Изюминкой нынешнего Дня города, судя по концентрации зрителей, были мероприятия, организованные на пешеходных улицах столицы. Согласитесь, всегда приятнее смотреть на «живые картины», главными фигурантами которых становятся музыканты, аниматоры, артисты разных профилей, представляющие тематические программы, чем фотовыставки, пленэры скульптуры, отличающиеся статичностью, или спортивные мероприятия, происходящее за оградой, – будто в другом мире. А тут, на уличной мостовой, все рядом, на расстоянии вытянутой руки: можно и спросить, и потрогать, и прокомментировать. Заручившись присутствием гостя из Екатеринбурга, директора компании по организации анимационных шоу «Лаборатория «Аниматрикс», знатока индустрии развлечений с 18-летним стажем Евгения Касимовича Конюшевича, корреспондент «ТиО» прогулялся по улицам столицы.
Памятуя принцип: «Наше настоящее и будущее – ничто без прошлого», организаторы Дня города Минска большое внимание уделили жизни столицы давно прошедших времен. Причем как Средневековья – блок «Минск старажытны» на проспекте Победителей, так и времен ВКЛ – во дворе Музея истории города, а также губернского периода жизни конца XVIII – начала XIX столетия (улицы Революционная и Комсомольская). Здесь аниматоры и их «братья по разуму» – реконструкторы показывали реалии жизни прошлого. Эта часть программы Дня города Евгению Касимовичу, приехавшему в Минск, где служил срочную в начале 1980-х годов, понравилась больше всего:
– Сразу видно, власти наладили постоянную связь с реконструкторскими коллективами и творческими группами аниматоров. Это то, за что я бьюсь в Екатеринбурге уже лет восемь – за право застолбить за сборной «бандой» из моих актеров и ребят со стороны, а также за коллегами из нескольких фирм-коллег право взять анимационную составляющую праздников «на откуп». Чтобы я заранее знал, готовиться мне к 19 августа (День города Екатеринбурга) или нет. А тут, вижу, мэрия – горисполком по-вашему – подошла ко всему по-хозяйски: на газонах – специально выделенные площадки под турнир лучников, поединки, танцы. Во всем видно планирование, никакого «узнали – приехали, где нам нашлось место – там и остановились». Колонки с усилителями для того, громкоговорители у руководителей аниматорских групп, у каждого – согласованный с общим контекстом праздника сценарий... О таком нам в России, кроме Питера и Москвы, приходится только мечтать.
Пока закованные в сталь ребята звенели мечами, а девушки с колчанами на поясе тянули тетиву, дотошный гость города обошел импровизированный лагерь аниматоров-реконструкторов кругом. В их палатках штабелями стояли пластиковые бутылки с водой, на мангалах представители столичной торговли жарили для рыцарей шашлык – горы источающего ароматы мяса уже ждали, когда увеселители проголодаются.
– Вот это, я понимаю, поддержка: инфраструктура снабжения праздника налажена как надо. А то некоторые думают: «ряженые» сами с собой все захватят, самостоятельно поедят – как-нибудь да перебьются! Ничего подобного: на заре аниматорского движения – в начале-середине 1990-х я сам выступал на улицах – и прекрасно помню, как тяжело много часов под солнцем на голодный желудок развлекать толпу.
Рядом, во дворике Музея города, царило время помоложе – час, когда Минск жил в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Пестрые кунтуши и жупаны шляхтичей смешивались однообразием черного люда – торговцами, скобарями и точильщиками, портными и сапожниками. Причем, что самое интересное, изделия из соломы, керамики, дерева изготавливались мастерами в аутентичных костюмах прямо на глазах у зрителей.
– Вот этот момент тоже нужно перенести на екатеринбургскую почву! – казалось бы, на 42-м году жизни Евгению Конюшевичу уже пора перестать удивляться, но Беларусь радовала его новыми открытиями. – Обучающий элемент действу не повредит, наоборот, людям с технократическим умом такие сцены нравятся: неспроста на телевидении столько шоу, где знатоки что-то делают в прямом эфире. Действительно, в XXI столетии, когда процесс обучения происходит с реактивной скоростью, и схема мастер-класса давно потеснила архетип «лекция», такой способ передачи знаний лучше всего. Простите, отвлекусь!
Евгений Касимович знакомится с мастером, который на минуту отрывается от вырезания ложки. 59-летний Дмитрий Аксючиц, житель Березино, живет там всего третий год, и внутреннюю, духовную связь со столицей не утратил. Ложки мастерить выучился еще в детстве – ездил с ними на выставки по всей Восточной Европе. А теперь старается, для того чтобы представить свой товар на ярмарке-фестивале деревянной ложки в Березино, который традиционно проходит в августе – и выставляется там каждый год:
– Конечно, на празднике все красиво, а вот проблем наших, резчиков, тут не увидишь, а они есть. И пока их не решишь, сделать ярко расписанную деревянную ложку белорусским брендом (как тульский самовар, вяземский пряник или палехская роспись), без которой туристу будет стыдно уехать из Беларуси, не наладишь.
– А в чем же дело, Дмитрий Иванович?
– Дерева, липу, например, что так податлива для выделки, мало где возьмешь. Заготавливать древесину самостоятельно запрещает закон, приходится искать поваленные стволы, помечать на ладан дышащие. Ну разве это серьезный уровень? Да и резцы у нас самодельные – а нужны из крепкого металла… Поэтому, чтобы на фесте в Березино выступить да в Минск на праздник города приехать – ресурсов хватает. А выйти на «производственные мощности», чтобы снабжать моим товаром сувенирные лавки вокзала, аэропорта, «Дудуток» или «Строчиц» – более чем трудно.
– Главное при организации таких действ – избежать эффекта камерности всего происходящего. Уйти от того, чтобы у зрителя складывалась иллюзия, будто им показывается лубочная картинка, к которой прикоснешься – и все растает. Анимационная составляющая должна быть органичной, не просто действом перед публикой, как в театре, а проникать в зрительскую толщу. Вот посмотри – яркий тому пример!
Рядом шла викторина, в которой молодые парочки искали ответы на вопросы. Они были и простыми, и сложными: от «Какой род жителей Несвижа звали равным королю, живущему в Варшаве?» до «Каким фруктом по легенде любила изводить своих жертв отравительница Беларуси № 1 Бона Сфорца?» Ответив на три, они получали самодельные шляхетские пояса, на шесть – стилизованную карту Беларуси XVIII века на латыни. Преодолевшие порог в десять вопросов признавались настоящей шляхетской парой – и тут же, во дворике музея, разыгрывалась театрализованная дворянская свадьба. Причем на «виновников торжества» тут же надевали кунтуш или жупан, на даму – шелка или батист платья с накидкой под горностай. Окружающие пару переодетые шляхтичи и простолюдины кланялись, подносили дары, собираясь в праздничную процессию. Такая помесь представления, игры, познавательной с точки зрения истории сцены так понравилась Евгению Конюшевичу, что он быстро, конспективно записал основные этапы действа в блокнот – для того чтобы потом переложить все это на мотив боярской свадьбы в Московии, но – на улицах Екатеринбурга.
Творческая линия праздника также заинтересовала Евгения Касимовича, вот только он поделился бы с организаторами «Арт-квартала» своими рецептами, давно обкатанными на Речище, как зовут пешеходный центр родного ему далекого русского города:
– Вот, поглядите, ребята сами ткут, вяжут, изготавливают из резиновых шаров различные фигуры, а потом попросту продают изделия окружающим. У нас, например, прохожий загадывает свое заветное желание (продублировав это на бумаге), изображает его пантомимой – а мастера слепят, вырежут, быстро-быстро вышьют на холсте какую-либо примету заветного слова. Тот, кто угадает, примет заказ горожанина на изготовление того или иного посильного мастеру предмета.
Таким образом «хэнд-мэйдер» не только показывает сноровку в своем деле, причем на глазах у окружающих (что образует атмосферу реалити-шоу, так любимого людьми), но и приобретает заказ, за который получает деньги. Екатеринбуржцы частенько подыгрывают полюбившимся умельцам, чтобы именно тот человек с золотыми руками связал им коврик, шарф, футляр для очков или оригинальный абажур для комнаты, загадывая загадки полегче. Но некоторые, наоборот, стараются устроить мастеру сложную жизнь, на потеху толпе показывая невообразимые знаки – и тот, пыхтя, строгает-режет-вяжет минуты напролет, например, первую букву загаданного слова. Такая живая игра, когда ролевая инициатива то на стороне одного, то другого человека, привлекает большое количество прохожих – все происходит быстро, перипетии сменяют одна другую, что создает эффект неожиданности, загадочности, риска. И в конечном счете настоящего уличного праздника!
– Скажу как аниматор, работавший по заказу в ряде городов Сибири, Поволжья, Урала: Минск – не на обочине индустрии развлечений. Видно, что власти стараются держать руку на пульсе желаний горожан, нарабатывают связи с коллективами. И сам белорусский аниматор, мастер-творец – не промах, не боится экспериментировать, общаться, толерантно относится к неоднозначной реакции гуляющих. Белорусы в этом плане – кропотливые старатели, во многом – попросту первопроходцы.
По праздничным улицам гулял Алексей СЕРЕБРЯКОВ