https://www.traditionrolex.com/8
<p>Организация и проведение «Анимаевки-2012» полностью оправдывает утверждение, что небольшие города идеально подходят для масштабных культурных событий в принципе, и вполне могут сделать их значимыми – если это нужно. Все, начиная от компактного исторического центра и расположения кинотеатров до конкурсных просмотров, специальных программ и творческих встреч, было удобно, хорошо и даже как-то уютно. Плюс прогулки по городу, на берег Днепра, в музей и ратушу – они тоже вписались в наш график, ничего не нарушая.</p>

Любовь ГАВРИЛЮК

Организация и проведение «Анимаевки-2012» полностью оправдывает утверждение, что небольшие города идеально подходят для масштабных культурных событий в принципе, и вполне могут сделать их значимыми – если это нужно. Все, начиная от компактного исторического центра и расположения кинотеатров до конкурсных просмотров, специальных программ и творческих встреч, было удобно, хорошо и даже как-то уютно. Плюс прогулки по городу, на берег Днепра, в музей и ратушу – они тоже вписались в наш график, ничего не нарушая.

Анимаевка

Фестиваль, который стремится уйти от фальши

Фестиваль состоялся в 15-й раз (10 – 15 сентября), и организаторы привлекли к его работе высококвалифицированное жюри под руководством польского режиссера Марека Ходачиньского (президент международного фестиваля кукольных фильмов «Кукла тоже человек»). В состав жюри вошли Э. Ахундов (директор азербайджанской студии «Азанфильм»), В. Тарасов (режиссер, профессор, заслуженный деятель искусств России), А. Карпов (режиссер, художественный руководитель «Белорусского видеоцентра»), М. Жаримбегов (режиссер казахской студии «АниМастер»), Д. Амелькович (обозреватель газеты «Культура»), М. Газала (директор Ассоциации анимационных фильмов Африки и арабских стран ASIFA).

Кроме профессиональных творческих групп в фестивале участвовали детские студии из Санкт-Петербурга, Новосибирска, Ярославля, Витебска – в отдельном конкурсе «Я не волшебник, я только учусь».

Гостями фестиваля стали народный артист СССР Лев Дуров, Оксана Сташенко (Снежная королева из «Ледникового периода») и Алина Кукушкина (мультсериал «Маша и медведь»).

Всего на конкурс было подано 155 заявок, из них селекционной комиссией отобрано 83. Помимо постсоветских стран, в «Анимаевке» приняли участие аниматоры из Финляндии, Франции, Испании, Китая, Португалии, Тайваня, Швейцарии и Индии.

Жюри отметило, что в последние годы растет число анимационных фильмов для взрослой аудитории. Понятно, что и я, как взрослый зритель, хотела бы отметить программу «Особый взгляд» и независимо от мнения профессионалов оценивала современную проблематику и язык анимационного кино, которые так интересны в искусстве. Думаю, именно это направление – своего рода лаборатория, где авторов отличает острое чувство актуальности, где они смело ищут сочетание условного и реалистичного, смешивают элегию и трюки, пародию и трагедию, – наиболее перспективно с точки зрения развития самого фестиваля.

Поиски новой визуальной культуры видны и в программе студенческих работ – да, их режиссерская манера еще не сформирована, но свежесть, стремительность и очевидная внезапность решений пока еще защищает молодых авторов от псевдосерьезности, от фальши и устаревающих представлений об искусстве. А формат фестиваля как раз и предполагает поиски, разнообразие, дает молодым площадку для движения вперед и открытий на этом пути.

Поэтому мой выбор: «Цветок и Рыба» (Китай), «Маска» (Польша), «Можем встретить, можем не встретить» (Литва), «Кто посмеет» и «Комод с ящиками» (Финляндия), «Пишто уезжает», «Свадьба, ревность, голод», «Баллада о цирюльнике» (Россия).

Возвращение к классике

Музей Витольда Бялыницкого-Бирули был одной из тех задач могилевского путешествия, от которых не отказываются, – как бы ни была построена наша программа, я должна была найти для него время и увидеть собственными глазами, в подлиннике, тот фирменный жемчужный, серебристый, дымчатый, ускользающий цвет – точно его назвать нельзя, – с которого началось белорусское искусство XX века. Ту деликатную интонацию, ощущение пространства, органичность сосуществования человека и природы, которые Бялыницкий-Бируля возвел в абсолют. Взгляд субъективный, но для меня это именно так.

Музей расположился прямо на пешеходной улице (Ленинская, историческое название Большая Садовая), в старом центре города. И оказался этот музей замечательным. Во-первых, само здание – памятник архитектуры барокко, настоящий, а не новодел – болезненная для минчан тема. Роскошная и очень крутая деревянная лестница, на которую нанизаны все помещения; высокие потолки с деревянными балками, глубоко вырезанные окна. Согласно одним источникам, дата постройки одного из лучших каменных домов Могилева – XVII век, по другим данным – XVIII. До революции здесь размещалось Дворянское собрание, после революции – Городская библиотека, а после войны – общежитие. В 1982 году был открыт Музей Бялыницкого-Бирули, филиал Национального Художественного музея. Это последнее обстоятельство дает возможность музею показывать выставки из Минска, в частности, большой популярностью в последние годы пользуются восточные темы. Буквально на днях должна открыться экспозиция «Свадебные традиции Востока»: праздничные кимоно, убранство и традиционные украшения молодоженов Японии, Вьетнама, Кореи.

Меня же интересовала белорусская классика – Витольд Бялыницкий-Бируля, один из немногих учеников Левитана. Музей организован таким образом, что мемориальные экспонаты представлены на первом этаже, а живопись – на втором. Фотографии, награды, мебель и рояль с дачи «Чайка» в Тверской области (Россия), где мастер прожил почти всю жизнь, но всегда считал себя белорусским художником. И сто картин, от 1912-го до 50-х годов XX столетия; знаменитый «Час тишины», получивший золотую медаль в Германии. Интересно, что Бялыницкий-Бируля основал направление «мемориальный пейзаж», писал в советские годы Пушкинские, Ленинские места, и в то же время «как никто другой передал белорусский характер, душу своего народа» (художник Игорь Бархатков, отец которого учился у Витольда Каэтановича).

Очень рекомендую нашему гипотетическому культурно ориентированному туристу посетить этот музей: он сохраняет верность национальному искусству в архитектуре и живописи, в нем есть атмосфера высокого стиля – ненавязчивая и очень достойная.

Статут ВКЛ 1588 года занял свое место в ратуше

Истории Могилевской и Минской ратуш в чем-то похожи. Обе построены на ровном месте, но не с нуля, а по историческим чертежам и эскизам. Обе принадлежат музеям истории своих городов. Но в Могилеве сразу после завершения строительства (2007-2008) здесь разместилась резиденция мэра, таким образом, здание более функционально и удобно. У ратуши богатейшая история, не раз она разрушалась и восстанавливалась, но простояла примерно с 1680 до 1957 года, и уже на памяти горожан старшего поколения была взорвана. Сейчас в ратуше открыто два парадных зала, посвященных могилевскому магистрату и проведению городских торжеств, и три выставочных – с археологическими и краеведческими экспонатами. Честно говоря, очень интересно: находки из раскопок, по которым ученые определяли местные племена, бытовая культура и реликвии более позднего времени.

Наконец, легендарный Статут – вторая редакция, напечатан в Вильне в 1600 году. Напомню, что его выставили на интернет-аукцион, где сверхценный лот обнаружил студент-историк БГУ. Для того чтобы выкупить Статут у московского коллекционера, нужно было собрать 45 тысяч долларов, и их собрали при участии самого широкого круга людей – от государственных и частных структур до рядовых горожан. Руководство музея сделало все возможное, чтобы приобрести раритет, перевезти его, оборудовать специальный бокс с климатконтролем и выставить на всеобщее обозрение. Впечатление от увиденного сложно сформулировать, не впадая в пафос, – это национальное достояние, подлинный документ, памятник белорусской государственности. При мне молодые люди подходили и замолкали, ощущая себя, наверное, наследниками истории, частью традиции, внутри которой передается собственный культурный код. Хотелось бы думать, что это так.

Благодарю всех сотрудников могилевского «Киновидеопроката» и лично Дарью Лисичик, и научного сотрудника Музея В.К. Бялыницкого-Бирули Наталью Семеновну Мельникову за гостеприимство и помощь.

https://www.traditionrolex.com/8