https://www.traditionrolex.com/8
<p>Согласитесь, едва ли что-то может быть менее ожидаемым и более неприятным, чем испорченный отдых. При этом мы почти всегда готовы смириться с объективными тому причинами (или, как их называют в договорах, «форс-мажорными обстоятельствами»). Но принять как должное, как «неизбежное зло» нарушение гарантированных нам прав и свобод не согласится, по-моему, даже самый непритязательный и толерантный из нас. (Особенно если с нашей стороны соблюдаются все нормы закона и правопорядка!).</p>

Уважаемые читатели, друзья и коллеги!

Туризм-и-право_3 Согласитесь, едва ли что-то может быть менее ожидаемым и более неприятным, чем испорченный отдых. При этом мы почти всегда готовы смириться с объективными тому причинами (или, как их называют в договорах, «форс-мажорными обстоятельствами»). Но принять как должное, как «неизбежное зло» нарушение гарантированных нам прав и свобод не согласится, по-моему, даже самый непритязательный и толерантный из нас. (Особенно если с нашей стороны соблюдаются все нормы закона и правопорядка!).

Да, в повседневной жизни и в быту многие с этим… умалением закона, его избирательностью или с явным попранием гарантированных нам прав и свобод готовы мириться и даже приспособились «жить – не тужить, несмотря ни на что». Но! – только не на отдыхе. Ибо это для нас (как, впрочем, и для всех) – священно и неприкосновенно! Здесь мы всегда готовы если не на бой, то на решительный поиск крайнего с обязательным наказанием ответственного, и без каких-либо поблажек и снисхождений. И каково бывает наше разочарование и даже отчаяние, если в этой «праведной борьбе» мы теряем веру в справедливость?!

Да, дорогие друзья, жалобы на то, что «вопросы законности и правопорядка в наше время зачастую решаются лишь с помощью денег и связей» каждый из нас слышал не раз. И так было всегда и везде, но – до тех пор пока люди сами, вольно или невольно, своим соучастием или пассивностью, молчанием, а то и просто невежеством способствовали противозаконным действиям. Ибо чаще всего о своих проблемах и бедах мы всерьез задумываемся, лишь оказавшись застигнутыми ими врасплох. И тогда уже, согласно старинной поговорке «Пока гром не грянет…», охаем и возмущаемся: «Ну кто бы мог подумать?! Ах, если бы я только знал…».

И вот именно в этом – незнании своих прав, неготовности к неприятностям или попустительстве беззаконию – нам представляется корень большинства наших бед и поражений.

Как правильно разобраться с возникшей (или возможной) проблемой и разнообразными юридическими тонкостями? Как грамотно подготовиться к противостоянию в спорных, конфликтных ситуациях? Как эффективно защитить себя в случае беззакония?

Вот обо всем об этом и многом другом, что так или иначе касается темы правового регулирования отдыха и туризма, наши читатели будут узнавать теперь с помощью специально созданного правового отдела нашей газеты и соответствующего ресурса на нашем интернет-портале, а точнее, из его постоянных информационных рубрик, с идейным содержанием которых мы считаем необходимым ознакомить вас прямо сейчас, прежде чем вы сможете стать их постоянными читателями, участниками и даже соавторами.

НОВОСТИ

Данная рубрика будет информировать вас о текущих событиях и ситуациях, которые возникают в нашей стране и за рубежом и касаются правовых аспектов туризма и отдыха.

ОФИЦИАЛЬНО

Рубрика предназначена для статистики, уведомления, интервью, комментариев и разъяснений из официальных источников и от их представителей.

Раздел АКТУАЛЬНО и его рубрики:

Правила, запреты, разрешения…

Особенности того, что можно, а что нельзя не только в том или ином зарубежье, но даже… у нас стране. Или вы полагаете, что достаточно лишь лояльности и законопослушания, чтобы быть уверенным в благосклонности контролирующих ведомств? Или все же при встрече с их представителями нужно «держать ухо востро»? Ведь из опыта проживания в нашей стране и старинной поговорки каждому известно, чту готовы разбить себе излишне усердные умники, «молясь» на отчетность или злоупотребляя собственным «превосходством и значимостью». Поэтому в данной рубрике вы найдете информацию о том, что должен знать не только каждый турист, отправляющийся за рубеж, или простой – законопослушный – гражданин, живущий в нашей стране, но и предприниматель, чья сфера деятельности связана с туризмом и отдыхом.

«За границей нам помогут!»

Сведения справочного характера и конкретные примеры, куда и как обращаться в случае каких-либо происшествий, конфликтов или правонарушений.

Народ не молчит о том, что…

Обзор, дайджест отзывов и комментарии на актуальные темы интернет-форумов, касающиеся правопорядка в сфере туризма и отдыха.

ПРАВО И ДЕЛО

Этот раздел предназначен для статей, исследований, анализа конкретной спорной ситуации. Цель – информационная поддержка тех, кто отчаялся самостоятельно добиться справедливости в ситуации правового абсурда, то есть когда, казалось бы, право – есть, а на деле – недоразумение или полная противоположность законности и справедливости.

Да, с одной стороны смиряться или роптать на судьбу (подобно библейскому Иову) – право каждого, чья проблема касается только его и на нем замыкается. Но как быть, когда от нашего выбора «терпеть или бороться?», от положительного решения возникающих проблем зависит не только наша личная судьба, но и дальнейшее положение окружающих нас людей, благополучие их и нашей общей среды обитания; когда от исхода нашего дела крепнет всеобщая вера в торжество справедливости или очередной раз утверждается в своих «правах» зло и безнаказанность, сея апатию и безверие? На наш взгляд, залогом всеобщего благополучия и правопорядка может быть только полное соблюдение всех гарантированных нам прав и свобод, абсолютное равенство всех перед законом, ответственность и неотвратимость наказания каждого за пренебрежение законом. Естественной должна быть ситуация, когда на каждый «рядовой» факт беззакония или несправедливости обращается внимание не как на частную проблему, а как на проявление симптомов болезни общества, грозящей перейти в явную (или скрытую) эпидемию. И поэтому каждый человек (или группа лиц), вступивший на путь борьбы за свои права и достоинства (в рамках существующего закона!) должен оцениваться, как отстаивающий не только свой личный интерес, но и как способствующий укреплению всеобщего правопорядка и законности.

В этой связи газета «Туризм и отдых» объявляет о правовой помощи и информационной поддержке всем законопослушным гражданам (будь то физические или юридические лица), кто каким-либо образом оказался в ситуации «правового абсурда», стал «без вины виноватым» или просто желает знать, правильно ли, законно ли поступил тот или иной работник, клерк, чиновник или даже представитель органов правопорядка, наделенный полномочиями, но с сомнительной компетенцией относительно «буквы закона». Теперь, позвонив в редакцию или по контактному телефону нашего правового отдела (смотрите внизу), вы сможете не только
узнать о каком-либо правовом аспекте интересующей вас проблемы, но и предложить свою тему для исследования и анализа уже сложившейся ситуации.

Паноптикум правового отдела

Основным поводом, темой для статей данной рубрики станет то или иное противоречие правового характера, обозревая которое, с одной стороны нельзя сказать, что оно содержит в себе внеправовой характер, но с другой стороны – трудно сдержать удивление от таких «норм правописания» и их соблюдения.

ВОПРОС – ОТВЕТ

Ответы на вопросы читателей газеты и посетителей сайта касательно правовых аспектов туризма и отдыха.

А начало своей деятельности наш правовой отдел решил посвятить краткому обзору общепризнанных принципов и норм международного правового регулирования туризма.

Туризм-и-право

БЕЛАРУСЬ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИЗМА

Для любой страны, где развитие сферы туризма является не только государственной программой, но и закреплено в виде закона (как в Беларуси), влияние и опыт международного правового регулирования туризма должно быть существенно и для национального законодательства в данной области. Так ли это?

Если говорить об иерархии в международном правовом регулировании туризма, то на первом месте, конечно же, окажется значение и роль Всемирной туристской организации (ВТО).

Эта специализированная организация, созданная в 1975 г. в системе ООН, играет не только решающую роль в пропаганде и развитии международного туризма, но и «призвана способствовать экономическому развитию, международному взаимопониманию, миру, благосостоянию, а также взаимному уважению, безусловному соблюдению гражданских прав и основных свобод». Выполняя эту миссию, ВТО уделяет особое внимание интересам развивающихся стран в сфере туризма. И в настоящее время в эту международную структуру входит около 150 стран. Беларусь стала членом Всемирной туристской организации в 2005 году. Штаб-квартира ВТО находится в Мадриде.

С момента создания ВТО международными организациями был принят ряд важнейших документов по вопросам туризма. Вот основные из них по годам принятия:

Манильская декларация по мировому туризму (1980 г.)

Принята Всемирной конференцией по туризму, проходившей в Маниле (Филиппины). Декларация определила место туризма в современном обществе, а именно: «Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую сферы жизни государств и международных отношений». Особо в этом акте подчеркивается связь между туризмом и правами граждан на отдых, отпуск и свободные передвижения. «Учитывая широкое распространение этих прав как прямого следствия права на труд, правительства и общество должны переосмыслить понятие туризма и предоставлять гражданам реальные возможности доступа к туризму». В декларации рассматривается и экономическая составляющая туризма. Он признается одной из основных отраслей мировой экономической деятельности. «Развитие внутреннего туризма положительно сказывается на внутренней экономике страны, поскольку балансирует ее, что должно способствовать деятельности государств по поощрению соответствующих капиталовложений».

При этом участниками конференции было отмечено, что туризм нельзя оценивать только с экономической точки зрения. «Важное значение в сфере туризма имеют чувство принадлежности к какой-либо культуре и народу, солидарность с соотечественниками, возможность гражданина реализовать свое право на отпуск, озна­комиться с тем, что его окружает, укрепить национальное сознание». Стоит также отметить и то, что данная декларация определила и приоритет духовных ценностей в туристической сфере, к которым относятся:

1) полное и гармоничное развитие человеческой личности;

2) постоянно возрастающий познавательный и воспитательный вклад;

3) равные права народов в определении своей судьбы;

4) освобождение человека (как право на уважение его достоинства и индивидуальности);

5) признание самобытности культур и уважение моральных ценностей народов.

В документе также отмечается и международное значение туризма как фактора, содействующего взаимопониманию между народами, и уделяется особое внимание социальному туризму, рассматриваемому как цель, к которой должно стремиться общество, путем поддержки молодежного туризма, туризма лиц преклонного возраста и инвалидов. Особо отмечено и то, что туризм имеет влияние на сферу занятости в государствах, поскольку способствует созданию новых рабочих мест.

Гаагская декларация по туризму (1989 г.)

Принята межпарламентской конференцией по туризму, проведенной в Гааге (Нидерланды). Содержание декларации сводится к закреплению 10 основных принципов, которые необходимо соблюдать всем участникам отношений в сфере туризма. В каждом принципе закреп­ляются основополагающий тезис и рекомендации по его реализации:

1. Определение туризма, под которым понимаются не только все свободные перемещения людей, но и сфера услуг, созданная для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений. Здесь же определяется значение туризма для жизни человека и общества: «Туризм должен быть заботой каждого. Он является одновременно следствием и решающим фактором качества жизни в современном обществе. Поэтому парламентам и правительствам следует уделять все более активное внимание туризму с целью обеспечения его развития в гармоничном соответствии с обеспечением других основных потребностей и видов деятельности общества».

2. Социально-экономическая составляющая туризма: «Туризм может быть эффективным средством содействия социально-экономическому росту всех стран… условием этого является приемлемый уровень самообеспечения туристической сферы, при котором страна не должна тратить больше того, что она надеется получить от туризма».

3. Необходимость охраны окружающей природной среды и иных туристических ресурсов.

4. Определение иностранного туриста: «Иностранным туристом является любой человек, который намерен совершить путешествие и/или совершает путешествие в любую другую страну помимо той, которая является его или ее постоянным местом проживания; и основной целью путешествия которого является поездка или пребывание, не превышающее трех месяцев, за исключением тех случаев, когда разрешено пребывание сроком более трех месяцев или возобновлено трехмесячное разрешение; и который не будет осуществлять какой-либо оплачиваемой деятельности в посещаемой стране вне зависимости от того, было ли ему это предложено или нет; и который в конце указанной поездки или пребывания в обязательном порядке покинет посещаемую страну или для возвращения в страну его или ее постоянного проживания, или для поездки в другую страну.

5. Право каждого человека на отдых и свободное время, «включая право на разумное ограничение рабочего времени и периодические оплачиваемые отпуска, а также право свободно путешествовать, подлежащее разумным ограничениям, которые ясно предусмотрены законом и которые не ставят под сомнение сам принцип свободы передвижения…»

6. Упрощения туристских формальностей. «Государственному и частному секторам следует принять эффективные меры по упрощению туристских путешествий, поездок и пребываний как в индивидуальном порядке, так и на коллективной основе, независимо от используемого вида транспорта; внесению эффективного вклада в расширение туристских путешествий, поездок и пребываний путем принятия соответствующих мер по управлению туристских формальностей относительно паспортов, виз, медицинского и валютного контроля и статуса туристических представительств за границей…».

7. Безопасность и защита туристов и уважение их достоинств.

8. Принципы взаимосвязи проблем безопасности в туризме и угрозы терроризма.

9. Качество туризма как межличностной деятельности. «В этой связи должны быть приняты эффективные меры по подготовке отдельных лиц для путешествий и туризма, в частности путем включения туризма в учебные планы школ и высших учебных заведений; повышению престижа туристических профессий и поощрению в первую очередь молодежи к выбору карьеры в области туризма; обучению преподавателей, постоянному процессу образования и проведения курсов повышения квалификации для всего туристического персонала или преподавателей, вне зависимости от их уровня; признанию важнейшей роли средств массовой информации в развитии туризма».

10. Основные составляющие взаимодействия между туризмом и публичными властями. «Необходимость глобального подхода к проблемам, возникающим в связи с туризмом, требует создания подлинной национальной туристической политики, при выработке которой парламенты, получив соответствующие возможности, могли бы играть особую роль, с тем чтобы иметь возможность принять отдельное законодательство по туризму и, если потребуется, имеющий законную силу Кодекс туриста».

Хартия туризма и «Кодекс туризма» (1985 г.)

Одобрена на 6-й сессии Генеральной ассамблеи ВТО. Фактически документ содержит рекомендации по деятельности нескольких субъектов туристической сферы: государства, представителей местного населения туристических районов, работников в сфере туризма и самих туристов. Рекомендации для них содержатся в специальном разделе «Кодекс туриста». «Государствам следует разрабатывать и проводить политику внутреннего и международного туризма,… при этом местное население само должно иметь возможность доступа к туристическим ресурсам. Оно также вправе ожидать понимания и уважения к своим обычаям, религиям и прочим сторонам своей культуры, что должно обеспечиваться распространением соответствующей информации среди туристов. Местное население также должно принимать туристов с лучшим гостеприимством».

Работники в сфере туризма, от которых зависит качество туристического продукта, также вправе рассчитывать на содействие со стороны государства, выражающееся в создании благоприятных условий их деятельности, обеспечении возможности профессиональной подготовки, сотрудничества между собой и с публичными властями. А сами туристы должны «способствовать взаимопониманию между народами; проявлять уважение к укладу жизни и законодательству стран пребывания; с пониманием относиться к обычаям, верованиям и поступкам местного населения; воздерживаться от подчеркивания различий, существующих между ними и местным населением; быть восприимчивыми к культуре местного населения; препятствовать эксплуатации кого-либо в целях проституции и распространению наркотиков».

Туристы имеют право на: «смягчение административного и финансового контроля; возможно лучшие условия на транспорте; свободный доступ к районам туристского интереса; надлежащую информацию об условиях путешествия; личную безопасность и безопасность своего имущества; возможность пользоваться средствами общественной гигиены и предоставления информации по предупреждению распространения инфекционных заболеваний; доступ к средствам связи и административным и юридическим процедурам; возможность исповедания своей религии; обращение в законодательные органы и общественные организации для наилучшего осуществления права на отдых».

Осакская декларация по туризму (1994 г.)

Принята Всемирной конференцией министров по туризму в Осаке (Япония). Декларация посвящена росту и значению международного туризма, развитию индустрии туризма, воздействию международного туризма на общество и окружающую среду, соотношению международного туризма и мира на земле, а также роли правительств и международных организаций в сфере туризма.

Туризм-и-право_2

Глобальный этический кодекс туризма (1999 г.)

Принят в Сантьяго (Чили) на 13-й сессии Генеральной ассамблеи ВТО. Кодекс содержит 9 статей, определяющих «правила игры» для туристических направлений, правительств, туроператоров, застрой­щиков, туристических агентств, трудящихся и самих путешественников. Десятая статья посвящена решению спорных вопросов и впервые знаменует собой наличие в таком кодексе механизма его реализации. В кодексе также освещаются и такие вопросы в сфере туризма, как взаимоуважение людей и сообществ; обязанности профессионалов туристического бизнеса; право на туризм; свобода туристских перемещений; права работников и предпринимателей в туриндустрии. Туризм рассматривается как двигатель индивидуальной и коллективной самореализации; фактор устойчивого развития; пользователь и творец культурного наследия; полезная активность для принимающих стран и сообществ.

Осакская декларация тысячелетия (2001 г.)

Принята на Конференции лидеров туризма тысячелетия, которая прошла в Осаке (Япония). В ней не только констатируются достижения сферы туризма к началу XXI в., но и поднимаются проблемы развития рынка международного туризма, сохранения культурного наследия на основе туризма, внедрения в туристическую сферу современных информационных технологий. «Будучи убежденными, что знакомство с различными культурами и традициями посредством туризма представляет собой важный фактор обеспечения мира и международного взаимопонимания и что обязательными условиями успешного развития туризма являются мир и безопасность; осознавая феноменальный, в последние 50 лет рост туризма, который стал одним из ведущих направлений социально-экономической деятельности в начале XXI века; рассчитывая, что в ближайшие два десятилетия туризм продолжит свой значительный рост, содействуя повышению диверсификации продуктов и усилению соревновательности…; воодушевленные мощнейшим положительным воздействием туризма на экономику стран и на общество в целом, особенно в плане создания рабочих мест; но при этом осознавая связанные с ним потенциальные отрицательные риски культурного, экологического и социального характера, которые проявляются при безответственном планировании, управлении и мониторинге туризмом; будучи убежденными, что глобальный этический кодекс туризма является хорошей основой и четким ориентиром для развития туристической индустрии в XXI веке… участники Конференции Тысячелетия, выражая свое убеждение в том, что туризм должен и может способствовать строительству более мирного, гуманного, устойчивого, братского и объединенного мира, призывают Всемирную туристскую организацию, правительства и частный сектор принять все меры, нацеленные на выполнение положений данной Осакской декларации».

... Зависит не только от нас

Такой вот общий обзор международных деклараций и договоров, регулирующих принципы и нормы правового регулирования туризма. Можно лишь добавить к этому, что международные договоры в области туризма классифицируются на многосторонние (как то: Шенгенские соглашения Европейского союза «О едином визовом и туристическом пространстве») и двусторонние. Наиболее эффективным и перспективным признается многостороннее сотрудничество государств по правовому регулированию международной туристической деятельности; двустороннее же не обладает такой характеристикой. Тем не менее практика двустороннего регулирования отношений в области туризма активно развивается как в нашей стране, так и в СНГ. (Так, в соответствии с решением глав правительств Содружества Независимых Государств в сентябре 1994 г. образован Совет по туризму стран СНГ. Основными актами о сотрудничестве государств – участников СНГ в области туризма являются: «Межправительственное соглашение от 23 декабря 1993 г. «О сотрудничестве в области туризма»; «Рекомендательный законодательный акт Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ от 29 октября 1994 г. «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма»).

Выгодно ли Беларуси быть членом ВТО? Еще год назад, отвечая на этот вопрос корреспонденту нашей газеты, директор Департамента по туризму Вадим Кармазин отметил, что членство Беларуси в ВТО – стратегический ход, который позволяет государству выйти на принципиально новый уровень развития туристической отрасли, подчеркнув, что членство в ВТО дает Беларуси возможность участвовать в принятии решений, касающихся мировой туристической отрасли. При этом он уточнил: «ВТО – ведущая международная организация в сфере туризма. Членство в ВТО для туристической отрасли Беларуси означает то же самое, что и участие Беларуси в ООН. Напомню, решение о вхождении страны в эту международную структуру принималось на самом высоком правительственном уровне, это не было решением отдельного министерства. Членство в такой организации – это определенный статус, статус государства, которое действительно заинтересовано в развитии туристической сферы. Главное, что дает Беларуси членство во Всемирной туристской организации, – это участие в образовательных программах. Поймите, ВТО – не организация-грандодатель, такой функции у нее нет, поэтому говорить о какой-то прямой выгоде неуместно. Наша страна очень заинтересована в стажировках специалистов, статистических и маркетинговых исследованиях, которые предоставляются этой международной структурой». («Зачем Беларуси ВТО?», «Туризм и отдых», 20.09.2011 г.).

Соблюдаются ли все эти, без сомнения, замечательные принципы и соглашения? Что способствует, а что мешает нормальному, цивилизованному, устойчивому развитию туризма не только в нашей стране, но и за рубежом? Какие замечания имеются у нас, наших юристов и работников туристических организаций к Закону Республики Беларусь «О туризме» и внесении изменений и дополнений в данный Закон от 16 июня 2010 г.? Всеми этими и многими другими вопросами будет теперь заниматься специально созданный правовой отдел нашей газеты и соответствующего ресурса на нашем интернет-портале.

Но как долго и эффективно нам предстоит работать – зависит не только от нас, но и от вашего интереса и желания.

Если у вас имеются замечания по прочитанному или вопросы по будущим темам, вы всегда можете написать об этом на электронный адрес редакции нашей газеты tio@tio.by, правового отдела mim06@mail.ru или позвонить по следующим телефонам:
(017) 213-09-26; (МТС) 705-25-67, (Velcom) 44 702-54-97.

Игорь МОСКАЛЕНКО

https://www.traditionrolex.com/8