https://www.traditionrolex.com/8
<p>Как известно, все в мире развивается по спирали. С течением времени мы возвращаемся к пройденному, однако на несколько ином уровне. Этот шаг от одного витка спирали к другому называется прогрессом. Иногда прохождение пути «от точки до точки» идет медленно, иногда благодаря каким-то событиям ускоряется. А зачастую и вообще происходит резкий скачок на новый уровень.</p>

2012a Евгений МАСУРНОВСКИЙ, руководитель проекта Traveling.by

 

Кризис двигает прогресс

Как известно, все в мире развивается по спирали. С течением времени мы возвращаемся к пройденному, однако на несколько ином уровне. Этот шаг от одного витка спирали к другому называется прогрессом. Иногда прохождение пути «от точки до точки» идет медленно, иногда благодаря каким-то событиям ускоряется. А зачастую и вообще происходит резкий скачок на новый уровень.

Если говорить о технологиях, то факторов, которые ускоряют их развитие можно перечислить достаточно много, однако сегодня в качестве паровоза, толкающего перед собой прогресс, на мой взгляд, выступает кризис.

Здесь все просто, угроза выживанию заставляет работать мозг: у людей (а в частности, у руководителей) появляется необходимость в новых идеях, без которых в состоянии стабильности и благополучия можно было и обойтись.

 2012b

Примерно так происходило с онлайном в туризме. Писали о нем много, говорили еще больше, спорили «онлайн – не онлайн», однако острой необходимости в интернет-технологиях отечественная туристическая отрасль не испытывала, поэтому и внимания им особо никто не уделял. А все потому что был РОСТ. Росли объемы продаж, появлялись новые авиамаршруты, в Беларусь приходили новые операторы. И можно было «не напрягаться».

Когда у населения есть деньги, хорошо всем: и самим потребителям, и продавцам. С отдыхом все было по законам рынка – есть спрос, растет предложение. Агентства росли как грибы. Большинство новых турагентств держалось на опыте руководителей, наработанных в прошлом клиентах и притоке «новичков», тех, кто, ощутив волну позитива, спешил открыть для себя вдруг ставшие доступными курорты. Зачем агентству нужен был интернет, зачем сайт, зачем онлайн-бронирование?

Беда пришла как обычно, т.е. абсолютно нежданно. Во всем мире начался СПАД. Падают объемы производства, штормит валюты, сокращаются доходы населения. Начался пресловутый кризис.

А что первое делают при экономическом кризисе? Правильно, сокращают издержки. А сократить их можно, прежде всего, за счет более совершенных технологий. А в случае производства какого-либо продукта, еще и за счет сокращения числа посредников. Здесь, собственно, и начинается наша история.

Онлайн подкрался незаметно

Во всем мире наметилась интересная тенденция – производители создают свои монобрендовые магазины, как оффлайн, так и в интернете. Ставшие всемирно известными марки более не нуждаются в ретейлерах (посредниках) и стараются плавно от них избавляться, уменьшая тем самым свою зависимость от розничных продавцов и максимизируя прибыль. А что в этом случае может быть прогрессивнее, чем интернет-магазин? Гиганты электронной промышленности уже обзавелись своими площадками, самыми успешными из которых являются sonystyle.com и dell.com – «Сони» и «Делл» успешно торгуют на своих сайтах, предлагая товары в розницу. Та же «Сони» продает свою продукцию и в рунете (sonystyle.ru), а «Нокиа» активно строит в соседней стране «реальные» монобренд-магазины, продающие, естественно, только телефоны под брендом «Нокиа».

В данном случае производитель сокращает издержки обоими способами – за счет более совершенных технологий и избавления от посредников.

То же постепенно происходит и в туризме. Когда туроператоры завоевывали рынок, им были нужны посредники (агентства), процесс понятный и логичный. У операторов при этом отпадала потребность заниматься «непрофильным» бизнесом – иметь большую сеть офисов, нанимать персонал и т.д., а агентства снимали с себя необходимость самостоятельно разрабатывать турпродукт.

Когда в нашей стране начинали складываться отношения между туроператорами и турагентствами, интернет в Беларуси (как, в общем-то, и других странах СНГ) был развит слабо и в связке ТА – ТО использовался агентами в основном для доступа к базам ТО.

Но времена меняются, интернет стал доступным, скорости выросли, а активность и продвинутость пользователей уже позволяет им стать полноценными потребителями товаров.

Но если человек способен купить в интернете телевизор… то в чем проблема купить тур? Ни в чем, скажете вы и будете правы. Туры действительно давно продаются в интернете. Можно зайти на сайт агентства или туристический портал и заказать тур. Правда, пока в 99% нельзя его оплатить, но можно считать, что тур хоть и косвенно, но «куплен в интернете».

Загогулина заключается в том, что заказать тур можно у АГЕНТСТВА. У туроператора нельзя. Почему? Потому что оператор не «торгует в розницу». Что ему мешает? Мешают некие обязательства перед дистрибьюторами. Дистрибьюторы нужны для того, что обсуждалось несколько абзацев назад: чтобы не содержать офисы, персонал, охватить как можно больше рынка точками продаж. Стоп.

А зачем при торговле в интернете много персонала, офисов и точек продаж?

Здесь начинается прогресс. И, наконец, появляется онлайн в туризме. Заодно и сокращаются посредники в виде турагентств.

Дело в том, что десяток программистов и монобрендовый веб-портал заменяют оператору сотню точек продаж, следовательно, делают агентов ненужными. Имя оператора на слуху, репутация сложилась. Все, что нужно туристу для покупки тура, это выбрать его в базе ТО и оплатить с помощью банковской карты. Есть вопросы с документами, но, в целом, они разрешимы. В конце концов, электронных билетов тоже боялись, а сегодня спрос на них даже в нашей стране растет по 100–200% в год.

Туроператоры понимают, что число желающих покупать и оплачивать туры в сети тоже растет с каждым днем. И если потребителям эту возможность не предоставить, они уйдут к тем операторам, у которых такая услуга существует, а то и вовсе «пойдуць за мяжу» для бронирования в глобальных системах.

Что останавливает операторов? Клиентское сознание, количество пользователей интернета и владельцев пластиковых карт, а также отраслевое законодательство. Но ведь ни один из этих пунктов не является нерешаемой проблемой. Вопрос времени.

Более того, время «онлайна» уже наступило. Крупные российские ТО разрабатывают и тестируют свои электронные системы бронирования b2c, ведь никто не хочет дать фору конкурентам.

О скором приближении онлайн-продаж туров говорит и тот факт, что весной 2009 года две ведущие глобальные дистрибутивные системы (GDS), Amadeus и Galileo, анонсировали на российском рынке проекты по бронированию пакетных туров от местных туроператоров.

И шли они на этот рынок не один день, тот же Amadeus к рынку пакетных туров начал присматриваться еще в 2005-м, причем на первом этапе переговоры о покупке велись ни с кем иным, как Bronni.ru. А если на российский рынок придет такой игрок, как Expedia.com, что ожидается в ближайшие год-два, то операторы еще больше «ускорятся» в этом направлении. Ведь западный рынок прошел переход к прямым продажам примерно за шесть лет.

Когда же ждать открытия баз операторов для прямого бронирования?

Прогнозы, как известно, вещь неблагодарная, но на основе анализа складывающейся на рынке ситуации рискну назвать эту «апокалиптическую» для многих агентств дату: начало 2012 года.

Что делать?

Сами операторы говорят о том, что прямые продажи угрожают лишь неопытным и неквалифицированным агентам: таким придется уйти с рынка. Тем же, кто имеет наработанную клиентуру, хорошую репутацию и опыт, грядущий прогресс не страшен, так как туристы, которые захотят воспользоваться услугами профессиональных консультантов будут всегда.

Хочу добавить, что иметь свой «маленький свечной заводик» было хорошо во все времена. Поэтому первое, что необходимо сделать, это наладить собственное «производство». Чтобы выжить, турфирма должна производить хотя бы часть турпродукта самостоятельно, тогда она будет менее уязвимой. Можно долго рассуждать о тотальной глобализации и конкуренции капиталов, но ведь общеизвестно, что белорусские туроператоры успешно сочетают в себе ТА и ТО. Нужно только найти и занять свою нишу.

А далее все то же самое, что у крупных ТО – онлайн и автоматизация. Зачастую в трудные времена выживает не тот, кто больше, а тот, кто быстрее. Быстрее интернет-технологий сейчас трудно что-либо придумать, поэтому свой «заводик» стоит начать переоснащать и вооружать уже сегодня. Программное обеспечение существует, определенные стандарты работы в интернете выработаны, остается только начать действовать. До встречи on-line!

https://www.traditionrolex.com/8