https://www.traditionrolex.com/8
<p>Недавний визит в Беларусь министра туризма Израиля Стаса Мисежникова дал надежду белорусскому турбизнесу взглянуть на будущее тесное сотрудничество с оптимизмом. Согласитесь: учитывая планы со временем отменить визовый режим, а также интерес к природе, истории, известным личностям, архитектуре, культовым и этнографическим объектам (например, запланировано открытие Еврейского международного центра в поселке Радунь), можно надеяться на приезд тысяч гостей из Израиля, на развитие ностальгического и паломнического туризма. Что нужно учесть белорусской стороне, чтобы привлечь сюда группы желающих поклониться святым для каждого еврея местам? На этот вопрос «ТиО» помогла ответить заведующая НИЛ регионального туризма ПолесГУ, заместитель председателя Белорусского общественного объединения экскурсоводов и гидов-переводчиков Татьяна ХВАГИНА.</p>

Недавний визит в Беларусь министра туризма Израиля Стаса Мисежникова дал надежду белорусскому турбизнесу взглянуть на будущее тесное сотрудничество с оптимизмом. Согласитесь: учитывая планы со временем отменить визовый режим, а также интерес к природе, истории, известным личностям, архитектуре, культовым и этнографическим объектам (например, запланировано открытие Еврейского международного центра в поселке Радунь), можно надеяться на приезд тысяч гостей из Израиля, на развитие ностальгического и паломнического туризма. Что нужно учесть белорусской стороне, чтобы привлечь сюда группы желающих поклониться святым для каждого еврея местам? На этот вопрос «ТиО» помогла ответить заведующая НИЛ регионального туризма ПолесГУ, заместитель председателя Белорусского общественного объединения экскурсоводов и гидов-переводчиков Татьяна ХВАГИНА.

Синагога

Далеко не всегда еврейские группы интересуются создателями государства Израиль – уроженцами Беларуси…

– Многие думают, что Беларусь, давшая целую плеяду видных политических деятелей Израиля, давно должна стать – по аналогии с советской «туристической ленинианой» – местом активного притяжения взрослых и молодежных групп из Израиля, – отмечает Татьяна Хвагина. – Мы думаем, что это наша визитная карточка, а родные места известных людей можно превратить в «точки роста» для въездного туризма из Израиля, но все не так просто. Сомневаюсь, что маршрут по родным местам президентов и премьер-министров – Хаима Вейцмана, Залмана Шазара, Менахема Бегина, Голды Меир, Ицхака Шамира, Шимона Переса – существенно увеличит турпоток гостей из Израиля. Пока отклика от туроператоров Израиля нет, и дело не только в том, что в этой стране плохо знают о наших туристических ресурсах и национальном турпродукте. Огромная ошибка – разрабатывать маршруты и программы, не представляя, каков он, турист из Израиля, и что его интересует в Беларуси. Нельзя валить все в одну кучу – Марка Шагала, Хаима Сутина, евреев-политиков, полководцев и адмиралов, нобелевских лауреатов, Героев Советского Союза и Социалистического Труда, знаменитых талмудистов и цадиков (святых предводителей).

В работе с туристами из Израиля, как и везде, необходим дифференцированный подход, т. к. у разных категорий туристов свои интересы и приоритеты. Те, кто сравнительно недавно эмигрировал в Израиль из СССР, с удовольствием побывают на местах, связанных с известными советскими евреями. Но в Беларусь они чаще всего едут в гости к своим родственникам и друзьям и потому не попадают на наши «еврейские» экскурсии и туры. У тех, кто эмигрировал из Западной Беларуси еще до войны, иные интересы: бывшие еврейские местечки, родные улицы и дома, старые кладбища и могилы близких, а также памятники и мемориалы жертвам Холокоста. Паломников влекут святые места – действующие и разрушенные синагоги, духовные училища – иешивы, могилы религиозных деятелей и святых.

Первое правило – знать состав группы, ее интересы и предпочтения, цель поездки, не путать паломников со светскими группами и не браться за обслуживание, не усвоив всех тонкостей вопроса!

«Нет, отгородить могилу святого нельзя. Выкупайте все кладбище!»

– Второе, на что нужно обратить внимание всем, кто заинтересован в развитии въездного туризма в Беларусь из Израиля, – это места религиозного паломничества иудеев. Старинные синагоги и молитвенные дома, места, где жили и обрели вечный покой духовные лидеры иудаизма, – вот объекты туристического интереса паломников из Израиля. Особенно популярны старинные кладбища, где похоронены еврейские святые. Паломники движимы идеей, что молитва, произнесенная на могиле святого, будет непременно услышана Господом, т. К. безгрешная душа святого будет на стороне молящегося. Особенно активны паломники-хасиды, последователи религиозного течения, возникшего во второй половине XVIII века на Украине и широко распространившегося на белорусских, литовских и польских землях.

Святые для хасидов места рассеяны по всей Беларуси, но особое значение для паломников имеют два города – Пинск и Столин, где зарождалось религиозное течение каролин-столинский хасидизм. Но что сохранилось от былой славы хасидов Полесья?! В Пинске – отстроенная недавно синагога (бывший молитвенный дом раввинов каролинской династии), три могилы хасидских цадиков– Аарона Каролинского, Ошера Столинского, Цви Гирша Баал Шем Това, в Столине – руины большой синагоги, где из поколения в поколение проповедовали «столинские ребе», дом раввина и черно-гранитный памятник в виде раскрытой книги на месте расстрела семьи раввина в урочище Стасино. Но как показать пинские могилы святых цадиков, на которых стремятся побывать хасиды из Израиля и всего мира, если после Второй мировой войны, унесшей жизни еврейских общин Пинска и Каролина, кладбища были застроены, и святые места (при том, что могилы не нарушены) оказались под забором СШ № 12 и одного из детских садов?!

Можно было бы отступить на несколько метров, отгородить святое место, как это сделали в Иваново с родовым склепом, где покоится Наполеон Орда (захоронение тоже в свое время оказалось под асфальтом школьного двора). Но как признать, что под песочницей детского сада покоится прах единственного сына основателя хасидизма Баал Шем Това?! Многократные обращения иудеев местные власти пресекли контрпредложением: полностью выкупить территорию старого еврейского кладбища, которое просуществовало без малого 500 лет, вместе с двумя детскими садиками, построенными на нем в советское время.

В то же самое время ряд городов Украины – Меджибож, Умань, Бердичев – не знают отбоя от паломников именно благодаря святым могилам. Сдача жилья (для паломников каждый угол – 100 долларов в сутки), продукты питания, транспортные услуги и т. П. давно стали в этих городах устойчивым источником дохода населения. Под паломников стала создаваться инфраструктура, строятся и улучшаются дороги, создаются рабочие места. Недаром мэр города Умани каждый еврейский Новый год с воодушевлением приветствует тысячи паломников, которых влечет в Украину могила ребе Нахмана из Брацлава. Наши святые могилы в Пинске, Мире, Воложине, Радуни, Гродно для хасидов значимы не меньше, но, сопровождая паломников, натерпишься стыда. Представьте такую картину: почтенные пожилые раввины в своих традиционных одеждах вместе со мной перелезают через забор еврейского кладбища в Мире, чтобы зажечь поминальные свечи и помолиться на могиле машгиаха Ерухама Левовица, т. К. калитка закрыта на замок и где ключ – неизвестно. Еще один случай из практики – густые заросли жгучей крапивы и другой сорной травы на старом еврейском кладбище в Гродно, которые, поднимаясь выше пояса, нещадно обжигают и не подпускают к могиле раввина Шимона Шкопа большую группу еврейских школьников, прибывшую из Великобритании… А ведь наши «еврейские местечки» – Мир, Воложин, Вишнево, Ружаны, Шерешово, Пружаны, Мотоль, Городец, Антополь, Давид-Городок, Кожан-Городок, Погост-Загородский, Лахва, Ленин (единственное в своем роде еврейское кладбище с деревянными мацевами!) – настоящая кладезь для создания паломнического туризма из Израиля.

Краков: кто досматривает синагоги Казимежа?

– Фашистский геноцид в годы Второй мировой войны унес жизни 6 000 000 евреев Европы. От многих больших еврейских общин в живых остались единицы. Уцелевшие в огне Холокоста стремились переехать из местечек и городков в большие города, а то и за границу. Так случилось не только в Беларуси, но и в соседних странах. Однако в той же Варшаве сберегли старое еврейское кладбище, куда сегодня стекаются ностальгические туры. Дорожки вымощены, могилы ухожены, местами – скромные таблички с именами людей, на чьи пожертвования поддерживается порядок.

А в знаменитом краковском предместье Казимеж паломники и участники ностальгических туров могут посетить значительное число действующих синагог. От краковской еврейской общины после Второй мировой войны уцелели немногие, сегодня она не больше пинской (500 – 600 человек), но здешние синагоги сохраняются не только ради местных евреев, но и ради туристов. Из памятников разрушенного во время войны кладбища возле одной из синагог сложена стена наподобие иерусалимской Стены плача. Подобное отношение к важным для еврейской истории и традиции местам наблюдается и в крупных городах Литвы – Вильнюсе и Каунасе. Словом, положительный пример есть –  у наших соседей. Самое верное – следовать ему, а самое трудное – бесконечные разговоры  и пустые надежды заменить реальным делом: изучением специфики, наведением порядка на соответствующих памятных местах, созданием специальных объектов туристического интереса на еврейскую тему…

Записал Алексей СЕРЕБРЯКОВ, фото Сергея ПЛЫТКЕВИЧА

https://www.traditionrolex.com/8