Вообще Италию надо продавать не так, как мы продаем Турцию. Но факты таковы: в середине лета почти вся апулийская цепочка была продана. На самом деле, это можно назвать парадоксом белорусского рынка. Россия неоднократно пыталась поставить чартеры на Апулию. Не получилось. Возьмем другой сегмент рынка. Турция, Кушадасы. Ведь Россия в Кушадасы практически не летает. А из Минска самолет летает каждый день, а иногда в Измир отправляется и по два ежедневных чартера. Это говорит о том, что не надо смотреть  в рот россиянам и ориентироваться только на их рынок. У белорусов, видимо, какие-то свои представления об отдыхе, о стиле, о курортах. Поэтому напрасно нас пугали накануне сезона: «Вот, у россиян не получается Апулия, чего вы-то лезете?!» Россия и Беларусь – это два разных рынка.

– Как в белорусских фирмах меняется доля продаж российского турпродукта?

– Пока доля существенная. Российские туроператоры создали много турпродукта, которого в Беларуси нет. У нас просто нет возможности, нет дальнемагистральных  самолетов, чтобы создавать подобный турпродукт. Многие массовые направления давно существуют и отлично продаются и у нас, но также немаленькое количество популярных сегментов в Беларуси отсутствует. По-прежнему продаем чужой продукт с вылетом из Москвы и Киева. Тут уж причина в ценовой политике. В то же время белорусы стали меньше летать из чужих портов – 2-3 года назад из Минска в Москву и Киев ежедневно уходило 5-6 автобусов. Сейчас ситуация поменялась. Минчане стали больше летать из Минска, а та часть граждан, которая имеет шенгенские визы, переориентировалась на вылеты из Вильнюса бюджетными перевозчиками. В целом, в последние годы мы стали продавать больше собственного продукта. И это правильно. Мы несем ответственность за клиента и отвечаем за качество своей работы. Когда обанкротились крупные российские компании, такие, как «Ланта-тур», «Капитал Тур», белорусские фирмы серьезно «попали на деньги». Эти случаи нас многому научили. Когда продаешь свой продукт, ты обязан за него отвечать. 

– Кстати, об ответственности. Как вы относитесь к финансовым гарантиям, которые вот-вот будут введены?

– Нельзя утверждать, что они будут введены, поскольку в настоящее время идет процесс согласования  проекта Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах страхования ответственности за причинение вреда в связи с осуществлением отдельных видов деятельности». И я понимаю интерес государства в вопросе защиты  прав потребителя при осуществлении ими поездок. Но с точки зрения практика, с точки зрения человека, который реально оценивает риски в турбизнесе и заинтересован в ненанесении вреда потребителю услуг, я не поддерживаю идею создания  гарантий в виде страхования туроператорской деятельности. Думаю, что эти «гарантии» в таком виде не только не обеспечивают должного механизма защиты прав потребителя, но и  ухудшают его положение. Самое главное – на сегодняшний день механизм страхования гражданской ответственности туроператорской деятельности не проработан должным образом, его результат может быть только один: удорожание туристического продукта. К тому же не будем забывать, что примеры введения аналогичных проектов обязательного страхования профессиональной ответственности туроператорской   деятельности отрицательно зарекомендовали себя в сфере туризма в Российской Федерации. Когда разорились крупнейшие российские туроператоры, вместе с ними обанкротились и страховые компании – они не смогли выплатить все страховые суммы, у них просто не хватило денег, и клиенты не получили надлежащих компенсаций. Не исключено, что наилучший вариант для Беларуси – создание целевого страхового фонда. 

– Но этот фонд также ляжет дополнительной финансовой нагрузкой на туриста. Еще один доллар к путевке?

– Но ведь мы  берем с туриста доллар за страховку от несчастного случая и болезней, берем доллар за страховку от невыезда, и человек чувствует себя защищенным. Так почему бы не брать еще доллар «от банкротства турфирмы»?.. Но повторюсь: идеального механизма пока не видно.

Иван Иосифович, можно ли сказать, что белорусский турбизнес стал более консолидированным и сплоченным в плане альянсов на новых направлениях?

– Наверное, о настоящем сплочении говорить рано. Но тенденции действительно наметились. Самый свежий пример – наш альянс в отношении Иордании, которая стартует небольшой чартерной цепочкой в октябре. Такие проекты, естественно, осуществляются только совместными усилиями, в одиночку такое не сделаешь. Но и направление само по себе новое – в этом сезоне у туристов будет хорошая альтернатива Египту. Ненамного дороже, но сервис великолепный. Все отели новые, что очень ценят туристы, население  гостеприимное. Ну и важно, что есть заинтересованность со стороны иорданского турбизнеса по отношению к нашему рынку. В настоящее время ведем переговоры об организации совместных презентаций. Но в первую очередь – расчет на свои силы, на наш альянс. Надеюсь, что у нас все получится.

– Что продается сейчас и на какие направления будет сделан упор  осенью?

– Что касается нынешнего активного сезона, то осталось лишь несколько заездов на Турцию. Продажи тоже идут, и, я считаю, неплохо. Все остальное продано. Как всегда в это время, начинаем продавать Египет, но уже есть цены и на Иорданию. Также в этом году мы предлагаем туристам отправиться прямым чартером с 22 сентября по 2 октября из Минска на Сицилию. Надеемся, что на следующий год будет организована отдельная чартерная цепочка на этот остров. Таким образом, из Минска будут летать самолеты и на Сицилию, и на Апулию – линейка итальянских предложений значительно расширится. Нужно заметить, что сейчас такое понятие, как межсезонье, нивелируется. Опыт прошлого года показал, что в осенне-зимний период можно очень много продавать. Мы не сокращаем штат, мы не отправляем менеджеров в отпуска за свой счет, как это было в прежние годы. Потому что есть что продавать. Появилось много достаточно доступной экзотики. Мы можем предложить туристам хорошие турпакеты в Шри-Ланку, Вьетнам, Китай,  Мексику. По-прежнему большой  популярностью пользуются  ОАЭ, Таиланд, Гоа.  Направления развиваются во многом благодаря тому, что есть удобная перевозка – ее предлагают такие авиа­компании, как «Этихад», «Турецкие авиалинии» и другие. Ну, и, конечно, в августе-сентябре начинаем активно продавать горные лыжи. Чартеров на горнолыжные направления из Минска не было вот уже несколько лет. Но туристы пересели на регулярные рейсы, а многие предпочитают добираться до курортов на своих автомобилях. В конце концов, до Австрии не так далеко. Один транзитный ночлег – и вы на курорте.

– «Топ-Тур» – крупный оператор не только по выездному туризму. Ваша фирма занимается еще и инкамингом. Что в этом сегменте происходит в последнее время?

– Происходит отток российских туристов из белорусских санаториев. Если в прошлом году получить дополнительное место в популярных белорусских санаториях было нереально, то этим летом мы всегда могли забронировать дополнительное место сверх блока, который продавали. Причина – выросшие цены. И мы уже слышим от наших российских клиентов и партнеров комментарии по этому поводу. «Мы будем отдыхать у себя, – говорят они, – мы ехали к вам потому, что получали хорошие отзывы о соотношении качества и цены». Дело в том, что в российских санаториях качество отдыха и лечения не хуже, но цены до определенного времени были гораздо выше. Сейчас наши цены выравниваются. Зачем россиянам тратить деньги на трансфер и дорогу, когда то же самое – то же оздоровление, лечение, такие же погодные и природные условия – они могут получить у себя в стране? А кроме санаториев, нам россиян  привлекать нечем. Агротуризм, экскурсионка – это капля по сравнению с белорусским «санаторным инкамингом». На сегодняшний день Беларуссь имеет сотни санаториев, где отдыхает 60–70, а иногда и 80% россиян. Что будет дальше с этим потоком – мы не знаем. Если не будет остановки цен, мы этот поток можем потерять.

– Раньше мы говорили о том, что Беларусь могла бы зарабатывать на конгресс-туризме? Видимо, этот вектор вообще не актуален?

– Иностранные группы есть, но их очень мало. Зато внутри страны пошло движение – конгрессы, конференции. На этом тоже можно зарабатывать. Мы организуем аренду зала, питание, трансфер, проживание, потому что люди часто приезжают в столицу из различных областей, предлагаем экскурсионную программу. То есть мы предоставляем услуги. И это тоже туризм. Не скажу, что это огромный сегмент. Но работа такая нами проводится. Мы, конечно, рассчитываем на чемпионат мира по хоккею. Это значительное событие, ожидается большой приток туристов. У чемпионата есть генеральный туроператор, а «Топ-Тур» является  партнером чемпионата. Мы готовим наш сайт для онлайн-продаж, чтобы любой клиент мог на нашем сайте забронировать все необходимые услуги.

– Иван Иосифович, «Топ-Тур» –многопрофильный туроператор. Это концепция себя оправдывает?

– Конечно. Сегодня Крым продается, а завтра нет. Сегодня хорошо идет Европа, а завтра – Азия. Сегодня популярны автобусные туры, а завтра – авиа. У туристической компании в портфеле должно быть много предложений. Да, тяжело. Но лучшей концепции для туроператора, чем многопрофильность, я не вижу.

Беседовала Лилия КОБЗИК

https://www.traditionrolex.com/8