https://www.traditionrolex.com/8
<p>Приезд в Минск ранним утром чуть было не разочаровал с первых минут. В белорусской столице, как мне показалось, практически везде запрещена остановка транспорта, но стоянок нет! Я сделал, наверное, три круга по кварталам у «МакДональдса» на проспекте Независимости, чтобы найти, где оставить машину на пять минут, сходить, извините, в WC и умыться с дороги. Так и не нашел, заехал задним ходом на бордюр в переулке. И это еще не все утренние разочарования...</p>

Рубрика Олега ПАВЛОВА

В своем ЖЖ пишет ведущий эфира на радио «Культура» Виктор Королев

«Приезд в Минск ранним утром чуть было не разочаровал с первых минут. В белорусской столице, как мне показалось, практически везде запрещена остановка транспорта, но стоянок нет! Я сделал, наверное, три круга по кварталам у «МакДональдса» на проспекте Независимости, чтобы найти, где оставить машину на пять минут, сходить, извините, в WC и умыться с дороги. Так и не нашел, заехал задним ходом на бордюр в переулке. И это еще не все утренние разочарования...

В восемь утра закрыты все (!) магазины, и не продукты меня интересовали, как вы понимаете (кто ж едет в отпуск на машине, не наготовив вкусностей?), а сотовые салоны или даже салончики: у­знав цены на звонки из Беларуси со своего МТСа, я не стал включать спекулятивный роуминг, решил, куплю сим-карту там. Щас! Я почти час катался по Минску с моей девушкой, мы только и глядели во все очи, где ж тут сотовые киоски. Нету! Мы уже во второй раз проехали центральный ж/д вокзал, ибо там просто обязан быть такой киоск. Еще десять минут я искал, где поставить машину (везде знак «Остановка запрещена», а на разрешенной стоянке, подозреваю, ставят машины жители улицы). В пять минут десятого мы пришли к салону МТС на вокзале, и юноша-продавец обескуражил: «Я могу продать вам контракт, но он будет работать только после десяти». Ох, Беларусь!.. Не желая ждать 55 минут, мы поднялись на второй этаж вокзала к обменному киоску, и мрачное лицо девушки в нем и ее абсолютное безучастие в моих попытках что-то выяснить относительно сотовой связи стало вторым поводом думать, что Беларусь мне категорически не нравится.

Перед поездкой я скачал на свой «умный телефон» карту Беларуси, но без сотовой связи ею было не воспользоваться, а значит, искать гостиницы, адреса которых мы выписали в Москве, в Минске надо было самостоятельно. Что ж, поехали... Пока искали нужную нам улицу, я начал тихо ненавидеть белорусов за, как мне казалось, подлинный идиотизм: «Неужели во всем городе нельзя хотя бы стрелкой указать, где ближайший салон сотовой связи? Где главный, в конце концов??»

Побывав в первой гостинице и решив, что это дорого, мы вернулись к черте, где оставлена машина. Я спросил у немолодой пары на велосипедах, где можно найти сотовый салон. И это был маленький приятный момент, потому что люди оказались очень отзывчивыми. Мы нашли тот салон. Было где-то девять пятьдесят – и оказалось, что салон работал с девяти утра! Но нигде, черт бы их побрал, нигде не было ни одной стрелочки с подсказкой! Так у меня появился номер от оператора «Велком» и повод еще раз плохо подумать о белорусах: мрачнее лиц техника-настройщика и кассира в этом заведении я видел только лицо главного бухгалтера на своей работе. «Да... – решили мы с моей девушкой, – белорусы – нация, обращенная в себя. Живут, как удобно им, но чтобы подумать о приезжих...»

Эта мысль, кстати, подтвердилась, когда мы чуть освоились в Минске и вообще в стране – все указатели, все объявления станций в метро, все до единой надписи в главной гордости читающей Беларуси – государственной библиотеке – все на белорусском. И это в стране, где за все время поездки я лишь однажды на улице слышал белорусскую речь!

Вторая вещь, в которой Беларуси вообще позор, – это сервис. Он отвратительный, и когда про наших соседей говорят: «Там остался Советский Союз», – это то напоминание, которое существует в Беларуси в самом худшем варианте. Хамская охрана в гостинице может запросто сунуть в двери ногу (!), чтоб не закрылся твой лифт, на котором ты с девушкой едешь на свой этаж, возвращаясь с поздней прогулки, – сунуть ногу, потому что прозевал спросить на входе: «Вы здесь проживаете?» – «Нет, Вася, мы едем на крышу, чтобы с нее броситься. Или в крайнем случае украсть у кастелянши мыло».

В той же жуткой гостинице я каждый день, каждый – и по нескольку раз просил администратора включить во всем коридоре (а не в его дальних углах) свет, иначе даже не было видно, куда вставить ключ с килограммовым брелоком. С виду приличная гостиница, сотрудники тоже. Но пообщаешься – и – о, кошмар! – с радостью вспоминаешь даже турок.

Из неприятных моментов сервиса – угрюмые продавщицы на бензоколонках, угрюмейшие тетки в минских ГУМе и ЦУМе, совершенно неуслужливые юноши в торговом центре «На Немиге». И удивительный контраст: те же белорусы на улице – добрейшие люди и щедрые подсказчики, никто не отмахнется, все объяснят.

Сейчас, когда вы это читаете, слова об отвратительном сервисе могут показаться лишь частичками путешествия, но все грустнее. Ты приезжаешь погостить к своим соседям, открытый и улыбающийся, а по ту сторону прилавка в ответ встречаешь хамство и безразличие...

Кстати, о хамстве. В Беларуси оно есть и у водителей. Из Беловежской пущи мы направились в Несвиж, решили проехать через город Барановичи, и вот там я увидел просто сумасшедшую концентрацию хамов. Водители в городе настолько отвратительны – выезжают на встречную, обгоняя друг друга, разгоняются до километров ста, чтобы успеть на светофор, не выпускают тебя, сдающего от магазина задним ходом, и даже водитель маршрутного автобуса объезжает тебя по той же встречной, лишь бы не притормозить и не выпустить – так вот, водители там настолько отвратительны, что мы с девушкой решили: «Название города – это их отчество». В других местах все было чинно.

Белорусов во всем нужно было тормошить: администраторов в гостиницах Минска, Беловежской пущи и Витебска, недружелюбных кассирш на заправках, официантов в кафе и ресторанах, кассиров в магазинах. Но когда я рассказал на работе, какие в Беларуси сонные работники, ребята предположили, что это скорее Москва такая быстрая, в ней надо быстро соображать, так что белорусы – не тормоза. Да, думаю, так и есть: ритм у нас разный.

Теперь «галопом по Европам» пройдусь по остальному. И скажу, что мне чрезвычайно понравились современные дома в Беларуси и белорусские новостройки – красивые здания, на российские уродства или извращения не похожие. Понравилась чистота улиц и, подозреваю, за счет государства установленные – потому что все одинаковые, пластиковые окна в домах крупных городов. Но категорически не понравилось, что многие магазины не работают в воскресенье, а в субботу – короткий день. Граждане, двадцать первый век! Понравилось, что вывески кафе и ресторанов указывают сразу на ценовую категорию заведения, и что под каждым листом с указанием юридических данных организации (хоть валютный обменник, хоть кафетерий) стоит живая подпись генерального директора, там же есть его рабочий телефон и обязательные часы приема. Очень понравилось, что ГАИ я видел в Беларуси всего трижды – два раза на площадях в Минске и раз в Витебске. И ни разу – на трассах. Никаких вам стационарных постов, где жирные русские полицейские собирают с водителей дань. Про ГАИ сразу сказал повар грузинского ресторана «Старый Тбилиси», что во дворе минского ТЮЗа: «Как у нас [в Грузии], все спокойно, деньги не вымогают». Мы поговорили, как живется грузинам в Беларуси, он засиял, сказал, что хороший здесь народ и Лукашенко молодец. «На Мишу [Саакашвили], – говорит, – похож».

Очень здорово, что в Беларуси последний киносеанс завершается в одиннадцать вечера. Потому что взрослому человеку надо работать, а не по кино шататься ночью. А студенты и школьники прекрасно делают аншлаги на сеансах пораньше.

Еще мне очень понравился Брест. Про его крепость надо писать отдельно, я лишь скажу, что мое сердце, пионерское, по-настоящему трепетало, и я везде становился на колено и преклонял голову перед героями, которые стояли насмерть, чтобы я сейчас мог свободно жить, путешествовать, видеть и писать. В Бресте нам повезло попасть на ярмарку меда. Конечно, накупили домой! Какой же он вкусный, беловежский.

И, да, Беловежье – это сказка. Воздух, земля, природа... И не только там, но и во всей Беларуси природа так красива, что, уезжая домой, уже в паре километров от границы чувствуешь, что вернулся в Россию. Леса гнилые, грибов нет, вдоль обочин мусор, а на дорогах – летчики, от которых ты уже успел отвыкнуть в гостях. И Смоленск... Никогда не думал, что он такой грязный, будто сель прошел. Дороги – мрак. Архитектура – ужас. Все жутко разбитое, ни черта не отреставрировано. Ни тебе Кремля, ни церквей. И какой контраст в Беларуси – все ухоженное, чистое, много новых храмов, а старые просто сияют.

https://www.traditionrolex.com/8