Максим ПУРЕНОК
Поселений с названием Волма в Беларуси несколько – в Дзержинском, Червенском и Смолевичском районах. Существует предание о девушке Волме, погибшей со своим возлюбленным в противостоянии с князем при защите собственной чести. В реальности скорее всего название дали обильные заливные луга, ведь по-старобелорусски «волма» означает впадина в пойме реки, переувлажненная притеррасная полоса, заросшая старица; диалектно – заросли мелкой (кустовой) ивы. Недаром во всех Волмах наличествуют низинный рельеф и болотистые территории, а недалеко находящиеся населенные пункты называются Ивенец, Ивники, Ивье, Лозовый Куст и т. п.
В народных поверьях ива (верба) символизирует жизненную силу, гибкость и стойкость. Именно эти качества нашли отражение в судьбе Волмы-Койдановской (так поясняли в разговоре, чтобы отличать от одноименных населенных пунктов), что в 40 км западнее Минска.
Местность здесь холмистая, со значительными перепадами высот – типичная Минская возвышенность. Пригорки, словно застывшие волны, покрыты лесом, обвиты голубой лентой реки Волмы – левого притока Ислочи. По упомянутой выше причине, если требовалось, уточняли – Волма-Ислочская; неправильное разговорное название – Волмянка и, ранее, Волька.
В 1161 году поселение упоминается в летописях как Городок на окраине Полоцкого княжества. С 1581 года Волма имела статус местечка на пересечении дорог из Ивенца в Минск и из Ракова в Койданово (сейчас – Дзержинск).
В 1751 году на холме в центре местечка был возведен двухбашенный деревянный католический храм Успения Пресвятой Девы Марии в стиле барокко. Как и полагалось, он был безусловной ландшафтной доминантой, величественно возвышаясь над окрестностями. Позже ему довелось побыть православной церковью. Во время Второй мировой войны лишь чудо спасло согнанных в костел местных жителей от участи быть сожженными заживо. Одному Богу известно, чем и как аргументировал священник, но каратели в последний момент изменили свои планы.
После войны храм был разграблен и осквернен – превращен в школьный спортзал, потом в зернохранилище. Полвека назад остатки строения были разобраны, а рядом, у сельского Дома культуры, возникла танцплощадка. Это место чем-то напоминало языческое капище. На фрагментарных остатках фундамента в начале XXI века из красного и светлого кирпича построен псевдонеоготический костел Св. Иоанна Крестителя с главной башней остроугольной формы высотой 22 м, выходящей к главной площади деревни.
В плебании (доме ксендза) подвижническими стараниями неординарного настоятеля собраны и с любовью отремонтированы многие уникальные предметы культа и домашней утвари, народные музыкальные инструменты, так что впору создавать полноценный музей местечкового быта.
Рядом с костелом размещается усадебно-парковый комплекс известного рода Ваньковичей, являющийся памятником дворцово-усадебной архитектуры. С ХIX до второй трети ХХ века Волма была центром жизни округи, здесь собиралась на увеселения почтенная публика. В 1921–1939 гг. совсем рядом проходила граница с СССР, и всего в нескольких километрах восточнее несчастные крестьяне, бесплатно работающие в колхозе, с тихой ненавистью завидовали «буржуйским гулям».
Усадьба также в свое время подверглась разграблению, потом была школой-интернатом. Сейчас на этом месте учебно-гостиничный комплекс и экологический парк Международного экологического университета имени А.Д. Сахарова. В связи со спецификой вуза здесь создана автономная система энергообеспечения с использованием возобновляемых источников энергии (солнечные коллекторы; разные типы ветряков; котельная, работающая на древесных отходах и биомассе; на одном из прудов как учебная установка стоит небольшая плотина микроГЭС) – они служат демонстрационными объектами возможностей применения альтернативных источников энергии для освещения территории и подогрева воды.
Есть плантации ивы как энергокультуры (ведь здесь, как помним из вступления, идеальные условия для ее выращивания) – ветви быстрорастущего растения сжигают в специальных установках для получения тепла. По мини-ферме разгуливают страусы и цесарки. Деревянные прямоугольные беседки – это классы для учебных занятий на открытом воздухе. Сейчас здесь студенты проходят практику, а в будущем планируется создать загородный кампус МГЭУ. В комплексе возможно размещение, работает прокат удочек, спортивного инвентаря (беговые лыжи, санки, велосипеды, комплекты для бадминтона), организованы места для пикников.
Относительно неплохо сохранились двухэтажный основной дом усадьбы, напротив него – флигель-кухня (реконструируется под столовую, в подвале разместят ресторан), служебный корпус. От часовни-усыпальницы Ваньковичей остались лишь развалины – угол здания со стенами полуметровой толщины из красного кирпича. Как и полагается старинной аристократической усадьбе, до сих пор живы предания о подземных ходах и кладах.
При Ваньковичах был заложен розарий. Как остатки былого сада до нашего времени произрастают одичавшие кусты ирги, шиповника, боярышника и сирени. Старожилы в детстве обожали вкусные сладкие ягоды ирги (в просторечии «агаткі»), из них варили варенье. Осенью кустарник служит ярким украшением, выделяясь потрясающей красоты желто-красной листвой. В небольшом парке пейзажного типа с тенистыми аллеями растут тополя, клены, липы, вязы, ели, двухвековые лиственницы и грабы, еще старше – величественные ясени и дубы.
Неглубокий пруд с прозрачной и очень чистой водой, подпитываемый ключами, выкопан два столетия назад, в нем выращивались карпы и караси. Водоем и сейчас зарыблен; получив разрешение, можно заняться рыбной ловлей. По озеру плавают утки и величественные лебеди. На зарастающем пруду можно увидеть хатки бобров и построенную ими плотину. Если повезет – встретите цапель.
Вроде бы очаровательное место для жизни и отдыха. Сейчас в окрестностях много элитных дач, строятся дорогие коттеджи, причем в самых красивых местах. К сожалению, не все коренные жители, что уж говорить про пришлый люд, чтят историческую память и бережно относятся к природной красоте…
Несмотря на близость к столице (или скорее «благодаря» ей) и живописные пейзажи, демографическая ситуация, по признанию местного молодого ксендза, удручает: за последние 5 лет в приходе на 300 похорон было только 1 венчание! Слабую надежду на возрождение вселяет гнездо аистов на нижней башне костела – красивый и добрый знак, ведь аист исстари – символ удачи и детородия; поселившись на крыше, он становится покровителем окрестностей, приносит счастье округе.
Рядом с Волмой, в пределах десятка-полутора километров – парк активного отдыха «Якутские горы» у д. Якуты, Раков, ландшафтный заказник «Тресковщина», Аксаковщина, гора Святая (ныне – Дзержинская) – самая высокая точка Беларуси. Так что Волма, несомненно, очень интересна и при соответствующей раскрутке в будущем может быть включена в достойные внимания туристические маршруты.
Хотелось бы, чтобы после полного восстановления усадьбы здесь была возможность сытно покушать, ведь когда-то славилась здешняя корчма «Волмочка», совершить прогулки верхом, узнать о традициях древних ремесел (например, лозоплетения и т. п.). Совсем не лишней будет и сувенирная лавка, ведь уже и сейчас регулярно наведываются посетители, в том числе заграничные гости. Они восхищаются, а на память увозят лишь собственноручно сделанные фотографии да яркие впечатления.
Волма влюбляет в себя с первого взгляда и, как и многие другие места в Беларуси, заслуживает лучшей доли.